схимонах Феодор Свирский

Письма старца и ответы на вопросы учеников

М. С. О. Н. Г. I. X. В. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе брат! желаем тебе о Господе радоватися и благодушествовати.

Писание ваше получили, содержанию по силе скудоумия нашего вняли, на что, при помощи Всемогущаго, и ответствуем. Вы просите о выходе с подворья в наш монастырь, или на подворье остаться, и полагаетеся о сем на нашу волю. Мы с Божиею помощию по возможности нашей, мало не по тонку, однако довольно усмотрели ваше на подворье пребывание и сообращение в должностях ваших и со отцем вашим Игуменом, и удивились вашему неистовству и злокозненным усильственным поступкам вашим, коими раздражаете и огорчаете старостныя седины его, и видно не устрашают вас словеса св. Апостола Павла: „противляяйся власти, повелению Божию противляется». И с таковым беззаконным вашим жительством никогда не возможете мир Божий имети в душах ваших, а разве обручение геенны; и мы с Божиею помощию, уразумели из обстоятельств ваших и сообращений, что вам теперь благословной вины не обретаем насильственно выходить в неизвестныя места. В подтверждение мы наслышаны от вернаго человека, что и Архипастыря нашего соизволения и воли нет вам к выходу. И Господа ради вас вообще с о. Г... просим и молим постараться исправити злые ваши нравы и не употребляти своей треклятной воли, но во всем повиноваться отцу Игумену, в чем только несть преступления заповеди Божия и предания Св. Отец, и пожити до времени, поколь Премилосердый Господь восхощет и доколе воля Его святая будет. И посылаем к вам бумагу, хотя и худо написанную рукою о. Гавриила, соглаголанную от уст наших, и по сей бумаге всевозможно старайтесь, при помощи Божией в написанных неполезных поступках исправитися, и ежели законно и по совести положите начало, то при помощи Всемогущаго Бога, увидите на опыте внутрь души отраду и покой. И сократя, пребываем с нашим обычным почтением преданностию ваши покорные слуги и недостойные смолитвенники многогрешный и недостойный иеросхимонах Лев1 и схимонах Феодор, земно кланяемся и просим ваших святых молитв, в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

15 Февраля 1822 г.

Александро-Свирский монастырь.

О. Г. и о. I. написанныя сии статьи с Божиею помощью нужно исполнити:

Во первых пренужно прощения просить у о. Игумена за преслушание, что не пошел считать кружечной суммы, и дабы впредь, с помощию Божиею, когда позовут, быть готовым.

О. И. за самочинную покупку и за преслушаниe прежде назначенной о. Игуменом епитимии должно потщиться, испросив у него благословения на трапезе, выполнить.

В какое послушание не положены, то должны мы свой стих помнити, а в посторонния другия отнюдь не мешаться. Без благословения о. Игумена, или от него кому поручено будет правление, таймечно, как для себя, так и для прочих никаковых вещей не покупать; поелику сие вменяется в святотатство, как о сем пишет Святый Симеон новый Богослов в гл. 56-й.

В волю Божии всегда должно располагатися; а как волю Божию познати о том со смирением старших отец или братии вопрошати, о чем пишет Св. Иоанн Лествичник в слове 26, о разсуждении благоразсудном, в начала слова.

Без благословения о. Игумена, или кому начальство поручено будет, по тюрьмам и больницам мирским для посещения не ходить; а равно и ко своим единоградцам, мирским людям, без благословения отнюдь не таскаться.

В келлии двум полезнее сидети, нежели единому, но только с единомысленным и в мудровании согласным.

При помощи Божией всевозможно должны стараться на обеды не ходити, – кроме разве когда необходимо случится по великой нужде, по приказанию о. Игумена, или по нужде в дороге.

Начальствующих и прочую братию всевозможно, при помощи Божией, стараться ни в каких подозрениях не зазорить и не осуждать. Аще случится, яко человеку, кому провинитися: то должно вскоре раскаятися и полагати начало.

В книге Св. Исаака Сирина приискать нижеписанныя слова и со вниманием прочитати.

В слове 30 в конце: яко не подобает прекословити помыслом лукавым; но возверзати себе на Бога, и проч.

В слове 36 в конце: не Дух Божий живет во иже в покои пребывающих, но диавол и проч.

В слове 37 в конце: всякаго человека пользует искушение, и проч. до конца.

В слове 51: яко предаемии в руки судей мучитися, и проч.

В слове 55. Вопр. Аще подобает всем заповедем Господним хранимым быти, и проч. вопр. и ответы до конца.

В слове 78: да не взыщеши прияти совет от кого, не суща в пребывании твоем, и проч.

В том же 78: егда обрящеши мир на пути твоем неизменен, тогда убойся, и проч. В том же 78 в конце: яко от духовнаго жезла в преуспеяние и ращение души бываемая искушения, и проч. до конца.

Сл. 79-е. О гордыни. Все cиe слово многажды со вниманием прочитывать до конца.

