Введение во храм Пресвятой Богородицы
Проповедь произнесенная в Покровском академическом храме за Божественной литургией 4 декабря 2008 года.
07 декабря 2010 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры! Сегодня торжественно празднуется Введение Пресвятой Богородицы во храм. В Священном Писании мы не найдем рассказа об этом событии, как нет там многого из жизни великой в Своем смирении Божией Матери. Однако Святые Отцы с любовью и тщанием сохранили нам достоверное предание, сообщающее подробности этого Введения, и изъяснили его глубокий смысл. Вспомним об этом, из многого, сказанного ими, собрав немногое.
Когда исполнился третий год от Рождества Пречистой Девы, настал срок исполнить и то обещание, которое дали Ее святые родители, молясь разрешить их от неплодия – обещание принести в дар Богу рожденное от них Дитя. Праведные Иоаким и Анна приглашают в Назарет, где они живут, своих родственников – потомков двух древних родов, царского и архиерейского. Они собирают Назаретских девиц и приготавливают множество свечей. Сама Пречистая Дева украшена с подобающим великолепием. Через три дня пути они достигают Святого Града, и торжественное шествие начинает путь к Иерусалимскому храму. Впереди идут девы с зажженными свечами, за ними – Сама трехлетняя Отроковица, вслед за Ней – Ее родители и множество родных и знакомых. Со всего Иерусалима стекаются жители, чтобы увидеть необычайное, радостное, умилительное зрелище: совсем крохотная, в царском убранстве, в предношении множества свечей, как полная луна в окружении звезд, приводится к ветхозаветному святилищу Дева Мария. И не только жители земного Иерусалима, но и граждане Иерусалима небесного, святые Ангелы, собираются вокруг по повелению Божьему и незримо сопутствуют Ей. Они изумляются тому, что открыто их умному взору: Пресвятая несет знаки вечной чистоты, Она чужда всякой греховной скверны, чего никогда ранее не бывало среди дочерей падшего Адама. «Сия есть селение небесное!»1, – восклицают они.
Предшествующие Отроковице девы поют псалмы Давида, а сами Иоаким и Анна непрестанно повторяют 44-й псалом, таинственную «Песнь о возлюбленном»2: Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего, и возжелает Царь доброты Твоея, зане Той есть Господь Твой, и поклонишися Ему3. Теперь сбываются эти пророческие слова: Сам Бог Отец, Царь Небесный, из всех родов избрал Отроковицу Марию ради Ее необычайной святости, девственной чистоты и смирения. Отныне Она становится невестой Богу. Оставив позади Себя мир, Она с нынешнего дня всю Себя отдает обручившему Ее Небесному Отцу. Она вводится в храм Божий, чтобы там достойно воспитаться в Матерь Сыну Божию. И как заря предвещает скорое явление солнца, так Богоизбранная Отроковица Своим вхождением в храм громогласно проповедует о скором пришествии в мир Солнца правды, чаемого всеми Избавителя. «Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает»4. То, что совершалось тогда, не могли до конца постичь питомцы ветхозаветной Церкви, ведь даже святым Ангелам была еще неведома вся глубина происходящего. Но Церковь Новозаветная, имеющая полноту Откровения, уже усматривает в этом событии все Божественное домостроительство: грядущее зачатие Спасителя Девой от Святого Духа, Его славное Рождество и наше Искупление. Именно сегодня мы начинаем петь: «Христос раждается, славите!»5, постом и молитвой готовясь встретить пришедшего в мир Искупителя.
Царственные проводы Богоневесты Марии приближаются к храму и оттуда навстречу Ей исходят священники во главе с архиереем Захарией, сыном Варахииным, родственником праведной Анны. Укрепляемая Божией силой трехлетняя Отроковица взбегает по каменным ступеням ведущей к храму лестницы, и архиерей входит с Ней в святилище. Она идет по дому Божию, как по царскому чертогу, играя и радуясь, – совсем юная, но совершенная благодатью Божией, предуведенная и предизбранная прежде сложения мира. Тогда происходит самое удивительное: архиерей вводит Ее за вторую завесу, во внутреннюю часть храма, где находится скиния, называемая «Святое святых», и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище6. Туда не было доступа не только женщинам, но даже священникам. Сам архиерей только один раз в году входил туда с жертвенной кровью. Однако старец Захария пророческим духом уразумел, что Пречистая Дева достойна всегда предстоять лицу Божию, что находящийся во Святом святых ковчег завета был таинственным указанием на Ее молитвенное пребывание там, и он вопреки закону без всякого колебания и сомнения вводит туда Пресвятую.
