Источник

Изъяснение псалма 26-го.

«Псалом Давиду прежде помазания». Надписания сего в Екзаплах я не нашел, но есть оно в некоторых списках. Иные взяли сие за повод отвергать все надписания, как неистинныя. Ибо говорят: как мог Давид писать пророческие псалмы, когда не был еще помазан и не приял благодати Всесвятаго Духа, и притом был еще молод, пас овец, а не царством управлял, и никем еще не был гоним? Но им надлежало знать, что, по сказанию истории царств, Давид помазан был двукратно, и даже трекратно: в первый раз в Вифлееме Пророком Самуилом; во второй раз в Хевроне коленом Иудиным после погибели Саула, и в третий всеми коленами по смерти Мемфивосфея. О втором же помазании сказуется так: «и вопроси Давид Господа, глаголя: вниду ли в един от градов Иудиных? и рече Господь к нему: вниди. И рече Давид: камо вниду? и рече: в Хеврон» (2Цар. 2, 1). Потом бытописатель разсказав, как он взошел, присовокупил: «и приидоша мужие от Иудеи, и помазаша тамо Давида, да царствует над домом Иудиным» (2Цар. 2, 4). О третьем помазании опять сказуется так: «и приидоша вся племена Израилева к Давиду в Хеврон» (2Цар. 5, 1), и чрез несколько слов: «и положи им царь Давид завет в Хевроне пред Господем, и помазаша Давида на царство над всем Израилем» (2Цар. 5, 3). А посему видно, что псалом сей изречен прежде, нежели Давид приял второе поставление на царство, и вступил в управление делами. Итак изрек он слова сии гонимый Саулом, когда пришел к священнику Авимелеху, и помолясь в скинии Божией, прияв благословение святых хлебов, избежал от рук врага. О сем и говорит он в этом псалме: «яко скры мя в селении своем в день зол моих» (5). Тогда и Доик Идумеянин, пасший там царских мсков, известил Саула о бегстве Давидовом; почему и говорит Пророк в псалме: «яко возсташа на мя свидетеле неправеднии» (12). Но яснее покажет сие подробное изъяснение.

Пс.26:1. Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?

«Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» Просвещаемый Тобою, говорит Пророк, и озаряемый умным Твоим светом, пренебрегаю я всех в совокупности врагов.

Пс.26:2. Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.

«Внегда приближатися на мя злобующим, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша». Не обманулся я, говорит, в надежде, возложив упование на Твою помощь. Ибо и постигнув Меня наподобие зверей преследующие и покушавшиеся сделать из меня снедь, не причинили мне вреда, но сами потерпели конечную пагубу. А что сие бывало неоднократно, – показывает история. Ибо раз и два уловленный Саулом избегал сетей, лучше же сказать, мог предать смерти самого гонителя, если бы только захотел. Но он показал свое любомудрие, а гонитель от иноплеменников понес наказание за лукавство. И поэтому сказанное в псалме есть предречение будущаго.

Пс.26:3. Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.

«Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю». После такого опыта Божией помощи, если двукратно и трекратно покусятся напасть на меня многочисленные враги, вооруженный сею надеждою, не убоюсь бед.

Пс.26:4. Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его.

Пс.26:5. Ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.

«Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его».

«Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя». А я, говорит Пророк, изведав такое благодеяние, прошу у моего Благодетеля не богатства и власти, не царства и славы, но того, чтобы постоянно пребывать в божественном храме, созерцать там божественную лепоту и наблюдать за всем совершаемым по закону. Ибо опытом дознал я пользу, приобретши уже там спасение и избегнув от рук гонителей. Сего и просил великий Давид, сие и приял от великодаровитаго Бога, потому что перенес божественный кивот, поставил другую, более прежней чудную скинию, и учредил разные лики певцев. И это всякий подробнее может узнать из книги Паралипоменон. Сказано же: «едино просих от Господа» – в том значении, что просил единой благодати: так должно разуметь сие.

Пс.26:6. Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.

«И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения». Здесь переменено время; сие дал видеть и Акила; потому что вместо слов: «вознесе главу мою», поставил: «вознесется глава моя». Посему слова сии имеют тот смысл, что окруженный ныне врагами воцарится и одолеет неприязненных ему, и сам окружит их, Богу же принесет в скинии не жертвы предписанныя законом, но жертву хваления, какую во всех церквах по вселенной и приносит день и ночь чрез уверовавших в Бога. В некоторых списках читается: «жертву хваления и воскликновения»; но смысл остается тот же; потому что «воскликновение» есть воинский клик отважнейших для воодушевления робких, а таково и песнопение: оно есть клик благодушествующих и песнословящих Бога. Сказано: «благодушествует ли кто в вас? да поет» (Иак. 5, 13).

«Пою и воспою Господеви». И отсюда видно, что в сказанном выше переменено время; потому что Пророк дает только обещание петь и вознести песнопение.

Пс.26:7. Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.

«Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя». Просит милости, впрочем не милости несправедливой, но милости весьма справедливой.

Пс.26:8. Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.

«Тебе рече сердце мое: Господа взыщу». Не слова лишенныя истины произнес я, но совершил дело при согласии и сердца с словами.

«Взыска Тебе лице мое». Недостаточно того, что уже сделано, но буду делать сие и в последующее время. «Лица Твоего, Господи, взыщу». Посему не отринь меня желающаго, и не лиши желаемаго.

Пс.26:9. Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!

«Не отврати лица Твоего от Мене и не уклонися гневом от раба Твоего». Сказал сие Пророк, заимствовав образ речи от тех, которые гневаются, отвращаются от приближающихся к ним и покушаются уклониться другим путем.

«Помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, Спасителю мой». Слова: "не отрини (μὴ ἀποσκορακίσς) мене" другие переводчики заменили словами: «не отвергни меня». Слово же это Седмьдесят составили, научившись у внешних, потому что выражение: «к воронам тебя!» у древних составляло некоторое ругательство, основанное на какой-то басне.

Пс.26:10. Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.

«Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя»: потому что гонимый Саулом принужден я был жить вдали от родителей. Но вместо всего этого для меня довлеешь Ты, Владыка.

Пс.26:11. Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих.

Пс.26:12. Не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.

«Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую». Вместо слов: «законоположи ми» Акила и Феодотион употребили: «просвети», а Симмах: «покажи мне путь Твой». Поскольку, говорит, принужден я жить вдали от соплеменников, то Сам будь моим Законодателем и путеводителем, указав мне ведущую к Тебе стезю.

«Враг моих ради».

«Не предаждь мене в души стужающих ми». Речения сии суть порождения смиреннаго образа мыслей. Ибо выражают: хотя недостоин я спасения, однако же изгнан несправедливо, не причинив ни малой обиды враждующим на меня. Поэтому не предай обидевшим меня обиженнаго.

«Яко возсташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе». Акила же выразил это яснее: «противостали мне свидетели лживые, и обнаружилась неправда». Они, говорит, употребили против меня клеветы, но, при Твоей помощи, не потерпел я от того никакого вреда, вред же сей обратился на самих обидчиков, и брошенныя ими в меня стрелы на них также обратились. И сие заимствовано из общаго словоупотребления, потому что о замышляющих, но не делающих вреда в обычае у нас говорить: себе самому, а не мне повредил. Так и блаженный Давид сказал: «солга неправда себе».

Пс.26:13. Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.

А я «верую видети благая Господня на земли живых», потому что не только преодолею врагов в настоящей жизни, но наслаждусь и ожидаемыми благами. Потом Пророк предлагает увещание всем людям.

Пс.26:14. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.

«Потерпи Господа». А как сие возможно? «Мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа». Вооруженный мужеством ум и им преодолевающий приражающияся страдания, говорит Пророк, укрепляется, препобеждает и ожидает Божественных обетований, наследником которых делается при содействии тела. Землею же живых называет Пророк жизнь ожидаемую, как изъятую смерти, свободную от тления и печали.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. - М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с. ISBN 5-94625-081-7

Комментарии для сайта Cackle