Азбука веры Православная библиотека преподобный Иоанн Кассиан Римлянин Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта


преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Писания к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта

Содержание

Восемнадцатое собеседование аввы Пиаммона. О трех древних родах монахов Глава 1. Как мы, придя в Диолкос, были приняты аввою Пиаммоном Глава 2. Как необученные монахи должны учиться на примере старших Глава 3. Новоначальные не должны исследовать повелений старцев Глава 4. О трех родах монахов в Египте Глава 5. Кто был учредителем рода жизни киновитян Глава 6. О чине и начале анахоретов Глава 7. О начале и жизни сарабаитов Глава 8. О четвертом роде монахов Глава 9. Вопрос какое различие между киновией и монастырем? Глава 10. Ответ на предложенный вопрос Глава 11. Об истинном смирении, и как авва Серапион обличил ложное смирение одного странника Глава 12. Вопрос: как может быть приобретено истинное терпение? Глава 13. Ответ Глава 14. Пример терпения одной благочестивой женщины Глава 15. Пример терпения аввы Пафнутия Глава 16. О совершенстве терпения Глава 17. О зловредности зависти Девятнадцатое собеседование аввы Иоанна (Диолкосского). О цели киновии и пустынножительства Глава 1. О киновии аввы Павла и о терпении одного брата Глава 2. О смирении аввы Иоанна Глава 3. Ответ аввы Иоанна, почему он оставил пустыню Глава 4. О добродетели аввы Иоанна, в которой он упражнялся, будучи отшельником Глава 5. О выгодах пустынножительства Глава 6. О пользе общежития Глава 7. Вопрос о плодах общежития и пустынножительства Глава 8. Ответ Иоанна Глава 9. О полном и истинном совершенстве Глава 10. О тех, которые, будучи несовершенными, удаляются в пустыню Глава 11. Вопрос о средстве вразумить тех, которые скоро удаляются из киновии Глава 12. Ответ: как пустынник может узнать свои пороки Глава 13. Вопрос о том, как может исцелиться тот, кто, не очистившись от пороков, удалился в пустыню? Глава 14. Ответ о врачевании несовершенных пустынников Глава 15. Вопрос о том, должно ли быть целомудрие также испытываемо, как и прочие страсти? Глава 16. Ответ: по каким признакам можно узнать чистоту Двадцатое собеседование аввы Пинуфия. О времени прекращения покаяния и об удовлетворении за грехи Глава 1. О смирении аввы Пинуфия и старании укрываться Глава 2. О приходе нашем к авве Пинуфию Глава 3. Вопрос о времени прекращения покаяния и о знаке удовлетворения за грехи Глава 4. Ответ аввы Пинуфия Глава 5. Об образе покаяния и доказательстве удовлетворения за грехи Глава 6. Вопрос: надо ли вспоминать грехи для сокрушения сердца? Глава 7. Ответ: до каких пор нужно иметь память о прежних грехах Глава 8. Разными способами можно достигнуть очищения грехов Глава 9. Забвение грехов полезно, и нужно избегать воспоминания о плотских грехах Глава 10. О знаке удовлетворения и о забвении прежних грехов Глава 11. Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать Двадцать первое собеседование аввы Феоны (первое). О льготах в пятидесятницу Глава 1 Глава 2. Наставление аввы Иоанна Феоне и прочим, пришедшим с ним Глава 3. О приношении десятин и начатков Глава 4. Авраам, Давид и другие святые с избытком исполняли повеления закона Глава 5. Живущие под благодатью евангельской должны превзойти заповеди закона Глава 6. Благодать Евангелия как совершенным дает Царство Небесное, так милостиво поддерживает немощных Глава 7. В нашей власти состоит быть под благодатью Евангелия или под страхом закона Моисеева Глава 8. Как Феона убеждал свою жену, чтобы и она отреклась от мира Глава 9. Как Феона удалился в монастырь, когда жена не согласилась на его убеждения Глава 10. Преподобный Кассиан показывает, почему он представил этот пример Глава 11. Вопрос: почему в Египте во все дни Пятидесятницы не постятся и не преклоняют колен во время молитвы? Глава 12. Ответ: о свойстве того, что называется добром, злом и средним Глава 13. Какое благо составляет пост Глава 14. Пост не есть главное добро Глава 15. Доброго по природе своей не следует делать для среднего; напротив, среднее нужно предпринимать для того, что само по себе добро Глава 16. Как отличается главное благо от прочих благ Глава 17. Об образе поста и пользе его Глава 18. Пост не всегда бывает приличен Глава 19. Вопрос: почему в продолжение всей Пятидесятницы пост оставляется? Глава 20. Ответ Феоны Глава 21. Вопрос ослабление строгости поста не повредит ли целомудрию тела? Глава 22. Ответ о соблюдении умеренности в воздержании Глава 23. О времени и мере принятия пищи Глава 24. О разном соблюдении Четыредесятницы Глава 25. Ответ: пост Четыредесятницы составляет десятину целого года Глава 26. Как мы должны приносить наши начатки Господу Глава 27. Почему многие соблюдают неодинаковое число дней в Четыредесятнице Глава 28. Почему называется Четыредесятницею, когда постятся в ней только тридцать шесть дней Глава 29. Совершенные превосходят закон Четыредесятницы Глава 30. О причине и начале Четыредесятницы Глава 31. Вопрос: как следует понимать слова апостола: грех не должен господствовать над вами? Глава 32. Ответ о различии благодати и заповедей закона Моисеева Глава 33. Заповеди евангельские легче заповедей закона Моисеева Глава 34. Как узнать, что кто-нибудь находится под благодатью Глава 35. Вопрос: отчего иногда, постясь, мы сильнее испытываем плотское возбуждение? Глава 36. Ответ: этот вопрос должен быть отложен до будущего собеседования Двадцать второе собеседование аввы Феоны (второе). О ночных искушениях Глава 1 Глава 2. Повторение предложенного вопроса: почему за большим воздержанием иногда следует большая борьба плоти? Глава 3. От трех причин происходит истечение во сне Глава 4. Вопрос: можно ли приступить к святому причащению оскверненному ночным истечением? Глава 5. Ответ: когда истечение во сне признается виною Глава 6. Что осквернение тела иногда не заключает в себе вины и случается по действию дьявола, это доказывается примером Глава 7. Никто не должен считать себя достойным святого причащения Глава 8. Возражение аввы Германа касательно сказанного о святом причастии Глава 9. Ответ: многие могут быть святыми, но нет никого без греха, кроме Христа Глава 10. Только Сын Божий без всякого уязвления грехом победил искусителя Глава 11. Один Христос пришел в подобии плоти греха Глава 12. Все праведные и святые были не в подобии греха, а в действительности имели грех Глава 13. Грехи святых не настолько тяжки, чтобы отнимали у них заслугу или имя святости Глава 14. Как следует понимать слова апостола: доброго, которого хочу, не делаю Глава 15. Возражение: не от лица ли грешников апостол это сказал? Глава 16. Откладывание ответа на предложенный вопрос Двадцать третье собеседование аввы Феоны (третье). О словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю Глава 1 Глава 2. Авва учит, что в апостолах было много доброго, но исполнение самого добра они имели в одном желании и намерении Глава 3. Что это за добро, которого апостол не мог совершать Глава 4. Человеческая благость и правда не есть благая, если сравнить ее с божественной благостью и правдою Глава 5. Никто не может непрерывно стремиться к высочайшему благу – Богу Глава 6. Насколько апостол желал спасения братьев Глава 7. Подобны подслеповатым те, которые считают себя свободными от всякого греха Глава 8. Очень немногие знают мерзость и тяжесть грехов Глава 9. Удаляться от Бога – гибельно, настоящая смерть Глава 10. Стремящиеся к совершенству истинно смиряются и всегда чувствуют нужду в благодати Божией Глава 11. Толкование изречения: по внутреннему человеку нахожу услаждение в законе Божием Глава 12. Изъяснение слов: знаем, что закон духовен Глава 13. Изъяснение слов: знаю, что не живет во мне доброе Глава 14. Возражение: кажется, что ни к неверным, ни к святым не относятся слова апостола: не делаю то доброе, которого хочу Глава 15. Ответ на предложенное возражение Глава 16. Что значит «тело греха и смерти». Глава 17. Все святые искренно сознавались, что они нечисты и грешники Глава 18. Даже праведники и святые бывают не без греха Глава 19. Из образцовой молитвы Господней доказывается, что нет никого без греха Глава 20. Даже во время самой молитвы едва ли можно избежать греха Глава 21. Хотя знаем, что мы не без греха, однако не должны уклоняться от святого причащения Двадцать четвертое собеседование аввы Авраама (См Соб 15, гл 4, 5). О самоумерщвлении Глава 1 Глава 2. Как старец раскрыл наши погрешности Глава 3. О качестве мест, которые должны избирать отшельники Глава 4. Какому делу отшельники должны посвящать себя Глава 5. От скитания тела скорее увеличивается, нежели облегчается тоска сердца Глава 6. Каким образом монах должен охранять помыслы, объясняется подобием Глава 7. Вопрос: почему близкое обитание родных вредно для нас, а живущим в Египте не вредит? Глава 8. Ответ: почему не всем все приличествует Глава 9. Самоумерщвление аввы Аполлоса Глава 10. Вопрос: не вредно ли монаху, если родители будут доставлять ему необходимое для жизни? Глава 11. Ответ, заимствованный из учения св. Антония Великого Глава 12. О пользе трудолюбия и о вреде праздности Глава 13. Рассказ аввы Макария о заработке брадобрея Глава 14. Вопрос: откуда произошла у нас такая погрешность мнения? Глава 15. Ответ о трех способностях, или частях души Глава 16. Повредившуюся разумную часть души надо врачевать Глава 17. Слабейшая часть души первой подвергается дьявольским искушениям Глава 18. Вопрос: полезно ли желание более сокровенного уединения, по которому мы стремились в отечество? Глава 19. Ответ: Бог хочет, чтобы совершенные мужи, скрывающиеся и в отдаленнейших пустынях, были посещаемы людьми Глава 20. Полезно бывает послабление во время прихода братьев Глава 21. То же доказывает примером св. Иоанна Богослова Глава 22. Вопрос: как следует понимать слова Евангелия: иго Мое благо, и бремя Мое легко? Глава 23. Ответ с объяснением изречения Глава 24. Отчего иго Господне бывает неприятно и бремя тяжело Глава 25. Какую пользу доставляют нам искушения Глава 26. Каким образом совершенно отвергающимся обещается сторичная награда в этом мире

