Источник

Псалом 26

Пс.26:1. Псалом Давиду, прежде помазания. Господь просвещение мое и спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?

НАДПИСАНИЕ

Из сей надписи явствует, что сей псалом сложил Давид прежде вступления своего на престол, и следовательно во время гонения Саулова. Ибо хотя и помазан был елеем от Самуила, когда был еще отроком, но помазание оное было частное, а не торжественное, и учинено более для назначения, нежели для произведения в царя. Торжественно же помазан был в царя гораздо после, то есть, по убиении Саула на брани, как видно из второй книги Царств 2Цар. 2:4. О сем убо последнем помазании разуметь должно надписание псалма сего.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме, во-первых, просит Давид Бога, дабы возвратил его в отечество, чтоб мог всегда иметь случай упражняться в действиях Богослужения, как внутренняго, так и внешняго, ст. 4 и 6. Во-вторых, просит, дабы он, под покровом милости Его находяся, и впредь защищаем и сохраняем был от всякаго бедственнаго приключения, ст. 7 и 12. В-третьих, наконец, утверждает себя надеждою, что он, имея такого помощника и покровителя, каков есть Бог, уповает воспользоваться не токмо благополучием земным, но и вечным на небеси, а к сей благой надежде и других возбуждает, ст. 13 и 14.

Скорбь наводит тьму, а благоденствие приносит свет. Ибо скорбь возмущает и в смятение приводит душу, так что она не удобно видит, что ей делать должно, и потому или в порок нетерпеливости, или в другий некоторый грех впадает. Но когда Бог ниспосланным свыше светом тьму проженет, тогда душа тотчас усматривает, что скорбь, которая во тьме нощной великий страх причиняла, есть один токмо призрак, и что при Божием покровительстве не токмо не может вредить, но еще и удивительную пользу приносит. Сие благодеяние Божие Давид испытав на себе, как от лица своего, так и от лица всех избранных воспевает тако: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Аки бы сказал: невежество и слабость делали меня боязливым в скорби; но когда Господь просветил мою мысль, и мне ясно зреть даровал, что всякое временное бедствие не долговременно и не тяжко, и когда елеем милости Своея исцелил немощь мою: от того времени никого не боюся.

Присовокупляет другий довод, которым удостоверяет себя, что никакого страха бояться не должно. Ибо Господь, глаголет, не токмо просвещает и исцеляет, но и просвещеннаго и исцеленнаго не оставляет, и непрестанно покрывает щитом промысла и благоволения Своего. От кого убо устрашуся? Аще Бог по нас, кто на ны? (Рим. 8:31). И аще царь, полком смертных воинов окруженный, не боится: то раб ли Божий, сопровождаемый покровительством всемогущаго и безсмертнаго Владыки, убоится?

Пс.26:2. Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша.

Описывает действие и силу защищения Божия, повествуя о прошедших победах, одержанных над врагами, и тем воодушевляя себя благою надеждою на будущее время. Аки бы сказал: при помощи защищения Божия бывало то, что когда враги, злобствующие на меня, аки псы или голодные львы приближалися ко мне, дабы растерзать и пожрать плоть мою, тогда сии самые враги вдруг изнемогали, и бездыханны пред ногами моими падали: а таким образом усилия их не мне, но им самим во вред обращались. Сию истину доказывают примеры не токмо Давида, но и Христа, и мучеников, и всех святых.

Пс.26:3. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое: аще востанет на мя брань, на него аз уповаю.

Дабы показать крепкую надежду и непоколебимое упование на Бога, присовокупляет к вышереченным и сие, что не токмо не боится врагов, в малом количестве сущих, но и в великом ополчении готовых на брань, аки бы рекл: понеже защищение Твое безчисленными опытами изведал я, то хотя бы целый полк врагов устремился на меня, не убоится сердце мое; и понеже Господь, крепкий во бранех, покровительствует мне, и Сам вооружается против врагов: то хотя бы все смертные согласились на погибель мою, на Него аз уповаю. Ибо сила Божия, которая с моей стороны стоит, превыше силы их.

Пс.26:4. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый его.

