Азбука веры Православная библиотека преподобный Феодор Студит Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон


преподобный Феодор Студит

Письмо Платону, его (духовному) отцу, о почитании икон

Мы утешаем самих себя, когда говорим с священною главою нашею. Ибо что утешительнее для сына, как беседовать с отцом, особенно же с таким и столь великим, что его добродетель прославляют многие города, страны и острова? Таков мой любезный отец, хотя плод не похож на дерево, вследствие негодности моего смирения. Но мы имеем в тебе предлежащий образец благочестия, – и не только мы, но и все те, которые избрали благочестивый образ жизни, окрыляются мужеством и побуждаются к успешному совершенствованию. Но так как с давнего времени требовала твоя святыня, чтобы я объяснил, каким образом должно почитать священное изображение Христа, – не потому, чтобы ты (этого) не знал, но желая этим побудить мое неразумное слово; однако, доселе мне не удалось ответить. Теперь же, вспомнивши, я решил, что должно исполнить порученное мне, насколько это возможно, при содействии твоих священных молитв, хотя кое-что о том же самом (предмете), может быть, я достаточно высказал в другом месте. Итак, всякое искусственное изображение является подобием того (предмета), которого оно служит изображением, и в самом себе путем воспроизведения показывает очертание первообраза, как говорит искусный в божественных вещах Дионисий: истина – в подобии, первообраз – в образе; каждое из двух в каждом из двух, исключая различия сущности. Итак, поклоняющийся изображению, поклоняется тому, кого верно представляет изображение. Ибо не сущности изображения он поклоняется, но начертанному на нем, – и в отношении тожества поклонения изображение нераздельно от первообраза, ибо в отношении подобия изображение с первообразом тожественно. Поэтому Василий Великий (говорит) таким образом, что царем называется и изображение царя, и (однако) не два царя. Ибо ни сила не рассекается, ни слава не разделяется. Ибо как правящие нами господство (одно) и власть – одна, так и (воссылаемое) нами славословие одно, а не многие. Поэтому честь изображения переходит к первообразу. Если же она переходит к первообразу, то не одно и другое, но одно и то же бывает почитание и поклонение, как один и тот же первообраз, которому воздается поклонение и в изображении.