Предисловие

При помощи благодати Христовой окончив десять собеседований отцов, которые изложены по требованию блаженнейших епископов Елладия и Леонтия, другие семь я посвятил блаженному епископу Гонорату и святому рабу Христову Евхерию; столько же теперь и вам, святые братья Иовиниан, Миневрий, Леонтий и Феодор (Это, вероятно, настоятели монастырей), я вздумал посвятить. Последний из вас в областях галльских со строгостью древних добродетелей основал святой и превосходный чин киновии, а прочие своими наставлениями возбудили монахов искренно расположиться не только к киновийской жизни, но и желать высоты отшельнической. Эти собеседования высоких отцов с такой рассудительностью составлены и во всем приноровлены, чтобы приличествовали тому и другому образу жизни, которой, по вашему старанию, процветают большие общества братьев не только в западных областях, но и на островах (Острова расположенные в 60 милях от Марселя, из которых три называются Стихадскими – Протен, Мессен и Гиполя, – а также Лерин и Леро), т. е. чтобы не только пребывающие в обществах в похвальном подчинении, но и те, которые, отшельничествуя недалеко от ваших киновий, желают следовать образу жизни анахоретов, полнее поучались в них по мере своего состояния. Ваш же предшествующий труд доставил им (сказанным монахам) особенно ту пользу, что они, уже будучи приготовлены и пребывая в тех же занятиях, легче усвоят заповеди и наставления старцев. Они, вместе со списками этих собеседований принимая в свои кельи самих авторов собеседований и как бы ежедневно беседуя с ними посредством вопросов и ответов, уже не по своему измышлению изберут этот трудный и почти неизвестный в этой стране путь жизни, опасный даже и там (в Египте), где уже остались печальные следы и бесчисленные примеры предшественников, и отшельнический образ жизни устроят лучше по заповеди тех, которые научились всему из древнего предания и долговременного опыта.

Вам может быть интересно:

1. Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

2. Слово подвижническое преподобный Нил Синайский

3. Сто семнадцать глав преподобный Иоанн Карпафский

4. Главы о трезвении преподобный Марк Подвижник

5. Пред очами Божиими святитель Григорий Великий (Двоеслов)

6. Умозрительные главы Евагрий Понтийский

7. Письма преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Его же другие главы преподобный Григорий Синаит

9. Второе слово на Святую Пасху преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский

10. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского преподобный Макарий Великий, Египетский

Комментарии для сайта Cackle