Сими словами показывает Давид, что он, будучи изгнан из отечества, удален от жены, разлучен с сродниками, и наконец всего имения лишен, не столько сожалел о сих, сколько мучился печалию о том, что удален был от святилища Божия. Едино, глаголет, просих от Господа, то взыщу. Аки бы сказал: не почитаю за велико урон временных вещей, точию едино стяжати да удостоюся. Сего ради о сем едином пекуся, сего единаго просил, сего единаго прошу, еже жити ми в дому Господни. Не богатства и власти у благодетеля моего ищу, ниже царства и славы, но чтоб непрестанно святому храму приседеть, и тамо на Божественную красоту его взирать, и вся творимая по закону Его созерцать.

Пс.26:5. Яко скры мя в селении своем в день зол моих, покры мя в тайне селения своего, на камень вознесе мя.

Дает причину, чего ради просит жить в дому Господни, и видеть красоту его: понеже де опытом дознал уже, колико милостив был к нему Бог, когда неоднократно скрывал его во святилище Своем от поисков Саула. А от сея, глаголет, толикия милости Божия восприемлю благую надежду, что некогда паки возвращуся в дом Господень, чего единаго прошу и молю.

Пс.26:6. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении его жертву хваления и воскликновения: пою и воспою Господеви.

Сими преносными словами одно и то же означает, то есть, что Бог особливым промыслом Своим так покрывал и защищал его, как бы был он поселен в некоей претвердой и превысокой крепости. Сему подобное изречение читаем у пророка (Ис. 33:16): сей (сиречь праведный) вселится в высоце пещере камене крепкаго. Здесь в Еврейском тексте прошедшее время переменяет Пророк на будущее, и вместо се вознесе, полагает: се вознесет, дабы показать, что он, поставлен будучи на оном высоком камени, смело взирать будет на стрелы врагов, которыми иначе был бы он заметан.

Известно из Священной истории, что верные, жившие под законом, получив некое достопамятное Божие благодеяние, при торжественных обрядах обеты свои воздавали Богу во храме. Давид убо, находяся во изгнании и будучи удален от храма, утешает себя надеждою, что он паки возвратится во отечество, и пришед во святилище, пожрет Богу жертву хвалы. Впрочем, обещавая принесть в возблагодарение Богу священныя песни, прикровенно противополагает оныя суетным мира сего торжествам.

Пс.26:7. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя.

Паки возвращается к вышереченным словам: едино просих от Господа, то взыщу, и молит, дабы Господь услышал сие единое прошение его, горя теплым желанием видеть дом Господень. Чрез глагол воззвах означает сильный вопль, который возсылал к Богу, дабы скорее преклонить Его на помощь. С таким же намерением употребляет и оныя слова: помилуй мя. Ибо чем сильнее угнетаемы бывают верные, тем скорее приобретают милость Божию. Помилуй мя, глаголет, неповинно сие изгнание страждущаго, и услыши мя.

Пс.26:8. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска тебе лице мое, лица твоего, Господи, взыщу.

Пс.26:9. Не отврати лица твоего от Мене и не уклонися гневом от раба твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене, Боже, спасителю мой.

Сии слова не столько требуют изъяснения, сколько благочестиваго размышления и подражания. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, то есть, Тебе глаголет желание мое, что я Тебе единаго ищу, и не словами только сие провещаваю, но и самым сердцем. Ибо взыска Тебе лице мое, то есть: внутренния душевныя очи мои единственно Твоея красоты взыскуют, прочая же вся презирают. И понеже Ты рекл еси в слове Твоем: ищите лица Моего, – убо лица Твоего Господи взыщу: о том всегда буду пещися, дабы не токмо в будущем веке откровенным лицем видеть славу Твою, но еще и в жизни сей насладиться видением славы храма Твоего, где Ты видимым образом являешь присутствие Твое. Молю убо, не отврати лица Твоего от Мене: не укосни воззреть на мя, и исполнить желания моего. Не уклонися гневом от раба Твоего. Не помяни грехов моих, за которые сие изгнание терплю, и не отрини прошения моего.

Нарицая Бога помощником и спасителем, предполагает, что помощника и спасителя дело есть – не презирать и не оставлять беднаго человека, но спасать и о нем пещися.

Пс.26:10. Яко отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя.

