Послание 62(121). К братьям, находящимся в рассеянии187
Недавно я писал вам из восточных стран188, а теперь – являюсь из фракийских. Ибо князи века сего переселили нас в Смирну и стерегут еще крепче и строже, нежели в первый раз. Но «для слова Божия нет уз» (2Тим.2:9), и любовь не успокаивается, и заповедь не умолкает. Поэтому я, смиренный, опять говорю: радуйтесь о Господе, отцы и братия, радуйтесь, гонимые «за правду» (Мф.5:10), радуйтесь, пребывающие в горах и пещерах, а также и скрывающиеся в городах и местах потаенных!
Ибо, если нам заповедано апостолом «всегда радоваться» (1Фес.5:17), то не тем ли более теперь, когда страдаем ради Христа, изображаемого на картине, являющегося в Своей иконе и через нее почитаемого? Это слова не мои, несчастного, но Дионисия премудрого и Василия Великого. Теперь не время приводить изречения и других богоносных мужей. «Слушайте, небеса, и внимай, земля» (Ис.1:2). Моав согрешил, т.е. Византия. Она свергла евангельское иго, сбросила ярмо, как бешеная юница (Ис.15:5). «Не хочу «знать путей Твоих»«, – сказала делом и словом (Иов.21:14); беснуется, неистовствует, пьет кровь, как львица, закрывает уши, как аспид, обличениям противится.
Достиг ее увещательный голос, как будто с неба, от верховного, от римского престола взывающий: «Что ты сделала? Ты отреклась от Христа, отвергнув икону Христа, Богородицы, всех святых. Отверзи внимательный слух, прислушайся к словам евангельским, апостольским, пророческим, отеческим». Но она не послушалась, не приняла этого, а оторвавшись от пятиглавого тела Церкви, – ибо еще жив и священный Никифор, – восстает против Вседержителя Бога, оскорбляя Христа, попирая святыню. Таковы ее дела, возлюбленные.
А с нами Бог, восток, запад, север и море. От этого радость, хотя бывает и плач о погибающих. Стойте же мужественно, с благодарностью принимая страдания ради Христа, как сокровища. Какое прекрасное время для ратоборцев, благоприятное, благоухающее подвигами более всех ароматов! Течет мученическая кровь в Церкви, и Церковь орошается больше, чем Едем, напоенный четырьмя потоками. Умножаются лики мучеников от века. Ублажаемое у древних исповедников ныне является пред глазами.
Неужели же не поспешишь на подвиг ты, слышащий это, сетующий на жизнь горную, или пустынную, или как-нибудь укрываемую? Оставайся же там, где ты находишься, ибо у тебя такое великое блаженство. Молись и прославляй блаженнейших, отражай невидимого дракона, веди внутреннюю борьбу с плотью. Пусть побеждает дух, пусть порабощается тело, чтобы была свободна душа, госпожа и владычица, имея мир с Богом. Если будет так, то будет ежедневное мученичество, богоуготованные венцы.
О нас, грешных, не беспокойтесь, хотя вы и слышали, что мы опять подверглись бичеванию. Мы перенесли это по молитвам вашим с благодарностью, с радостью. Не долго длилась эта беда. Только не переставайте воздевать ваши преподобные руки. Мы веруем, хотя и весьма немощны, что таким образом воздвигнем трофей против Амалика. Усердно приветствует вас брат ваш Николай. «Приветствуйте друг друга лобзанием святым» (2Кор.13:12), общники – общников, малые – великих, особенно же соседних отцов. Когда у вас будет прочитано это письмо, то не откажитесь прочитать его и у них, если только оно будет достойно этого. Ибо мы все единодушны, мы все – одно тело, хотя и различные члены. Господь Иисус Христос с вами и с нами, грешными! Аминь.
* * *
Это письмо, под заглавием «оглашение» написано в 819 году.
См. письмо 38 второй части.