После падения Адама человеческий род был проклят и отвержен от лица Божия. Согрешивший человек оказался недостойным быть обителью для Бога и лишился Святого Духа. Никто уже не мог предстать пред лице Божие и не умереть. Когда слава Божия осеняла ветхозаветную скинию, даже священники, и сам великий пророк Моисей, не в силах были войти туда7. Но теперь явилась Отроковица, Которая по Своей святости выше Святого святых. Она уже избавлена от клятвы, с Нее первой начинается возобновление нашего общения с Богом. Она уже «в Духе Божественном», входя в храм, Она вводит с Собой благодать8. А помимо личной святости Она готовится стать таким вместилищем Божиим, каким не был до Нее ни один храм, Она готовится стать истинной Матерью истинного Бога. Древний храм только предизображал Ее, «священное сокровище славы Божия, многоценный чертог, селение небесное, пречистый храм» нашего Спасителя,9.
Двенадцать лет, что отведены Пресвятой Деве для воспитания в храме, Она под руководством живущих там дев и вдовиц будет навыкать рукоделию и делам милосердия, в совершенстве изучит Священное Писание. Но бόльшую часть времени Она станет проводить в молитве, уединяясь для этого в недоступное никому кроме Нее Святое святых Иерусалимского храма. Там Ангелы будут питать Ее небесным хлебом, там Она будет все более и более возрастать в смирении, приуготовляя в Себе престол для Царя Христа.
Братья и сестры! Прославляя сегодня дивные совершенства Пресвятой Богородицы, вспомним и о том, что Ее Введение во Святое святых было предзнаменованием вхождения всех верующих пред лице Божие. В том псалме, которым оглашалась вводимая в храм Пресвятая, мы слышим: Приведутся Царю девы вслед Ея, искрения Ея приведутся Тебе10. Девы, о которых поет здесь псалмопевец – не столько Назаретские девы, некогда сопровождавшие Богоотроковицу, сколько души, верой и делами веры стремящиеся приблизиться к Ней. Господь избрал Божию Матерь в селение Себе за Ее необычайную святость, и мы, конечно, не имеем в себе Ее святыни. Но Она родила нам Искупителя, Который Своей крестной жертвой умоляет Отца принять нас в Свое обручение, особенно когда здесь, в храме Божием, мы с верой и благоговением приступаем к Божественному Причастию. И если Ей для входа во Святое святых нужна была чрезестественная святость, для нас, грешных, остается другой путь – покаяние и вера в Искупителя. Шествуя этим путем, по благодати Божией отторгая от себя соблазны мира и противостоя живущему в нас греху, мы сможем Духом Святым утвердиться во внутреннем человеке11 и устроить храм своей души в селение Божие. Тогда и при кончине этого века мы войдем в Небесное Царство, в горний Иерусалим, где уже не будет храма, ибо храм вышнего Града и светильник его – Сам Бог Вседержитель и Агнец12, Господь Иисус Христос. Туда не войдет ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи13, но только убеленные в крови Агнца Христа души, покаянием, смирением и чистотой последовавшие за Пречистой Девой. Аминь.
Литература.
Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, подготовленное к 2000-летию Рождества Христова. М., 1999.
Псалтирь. СПб., 2008 (репринт издания: М., 1913).
Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, изъясненная по свято-отеческим толкованиям (репринт издания: Киев, 1882).
Минея праздничная. М., 1993 (репринт издания: М., 1914).
Жития святых. Сентябрь–Ноябрь. Тутаев, 2001 (репринтное издание).
Свт. Феофан Затворник. (Два слова на) Введение во храм Пресвятой Богородицы // Он же. Любовью назидая. Слова и проповеди. М., 2002. С. 421–438.
Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. Киев, 1999.
Митроп. Вениамин (Федченков). Введение во храм Пресвятой Богородицы // Он же. Царство Святой Троицы. М., 2006. С. 181–261.
* * *
Кондак праздника.
Тропарь праздника.
Катавасия.
Исх. 40, 35; 3Цар. 8, 11. Паримии 1, 2 на великой вечерне.
Кондак праздника.
Кондак праздника.