В сл. 50 в конце: лучше бо нам смерть в подвизе, нежели жити в падении.

О. Г... не полезно для жительства возвращатися на Валаам, поелику его тамошнее жительство оказалось не к смирению ведущее, но к тщеславии и гордыни.

Всевозможно стараться признавати свою немощь. На едине с женою не сообращатися, хотя и случити написати поменцы и проч. А наибольши в своей келлии, по крайней мере, чтоб был третий.

Всячески при помощи Божией остерегатися в начальническия дела не мешатися, но только тому внимати опасно и исполняти со страхом Божиим, которое от Начальства за послушание поручено будет.

Кроме нужной собственной потребы и своей благословной вины под себе для разъезду извощиков не нанимать и без нужных потреб по С.-П.-Бургу не разъезжать.

От усердствующих к вам христолюбцев денег для своих особенных потреб не брать, дабы для собрания денег и нам неуподобитися Иуде предателю. А когда вам в чем прилучится крайняя и необходимая нужда, тогда должны попросить со смирением у о. Игумена, или кому поручится начальство. А разве ничто особенно какой возусердствует; то можно предложить, когда усердно расположится, на неугасимо горящее кандило иконы Божия Матери, сколько кому на сердце Премилосердый Бог положит, на деревянное масло, и cиe принять.

В дополнение вам, прелюбезнейшее наши отцы и собратся, присовокупим: аще восхощете вы нас послушати могогрешных и недостойных, то вы сами не должны о себе начинати никаковых дел о перемещении с подворья ни в какое место. Но когда, при всех наших вышеписанных предосторожностях, каковой возчувствуете в себе душевный вред: тогда просим вас немедленно, сколько возможно, обстоятельно, письмом к нам многогрешным написать на разсмотрение. И тогда аще Премилосердый Господь потерпит грехом нашим и живи будем; то с Божию помощию, по возможности и по воле нашей, что усмотрим полезно душам вашим, потщимся написать к вам.

А когда вы будете по воле своей начинати или делати, то вы сами свой суд и бремя носити будете, а мы, хотя многогрешнии и недостойнии, но пребудем чисты от крове вашея.

Многогрешный и непотребный писал cии статьи иеросхимонах Лев, купно с советом единомысленнаго своего Схимонаха отца Феодора, своею рукою. Я и свидетельствую о сем многогрешный и недостойный схимонах Феодор.

М. С. О. Н. Г. I. X. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнеший наши отцы и собратия о. Г.... и о. И., усердно желаем вам о едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова, и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнейший наш батюшка о. Г...., что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о Настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжениях Начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас подчиненных неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет Настоятель, а мы будем стропотны и непокоривы и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым, и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам самим немощным пещися; но оставим та сильным и здравым и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем, о. I... ю напало большее разслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительства своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в души своей. А теперь видно от действа, что он сложился по треклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукаваго, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтобы вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем, чтобы нам свою совесть очистить и на страшном суде ответа Богу не отдать; а вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы, что будете сеять, то и пожнете. Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему иepocx. Лев и схимон. Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв, в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14 Марта 1822 г.

От книги Св. Иоанна Лествичника с толкованием, печатанной в Москве, от слова 4-го о послушании лист 80 на обороте. Сущее от невозможных есть, еже своей воли противитися диавола, и да препрят тя, иже в лености живущии, и в едином безмолвном месте претерпевше или во общем житии, да бывает нам, еже от мест ратуемое отхождение, нашего тамо благоугождения указание. Еже бо ратоватися – знамение есть еже ратовати. Толкование: Невозможно есть, да сопротив станет диавол своей воли когда, он бо разслабленна всякаго человека хочет жити и в небрежении и не творити волю Божию. Аще неких обрящет таковых, не сопротивится им. Аще бо им воспротивится, своей воли сопротивится всяко. Невозможно же быти сему когда.

* * *

1

Св. Преп. Лев Оптинский (Наголкин) (1768–1841). День памяти – 1124 октября. Жил в Александро-Свирском монастыре с 1817 – 1828 гг.


Источник: "Житие и подвиги схимонаха Феодора". 1910. репринт М.: Изд-во Моск. подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 1997. С. 31-61.

Вам может быть интересно:

1. Письмо архимандрита Фотия к святителю Игнатию (Брянчанинову) архимандрит Фотий (Спасский)

2. Письма архимандрит Игнатий (Малышев)

3. Письмо отцам Поляномерульской обители преподобный Паисий (Величковский)

4. Первое письмо епископа священномученик Павел (Кратиров)

5. Письма 135, 147, 113, 4, 105, 16 епископ Синезий Киренский

6. Письма к детям из уз архимандрит Таврион (Батозский)

7. Письма Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, к разным лицам профессор Николай Иванович Барсов

8. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

9. Открытое письмо Н. А. Бердяеву по поводу его книги "Судьба человека в современном мире" иеросхимонах Сергий (Четвериков)

10. Полемические сочинения монах Давид Дисипат

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс