преподобный Феодор Студит

Послание 44(232). К Григорию консулу

Огорчало нас доселе достоинство твое, не присылая писем; между тем ты пишешь хорошо, как показывает само письмо. В нем мы восхвалили не только ученость твою, но и любознательность, желающую получить высшее образование, для чего свиток, который ты требуешь, мы имеем, но не здесь. Если же случится быть в тамошних местах нашему помощнику эконома, то, взяв его оттуда, где хранится, он доставит тебе. Прекрасно образование, господин, доколе оно содействует действительно истинному образованию, а не беснуется, делая невежественными причастников его.

Смысл же апостольского изречения: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол.2:9), мне кажется, таков: в плоти Слова, принятой от Девы, как бы в храме, который Оно создало Себе, обитает вся полнота божества; «вся полнота», – говорит он, – а не часть какая-нибудь, как думали разделявшие не имеющее частей божество. А слово «телесно» значит: существенно; ибо так разумеют Отцы в противоположность тем, которые пустословят, будто – относительно.

То же означает и следующее изречение: «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Ин.1:14). Чтобы кто-нибудь не подумал, что Слово обратилось в плоть, он прибавил: «и обитало с нами». Очевидно, что иное – Обитающий, и иное – обиталище, в котором обитает Обитающий, так что два, божество и человечество, пребывают в одном Лице Христа. Если же тебе кажется иначе, то не лиши проницательнейшего и вернейшего соображения нас, малосведущих и, прибавлю, нерадивых, хотя ты и превознес нас до небес дружескими похвалами.


Источник: Послания / Преподобный Феодор Студит. - М. : Приход храма Святаго Духа сошествия : Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2003. (Святоотеческое наследие). Кн. 1. - 474, [6] с.; Кн. 2. - 503 с.

Комментарии для сайта Cackle