блаженный Феодорит Кирский

Сокращенное изложение Божественных догматов

Глава 6 Глава 7 Глава 8

7. Об Ангелах

Ангелов же не боготворим, подобно эллинским стихотворцам и философам, естества бесплотного не делим на женский и мужеский пол, осуждаем непотребные смешения невидимых сил, не признаем их, как баснословят еретики, творцами твари, не утверждаем, что совечны они с Богом всяческих.

Людям нужен женский пол для размножения рода. Ибо, предвидя сие, Бог всяческих так устроил человеческое естество; почему и произнес сие благословение роду, сказав: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт. 1, 28). Поелику смерть расхищает род человеческий и, подобно какому-то жнецу, пожинает не только старых, но и юных, то естество наше, по необходимости, возымело нужду в делателях и сеятелях, которые на место пожатых производили бы другие классы и своим деланием не уступали победы рукам жнущего. Для естества же бессмертного излишне разделение полов, потому что, как не умаляющиеся в числе, не имеют нужды в размножении и, как не облеченные телом, в совокуплении. И учителем сему Божественное Писание. Ибо не двух только Ангелов, как двух человек, создал Бог в начале, но произвел многие тьмы, сколько Ему было угодно, потому что не подлежащее тлению естество не требует размножения. Люди же, имея смертное тело и подлежа смерти, необходимо имеют нужду в женском поле.

И ни один сластолюбец да не взводит обвинения на Ангелов, по невежеству в предлог к хуле взяв повествуемое премудрейшим Моисеем: «видевше сынове Божии дщери человечи, яко добры суть, пояша из них себе жены» (Быт. 6, 2). Ибо крайнее неразумие – непотребство людей приписывать Ангелам. Два рода людей было тогда: род Каинов и род Сифов; и род Каинов был проклятый, а род Сифов имел попечение о благочестии; потому что Енос, сын Сифов, «упова призывати имя Господа Бога» (Быт. 4, 26). С сего времени происходившие от него, именуясь сынами Божиими, стали избегать смешения с родом Каиновым. По прошествии же многих лет потомки благочестивых, увидев привлекательных дочерей этого рода, препобеждены были красотою, нарушили отеческие законы и стали вступать с ними в супружество. Потом смешение это ввело порочную жизнь. Посему, слыша, что в Божественном Писании сказуется: «вхождаху сынове Божии к дщерем человеческим» (Быт. 6, 4), не будем обвинять бесплотных Ангелов, потому что на беззаконие отваживались люди, именовавшиеся сынами Божиими. А что сие действительно так, свидетель в том Сам Бог всяческих, изрекший так: «не имать Дух Мой пребывати в человецех сих [во век], зане суть плоть» (Быт. 6,3). И историописатель говорит также: и «виде Господь... землю, и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на земли» (Быт. 6,12). И Ною изрек Бог всяческих: «се Аз погублю всяку плоть» (Быт. 6, 17), и повелев построить ковчег, присовокупил: «яко тя обретох праведна... в роде сем» (Быт. 7, 1). Если бы согрешили Ангелы, то Законоположник правды не наказал бы за сие людей, и притом не десять, двадцать, сто человек, но несчетные их тысячи.

Посему ангельское естество не имеет нужды в женском поле, ни для размножения, ни для смешения. Божественное Писание учит, что Ангелов многие тьмы. Сказано: «тысяща тысящ служаху Ему, и тьмы тем предстояху Ему» (Дан. 7, 10). Служение же ангельское есть песнопение. Ибо о Серафимах блаженный Исаия говорит, что «взываху... и глаголаху: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его» (Ис. 6, 3); о Херувимах же сказал божественный Иезекииль, что слышал «глаголющих: благословенна слава Господня от места Его» (Иез. 3, 12). Но не только песнословят Ангелы, а и служат Божественному домостроительству. И сему научил нас премудрейший Павел: «не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение» (Евр. 1, 14)? Да и Сам Господь изрек в Священном Евангелии: «блюдите, да не презрите единаго от малых сих», наименьших из верующих в Меня: «аминь глаголю вам: Ангели их... ежедневно видят лице Отца Моего Небеснаго» (Мф. 18, 10). А богомудрый пророк Даниил, лучше же сказать, не он, но беседующий с ним Ангел, некоторых из них называет князьями народов. Ибо говорит: «князь персидский «стояше противу мне» (Дан. 10, 13); упоминает же о князе эллинском и присовокупляет, что ему, ходатайствующему пред Богом об освобождении Иудеев, не помог никто другой, кроме Михаила, князя их. И великий Моисей в песни своей сказал: «егда разделяше Вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор. 32, 8). А из того, что сказано Даниилом и что изречено Господом, должно заключить, что некоторые из Ангелов покровительствуют народам, а некоторым вверено попечение о каждом человеке порознь, чтобы не вредили и не делали им зла губительные демоны.

Веруем же, что Ангелы сотворены Богом всяческих, ибо сему научены мы. Песнопевец Давид, призывая Ангелов и небесные силы песнословить Бога всяческих, присовокупил: «Той рече, и быша: Той повеле, и создашася» (Пс. 148, 5); и еще: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). А три отрока, в пещи благословляя Бога, к общению в песнопении призывали всю тварь, и прежде всего Ангелов. Песнь отроков начинается так: «благословите вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57). Потом непосредственно за сим присоединяют отроки: «благословите Ангели Господни, Господа» (Дан. 3, 58), научая сим, что и Ангелы составляют часть дел Божиих. Божественный Апостол яснее преподал нам это. Ибо, упомянув о Господе нашем Иисусе Христе, присовокупил: «яко Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая», и оставив видимое, как известное, перечисляет чины невидимые, «аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. 1, 16).

Так научены мы мудрствовать и об Ангелах.


Глава 6 Глава 7 Глава 8


Источник: Библиотека отцов и учителей Церкви Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. Паломник. М. - 2003.