блаженный Феодорит Кирский

Сокращенное изложение Божественных догматов

Глава 12 Глава 13 Глава 14

13. О том, что Владыка с телом восприял и душу

А что Единородный Сын Божий, вочеловечившись, восприял на Себя и разумную душу, сему научает евангелист Лука, сказуя: «Иисус же преспеваше премудростию, возрастом и благодатию у Бога и человек» (Лк. 2, 52). Но возрастом преспевает тело, а премудростию душа, Божество же не приемлет ни того, ни другого приращения, ибо Слово Божие совершенно. И справедливо Евангелист с возрастанием тела соединил и приращение премудрости, потому что по мере телесного возраста естество Божие открывало премудрость Свою. Яснее же о восприятии на Себя души учит Владыка. Ибо предполагающим, что страдание Его непроизвольно, сказал прежде страдания: «область имам положити» душу Мою, «и область имам паки прияти ю:... никто же возмет ю от Мене, Аз полагаю ю о Себе,... да паки прииму ю» (Ин. 10, 17, 18). А сим ясно дал видеть, что иное есть полагаемая и приемлемая душа, а иное – положившее и приемлющее Божество; говорю же: иное и иное, не на два лица разделяя, но показывая разность естеств. Так изрек Господь и в другом месте: «сего ради Мя Отец любит, яко... Аз душу Мою полагаю за овцы» (Ин.10, 15, 17). В другом же месте ясно показал то смущение, какое претерпевала душа во время страдания, ибо сказал: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего. Но сего ради приидох на час сей» (Ин. 12, 27). А сим дал видеть борение помыслов, то устрашающихся страдания, то отражающих страх. И сей страх яснее изобразил Лука, ибо сказал: страдание приводило Его в такое борение, что пот Его сделался кровавым. «Бысть пот Его – говорит Евангелист, – яко капли крове» (Лк. 22, 44); присовокупил же и то, что пришел Ангел, «укрепляя Его» (Лк.22,43). Из всего же этого усматривай немощь естества человеческого. Ибо для чего, когда Божество Единородного соединено с человечеством и Дух присущ как помазание, Ангел подкрепляет немощь души и тела? Не явствует ли из сего, что естество Божие попустило быть всему этому, чтобы в последующие времена верующих восприятию души и тела утвердить сими доказательствами и прекословящих обличить столь ясными свидетельствами?


Глава 12 Глава 13 Глава 14


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.