Письма старца и ответы на вопросы учеников

Источник

М. С. О. Н. Г. I. X. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе брат! желаем тебе о Господе радоватися и благодушествовати.

Писание ваше получили, содержанию по силе скудоумия нашего вняли, на что, при помощи Всемогущаго, и ответствуем. Вы просите о выходе с подворья в наш монастырь, или на подворье остаться, и полагаетеся о сем на нашу волю. Мы с Божиею помощию по возможности нашей, мало не по тонку, однако довольно усмотрели ваше на подворье пребывание и сообращение в должностях ваших и со отцем вашим Игуменом, и удивились вашему неистовству и злокозненным усильственным поступкам вашим, коими раздражаете и огорчаете старостныя седины его, и видно не устрашают вас словеса св. Апостола Павла: „противляяйся власти, повелению Божию противляется». И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий имети в душах ваших, а разве обручение геенны; и мы с Божиею помощию, уразумели из обстоятельств ваших и сообращений, что вам теперь благословной вины не обретаем насильственно выходить в неизвестныя места. В подтверждение мы наслышаны от вернаго человека, что и Архипастыря нашего соизволения и воли нет вам к выходу. И Господа ради вас вообще с о. Г... просим и молим постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятной воли, но во всем повиноваться отцу Игумену, в чем только несть преступления заповеди Божия и предания Св. Отец, и пожити до времени, поколь Премилосердый Господь восхощет и доколе воля Его святая будет. И посылаем к вам бумагу, хотя и худо написанную рукою о. Гавриила, соглаголанную от уст наших, и по сей бумаге всевозможно старайтесь, при помощи Божией в написанных неполезных поступках исправитися, и ежели законно и по совести положите начало, то при помощи Всемогущаго Бога, увидите на опыте внутрь души отраду и покой. И сократя, пребываем с нашим обычным почтением преданностию ваши покорные слуги и недостойные смолитвенники многогрешный и недостойный иеросхимонах Лев1 и схимонах Феодор, земно кланяемся и просим ваших святых молитв, в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

15 Февраля 1822 г.

Александро-Свирский монастырь.

О. Г. и о. I. написанныя сии статьи с Божиею помощью нужно исполнити:

Во первых пренужно прощения просить у о. Игумена за преслушание, что не пошел считать кружечной суммы, и дабы впредь, с помощию Божиею, когда позовут, быть готовым.

О. И. за самочинную покупку и за преслушаниe прежде назначенной о. Игуменом епитимии должно потщиться, испросив у него благословения на трапезе, выполнить.

В какое послушание не положены, то должны мы свой стих помнити, а в посторонния другия отнюдь не мешаться. Без благословения о. Игумена, или от него кому поручено будет правление, таймечно, как для себя, так и для прочих никаковых вещей не покупать; поскольку сие вменяется в святотатство, как о сем пишет Святый Симеон новый Богослов в гл. 56-й.

В волю Божии всегда должно располагатися; а как волю Божию познати о том со смирением старших отец или братии вопрошати, о чем пишет Св. Иоанн Лествичник в слове 26, о разсуждении благоразсудном, в начала слова.

Без благословения о. Игумена, или кому начальство поручено будет, по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям, без благословения отнюдь не таскаться.

В келлии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласным.

При помощи Божией всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. Игумена, или по нужде в дороге.

Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися: то должно вскоре раскаятися и полагати начало.

В книге Св. Исаака Сирина приискать нижеписанныя слова и со вниманием прочитати.

В слове 30 в конце: яко не подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч.

В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол и проч.

В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца.

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч.

В слове 55. Вопр. Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца.

В слове 78: да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч.

В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца.

Сл. 79-е. О гордыни. Все cиe слово многажды со вниманием прочитывать до конца.

В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении.

О. Г... не полезно для жительства возвращатися на Валаам, поскольку его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславии и гордыни.

Всевозможно стараться признавати свою немощь. На едине с женою не сообращатися, хотя и случити написати поменцы и проч. А наибольши в своей келлии, по крайней мере, чтоб был третий.

Всячески при помощи Божией остерегатися в начальническия дела не мешатися, но только тому внимати опасно и исполняти со страхом Божиим, которое от Начальства за послушание поручено будет.

Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины под себе для разъезду извощиков не нанимать и без нужных потреб по С.-П.-Бургу не разъезжать.

От усердствующих к вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам неуподобитися Иуде предателю. А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. Игумена, или кому поручится начальство. А разве ничто особенно какой возусердствует; то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божия Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и cиe принять.

В дополнение вам, прелюбезнейшее наши отцы и собратся, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати могогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда, при всех наших вышеписанных предосторожностях, каковой возчувствуете в себе душевный вред: тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно, письмом к нам многогрешным написать на разсмотрение. И тогда аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живи будем; то с Божию помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крове вашея.

Многогрешный и непотребный писал cии статьи иеросхимонах Лев, купно с советом единомысленнаго своего Схимонаха отца Феодора, своею рукою. Я и свидетельствую о сем многогрешный и недостойный схимонах Феодор.

М. С. О. Н. Г. I. X. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнеший наши отцы и собратия о. Г.... и о. И., усердно желаем вам о едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова, и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнейший наш батюшка о. Г...., что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о Настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжениях Начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас подчиненных неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет Настоятель, а мы будем стропотны и непокоривы и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым, и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам самим немощным пещися; но оставим та сильным и здравым и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем, о. I... ю напало большее разслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительства своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в души своей. А теперь видно от действа, что он сложился по треклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукаваго, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтобы вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем, чтобы нам свою совесть очистить и на страшном суде ответа Богу не отдать; а вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы, что будете сеять, то и пожнете. Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему иepocx. Лев и схимон. Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв, в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14 Марта 1822 г.

От книги Св. Иоанна Лествичника с толкованием, печатанной в Москве, от слова 4-го о послушании лист 80 на обороте. Сущее от невозможных есть, еже своей воли противитися диавола, и да препрят тя, иже в лености живущии, и в едином безмолвном месте претерпевше или во общем житии, да бывает нам, еже от мест ратуемое отхождение, нашего тамо благоугождения указание. Еже бо ратоватися – знамение есть еже ратовати. Толкование: Невозможно есть, да сопротив станет диавол своей воли когда, он бо разслабленна всякаго человека хочет жити и в небрежении и не творити волю Божию. Аще неких обрящет таковых, не сопротивится им. Аще бо им воспротивится, своей воли сопротивится всяко. Невозможно же быти сему когда.

* * *

1

Св. Преп. Лев Оптинский (Наголкин) (1768–1841). День памяти – 11/24 октября. Жил в Александро-Свирском монастыре с 1817 – 1828 гг.


Источник: "Житие и подвиги схимонаха Феодора". 1910. репринт М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1997. С. 31-61.

Комментарии для сайта Cackle