Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Сокращенное изложение Божественных догматов» является 5-й книгой сочинения блж. Феодорита Кирского «Краткое изложение еретических вымыслов», написанного около 453 г. Блж. Феодорит пытается систематически изложить христианскую догматику и предлагает сопоставить православное учение с еретическими заблуждениями, которые он привел в предыдущих 4-х книгах.

Трактат состоит из 29 глав. Первые главы посвящены триадологии. В главе 1 излагается учение о Боге. В главах 2-3 блж. Феодорит отстаивает равенство и совечность Сына и Святого Духа Отцу.

В главах 4-9 говорится о творении, духовных сущностях и антропологии. Все создано Пресвятой Троицей, а не является результатом взаимодействия эонов, чему учили гностики. Сотворенные Богом разумные существа подразделяются на 2 вида: бестелесные духи (ангелы и демоны) и человек. Природа человека имеет 2 составляющие: бессмертную душу и тело, составленное из 4 элементов. Блж. Феодорит отвергает учение о предсуществовании и переселении душ.

В главе 10 речь идет о Божественном Промысле. Автор критикует учение, что Бог не промышляет о Своем творении, что Промысл Божий ограничен подлунной сферой.

Главы 11-15 посвящены христологии и сотериологии. Блж. Феодорит обличает ереси манихеев, гностиков, ариан и др. Он подчеркивает, что Церковь Одного и Того же именует Сыном, Единородным, Логосом и Иисусом Христом, прилагая последнее именование к Господу после вочеловечения, а прочие - и до, и после него.

В главах 16-17 говорится о благости и праведности Божией, о единстве двух Заветов. Блж. Феодорит критикует 2 основных заблуждения Маркиона: противопоставления справедливого Демиурга и благого Бога и отрицания того, что Ветхий и Новый Заветы восходят к Одному и Тому же Законодателю.

В главе 18 речь идет о крещении, которое не только дарует оставление прежних грехов, но и дает верным образ будущего воскресения, приобщение к страданиям Христа и причастие Его Воскресению (гл. 18).

В главах 19-23 речь идет об эсхатологии. Бессмертная душа не воскресает, а возвращается в тело. Второму Пришествию Христа будет предшествовать явление антихриста. Каждый человек получит по справедливости либо награду, либо наказание. Царство праведников будет не земным и ограниченным во времени, как учат сторонники хилиазма, а вечным и нетленным (главы 19-23).

Главы 24-29 посвящены вопросам нравственности и изложению православного учения о браке.

13. О том, что Владыка с телом восприял и душу

А что Единородный Сын Божий, вочеловечившись, восприял на Себя и разумную душу, сему научает евангелист Лука, сказуя: «Иисус же преспеваше премудростию, возрастом и благодатию у Бога и человек» (Лк. 2, 52). Но возрастом преспевает тело, а премудростию душа, Божество же не приемлет ни того, ни другого приращения, ибо Слово Божие совершенно. И справедливо Евангелист с возрастанием тела соединил и приращение премудрости, потому что по мере телесного возраста естество Божие открывало премудрость Свою. Яснее же о восприятии на Себя души учит Владыка. Ибо предполагающим, что страдание Его непроизвольно, сказал прежде страдания: «область имам положити» душу Мою, «и область имам паки прияти ю:... никто же возмет ю от Мене, Аз полагаю ю о Себе,... да паки прииму ю» (Ин. 10, 17, 18). А сим ясно дал видеть, что иное есть полагаемая и приемлемая душа, а иное – положившее и приемлющее Божество; говорю же: иное и иное, не на два лица разделяя, но показывая разность естеств. Так изрек Господь и в другом месте: «сего ради Мя Отец любит, яко... Аз душу Мою полагаю за овцы» (Ин.10, 15, 17). В другом же месте ясно показал то смущение, какое претерпевала душа во время страдания, ибо сказал: «ныне душа Моя возмутися: и что реку? Отче, спаси Мя от часа сего. Но сего ради приидох на час сей» (Ин. 12, 27). А сим дал видеть борение помыслов, то устрашающихся страдания, то отражающих страх. И сей страх яснее изобразил Лука, ибо сказал: страдание приводило Его в такое борение, что пот Его сделался кровавым. «Бысть пот Его – говорит Евангелист, – яко капли крове» (Лк. 22, 44); присовокупил же и то, что пришел Ангел, «укрепляя Его» (Лк.22,43). Из всего же этого усматривай немощь естества человеческого. Ибо для чего, когда Божество Единородного соединено с человечеством и Дух присущ как помазание, Ангел подкрепляет немощь души и тела? Не явствует ли из сего, что естество Божие попустило быть всему этому, чтобы в последующие времена верующих восприятию души и тела утвердить сими доказательствами и прекословящих обличить столь ясными свидетельствами?


Источник: Творения блаженного Феодорита епископа Кирского / [Общ. ред.: проф. А.И. Сидоров]. - М. : Паломникъ, 2003. - 717, [1] с. - (Библиотека отцов и учителей церкви) / Сокращенное изложение Божественных догматов. 9–83 с. ISBN 5-87468-203-1

Комментарии для сайта Cackle