Толкование на 12 пророков

Источник

Предисловие

Иные подумают, может быть, что беремся за дело излишнее и напрасное, предпринимая толковать пророчества, тогда как труд сей совершен уже другими. Но найдутся люди высоко чтущие божественное, и тщательно обученные священному писанию; и они не только не вознегодуют на нас, и не будут укорять подобно оным порицателям, но, вероятно, одобрят и похвалят, если в сочинении сем и не найдут чего-либо отлично-хорошаго; потому что и одного усердия достаточно, чтобы приобрести похвалу у судей правдивых. Так Спаситель и Господь наш в священном евангелии и за две лепты превознес похвалами оную вдовицу, изрекши похвалу по качеству произволения, а не по количеству дара. В законе же, повелев достаточными на сооружение скинии приносить золото, серебро и драгоценные камни, и живущих в нищете не лишил пpиобретаемого сим благословения, подал повеление, чтобы и они приносили, кто кожу, кто волосы, а не имевшие у себя и этого приносили вместо сего в дар свою силу и свое искусство, приготовляя из волос пряжу и ткани. Сверх того знаем, что не великий только Моисей именовался Пророком, но и Иисус Навин, и Самуил, и Давид, и Нафан, и Гад, и Ахия, и Илия Елиссей, и кроме сих весьма многие другие. И евангельскую проповедь преподали всем людям не Петр только, и Иаков, и Иоанн, и Андрей, и весь лик Апостолов, также и Павел и Варнава, после них причтенные к лику Апостолов, но и Сила, и Тит, и Аполлос, ученики оных великих мужей. Да и на них не пресеклась благодать учительства, но просветила их преемников, и последовавших за сими преемниками; даже и доныне в церквах Божиих течет источник Всесвятаго Духа, и разделяет людям богоданные дары. Поэтому, кто судит прямо и правдиво, тем не покажется, будто бы делаем что-либо не сообразное, если, как некие власы, порождения ума своего принесем на сооружение новой скинии, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8:2). Если же скажет кто, что передаем чужие мысли; то и в сем случае найдет, что привносим и свою посильную долю; потому что подобно женам, из принесенных другими волос уготовлявшим пряжу и ткани и делавшим покровы для скинии, и мы, собрав, что здесь и там сказано хорошего, из всего этого (скажем так с Богом) хотим соткать одно целое, приводя читающим ясность мысли двенадцати Пророков. Вероятно же, что и мы, пользуясь Божиим словом, как неким светильником, найдем истолкование согласное с истиною; потому что не угасла благодать щедродаровитости Божией, но источает и подает великие дары не одним достойным, по и недостигшим совершенства. Видим, что и чувственное солнце не древним только людям сияло, но и живущим после них, и нам позднейшим их потомкам изливает лучи свои, и одинаково озаряет всю землю и море. Тем паче Зиждитель солнца, и оное сотворивший по единой благости, просвещает ум намеревающихся, сколько ни есть, возвести к Нему взоры. Подкрепляясь сею надеждою и не обращая внимания на порицателей, отважимся приступить к истолкованию пророчеств, призвав помочь нам молитвами своими вас, требовавших труда сего и побудивших к оному. Но прежде кратко сказав о времени, в какое пророчествовал каждый Пророк, коснемся потом и подробнаго истолкования.

О времени, в какое пророчествовал каждый из двенадцати Пророков.

Двенадцать Пророков имеют одну книгу не потому, что они современники и жили вместе; ибо в разныя времена писали они пророчества свои. Осия писал в царствование Oзии, Лоафама, Ахаза и Езекии, царствовавших в Иудее; Амос также во дни Озии, а им современен, и Иопль. Михей начал пророчество вскоре по смерти Озии, во дни Лоафама, Ахаза и Езекии. К сему же отделу по времени принадлежит и Иона. Ибо, хотя в пророчестве его умолчано время, но ясно показывает оное книга Паралипоменон. Наум же приял дарование пророчества после Ионы: a cиe ясно видно из содержания пророчества. Ибо Иoнa, проповедав ниневитянам конечную гибель, довел их до того, что воспользовались врачеством покаяния; а потому и не испытали на себе грозных оных предречений. Но когда, обратившись к прежней порочной жизни, отважились на дела достойныя крайняго наказания; Наум пророчествует, что после сего постигнет их гибель. Авдий же, как явствует из предсказанных им Идумеи бедствий, начал свое пророчество после них. И Софония ясно показывает, что сподобился Божественнаго откровения при царе Иocии; в это же время пророчествовал и чудный Иеремия. Не по многом времени после них пророчествовал и Аввакум. Аггей же, захария и Малахия начали пророчествовать по истечении великаго числа лет; не только после Иосии, Иоакима, Иexoнии и Седекии, нo и по окончании пленения вавилонскаго, после Кира, перваго царя персидскаго, который позволил израильскому народу возвратиться в отечество, даже после сына его Камбиза, при Дарие Истаспе, когда Зоровавель созидал божественный храм. После них не находим у Иудеев ни одного более Пророка. Поэтому, не как жившие вместе, имеют они одну книгу пророчеств, но поскольку предречения свои изложили они в немногих словах, и пророчеств каждаго по краткости недостаточно было к составление отдельной книги; то заботившиеся издревле о xpaнении божественных словес, не без причины совокупив во едино предречения двенадцати Пророков, составили из них одну книгу. Впрочем время уже коснуться нам подробнаго истолкования пророчеств, показав наперед кратко содержание пророчества Ocиина.


Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4. / М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с. / Толкование на 12 пророков. 243-247 с.

Комментарии для сайта Cackle