Но одно – природный образ, и другое – (образ, получаемый) чрез воспроизведение. Одно, по сравнению с причиной, имеет не природное различие, но личное, как Сын по отношению к Отцу, ибо одно Лицо Сына, и другое Отца, природа же, очевидно, одна. Другое же, напротив, имеет природное различие, но не личное, – как образ Христа по отношению к (Самому) Христу. Одна природа вещества изображения, и другая (природа) Христа; лицо же не иное, но одно и то же (Лицо) Христа, хотя бы и было начертано на иконе, так как тот же божественный Василий снова говорит: что там образ по воспроизведению, то здесь Сын по природе; и как в произведениях искусства (является) подобие в отношении наружного вида, так в божественной и несложной природе – единство, вследствие общности Божества. Заметь различие: в природном образе и причине, то есть в Отце и Сыне, как одна природа, так одно и поклонение вследствие тожества природы, а не личности. Так как мы исповедуем, что Святой Троице принадлежит одна природа, то (исповедуем, что Ей принадлежит) одно и поклонение и славословие, но Лица три: Отца, и Сына, и Святого Духа. В образе же, воспроизведенном искусством, и в первообразе, то есть во Христе и в изображении Христа (ведь здесь одно Лицо Христа), бывает одно и поклонение – соответственно, очевидно, тожественности единого Лица, хотя природы Христа и изображения различны. Если же мы скажем, что одно поклонение образу и первообразу – как соответственно тожеству Лица, так соответственно тожеству и природы, и не признаем различия образа и изображаемого, но будет как одно Лицо, так и одна природа изображения Христа и Самого Христа, – то мы впадем в эллинское многобожие, обоготворяя всякое вещество, употребляемое для начертания изображения Христа. И этим мы откроем уста иконоборцам справедливо обвинять нас в том, что мы, поклоняясь единому Богу в трех Лицах, поклоняемся многим богам и почитаем (их). Если же кто-либо снова скажет, что ни по тожеству лица, ни по тожеству природы поклонение, (воздаваемое) изображению, не относится к первообразу, то, очевидно, он рассек силу и отделил славу первообраза от изображения и, таким образом, поклоняясь изображению Христа, явно идолопоклонствует, вводя не одно, но два поклонения. Это и стараются доказать иконоборцы; но, как и естественно, отрицая на этом основании, что Христос описуем по плоти, они изобличаются в нечестии подобно тем, которые учат, что Бог обитал с людьми на земле в призраке и воображении. Но пусть будет одинаково низвергнуто нечестие тех и других в свойственную им тьму. Истинная же вера христиан, как уже ранее сказано, как во Святой Троице исповедует одно поклонение по причине общности Божества, так и по отношению к изображению Христа признает одно и то же поклонение, соответственно тожеству Лица Христа. Ибо поклонение воздается одному и тому же Лицу, хотя бы оно и было начертано, в противном же случае это был бы не образ, но некоторый предмет, существующий самостоятельно, если бы он в отношении чести был отделен и оторван от первообраза. И таким образом, наконец, и в поклонении иконе Христа одно поклонение и славословие усердно прославляемой и блаженной Троице. Может быть, кто-нибудь скажет следующее: так как поклонение есть служение то следовательно, иконе Христа приносится служение, вместе с Святою Троицею. Но таковой представляется не знающим различия в поклонении: мы покланяемся святым, но не оказываем им божеского служения; и хотя они признаются (нашими) вождями в законе Божием, но божеского служения им не воздается. Затем, пусть он еще знает, что поклонение бывает не сущности1 изображения, ибо это (нам) чуждо и есть дело служащих твари помимо Творца; но когда в изображении Христа поклонение воздается Христу, то вещество изображения остается совершенно не участвующим в поклонении, которое воздается (изображенному) на нем Христу – ради того подобия, которое принадлежит Лицу Христа и которое (мыслится) отдельно от вещества, хотя и в нем бывает видимо. И это, кажется мне, похоже на пример (подобия, отражающегося) в зеркале, так как и здесь лицо смотрящего как бы начертывается (в зеркале), но подобие остается вне вещества. И если бы кто захотел поцеловать (находящееся) там свое изображение, то он поцеловал бы не вещество, потому что он не ради него и находится (пред зеркалом), но – отображенное в нем подобие его самого; поэтому он и прильнул к веществу. Конечно, если он удалится от зеркала, то, вместе с ним, отступит и образ, – как не имеющий ничего общего с веществом зеркала. Таким же образом (следует рассуждать) и относительно вещества изображения: если уничтожено подобие, которое было на нем видимо и к которому (относилось) поклонение, то вещество остается без почитания, как не имеющее с подобием ничего общего. Затем, пусть будет перстень, на котором начертано изображение царя, и пусть он будет оттиснут на воске, на смоле, на глине. Печать, конечно, будет одна и та же и неизменна на всех веществах, вещества же друг от друга различны; (печать) и не могла не остаться неизменною на различных (веществах), как не имеющая ничего общего с материалами; но, отделенная от них мыслью, она остается на перстне. Таким же образом и подобие Христа, на каком бы веществе ни начертывалось, не имеет (ничего) общего с веществом, на котором оно представляется, оставаясь в Лице Христа, Которому оно принадлежит. И – кратко сказать – божеское почитание оказывается не иконе Христа, но Христу, Которому в ней воздается поклонение; и поклоняться ей должно ради тожества Лица Христа, несмотря на различие сущности иконы.

Таким образом, как мне кажется, почитание иконы Христа основывается на учении святых отцов. Если (почитание) уничтожается, уничтожается вместе и домостроительство Христа; и если поклонение не воздается иконе, уничтожается точно также поклонение Христу.

И поэтому, святой отец, должно со страхом и благоговением приступать и поклоняться ей (т. е. иконе), так как поклонение переходит ко Христу; и должно веровать, что в ней обитает божественная благодать, и что приступающим к ней с верою она сообщает освящение. Ибо как в образе Животворящего Креста, так и в иконе Всесвятой Богородицы и всех святых, – всякое освящающее почитание икон чрез посредство (изображенных) на них первообразов восходит к Богу. И поэтому одно и только одно божеское поклонение (воздается) Святой и Единосущной Троице, ради Которой (оказывается) различное поклонение и другим и к Которой относятся все другие поклонения. Если же что-либо по неведению я сказал ошибочно – или меньше того, что следовало, или же больше, то ты, как добрый отец, удостой – одно исправить, другое восполнить, а иное и уничтожить, молясь и усиленно молясь о моем смирении, чтобы я и мыслил правильно, и говорил без преткновения, и поступал, не заслуживая порицания.

* * *

1

Т. е. не веществу.


Источник: Творения преподобнаго отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Том первый. - СПб.: Издание С.-Петербургской Духовной Академии, 1907. - С. 230-234.

Вам может быть интересно:

1. Письмо отцам Поляномерульской обители преподобный Паисий (Величковский)

2. Письмо Иоанну, епископу Антиохийскому против Феодорита святитель Кирилл Александрийский

3. Амбигва 37. Письмо шестое преподобный Максим Исповедник

4. Письма преподобный Никита Стифат

5. Письмо к Севeру блаженный Павлин Ноланский

6. Письмо Димитрию Кидону праведный Николай Кава́сила

7. Письмо LVII императору Евгению святитель Амвросий Медиоланский

8. Письмо 215А. К Валентину Адруметскому третье блаженный Аврелий Августин

9. Письма блаженный Феодорит Кирский

10. Письма святитель Фотий, патриарх Константинопольский

Комментарии для сайта Cackle