Дает причину, чего ради требует помощи и спасения от Бога: понеже, глаголет, никто так не любит нас, как Ты. Здесь заметить должно свойство Еврейскаго слога, которым Давид беседует к Богу из почтения не во втором, как бы следовало по связи речи, но в третием лице: ибо не глаголет: «ты же восприял мя еси», но Господь восприят мя. Сему подобное изречение читаем в книге Бытия (Быт. 31:35), где Рахиль так говорит отцу своему: да не возимеет гнева господин мой, не могу бо востати пред Тобою. И в книге 3Цар. 1:27, глаголет Нафан к Давиду: от Господа ли царя моего бысть глагол сей, и не сказал еси рабу твоему, кто сядет на престоле господина моего царя по нем? Итак, оныя слова: Господь же восприят мя положены вместо сих: Ты же, Господи, восприял мя еси. Но и сии слова суть аллегорическия, или иносказательныя, которыми весьма прилично изображается Божие милосердие к человеку. Ибо Давид не в отроческом находился возрасте, когда писал сие, ниже требовал от родителей своих помощи, кои в тягость паче, нежели в помощь могли ему быть при тогдашних его обстоятельствах. Итак, разум слов сих есть следующий: я теперь подобен новорожденному младенцу, котораго отец и мать оставили без всякаго призрения лежащаго на земле, и преданнаго на произвол судьбы. Но Ты, Господи, тако мене брошеннаго и оставленнаго человеколюбно подимеши, и в недра Твои яко отец приимеши. В самом деле, ежели кто прилежнее разсудит о немощи естества человеческаго, тот никак отрещися не может, что мы весьма прилично уподобляемся младенцам, оставленным от родителей. Исаиа же о сей материи так разсуждал, что не младенцу, но птенцу ластовицы себя уподобил: яко птенец ластовицы, тако возопию (Ис. 38:14).

Пс.26:11. Законоположи ми, Господи, в пути твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради.

Понеже уподобил себя младенцу, котораго восприял Бог в Свои недра: сего ради прилично просит, дабы научил его ходить, как научают пестуны или дядьки своих питомцев. Просит убо благодати, дабы мог исполнять заповеди Божии, чего во всей книге псалмов весьма часто и обыкновенно просит. Да и праведно: ибо сей есть единственный путь, руководствующий нас к временному и вечному блаженству, котораго все мы всем сердцем желать должны. Следующия слова: настави мя на стезю правую враг моих ради, означают, что благодать Божия необходимо нужна для нас в странствии сем, по причине множества врагов, как видимых, так и невидимых, которые отвсюду наветуют нам, дабы совратить с праваго пути закона Божия и завести в непроходимыя дебри пороков.

Пс.26:12. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе.

Продолжает то же прошение, и молится, дабы не предан был хотению злобных гонителей своих, которые при всяком случае старалися причинять ему досады и озлобления. Ибо душа часто в Священном Писании полагается за хотение или за волю, как и в сем месте. Таким образом назнаменует, что враги Давидовы весьма сильное желание имели погубить его. К сему присовокупляет, что не токмо скрытными клеветами, и ложными доносами, но и явною силою нападали на него: ибо в Еврейском тексте, вместо солга неправда себе, читается: дышащие нападением. А дышущими нападением нарицает тех, которые ни о чем ином не мыслят, как разве об оружии и убийстве. По переводу седмидесяти толковников, оныя слова, солга неправда себе, означают, что клевета, возводимая на праведника от злых людей, обращается в собственную их погибель. Подобно сему иными словами сказал Даниил (Дан. 13:59), одному из неправедных оных старцев, обвинявших Сусанну: и ты солгал еси на свою главу.

Пс.26:13. Верую видети благая Господня на земли живых.

Давид, воодушевляемый упованием на Бога, сквозь самый мрак смертный усматривает луч милости Божия, и сим упованием сохраняет жизнь свою, хотя по мудрованию плотских людей казалась она подверженною неизбежной погибели. Пусть, глаголет, завистники мои тайными своими клеветами, а Саул – явною силою гонят меня: но я, уверен быв помощию Бога моего, несомненно уповаю, что Господь даст мне не токмо в будущей жизни вкусить вечныя радости, но еще и в жизни сей насладиться благодеяниями Его. Здесь заметить должно, что Давид не без причины и не без разсуждения простирается далее, нежели как Бог человеку обещал. Хотя бо благочестие имеет обетование не токмо будущия жизни, но и настоящия (1Тим. 4:8): однако Давид никогда бы не осмелился взять себе в мысль сего предположения, ежели бы не был удостоверен в том особенным некоторым гласом или предвозвестием. В самом деле, обещан был ему такой преемник, который имел сидеть на престоле его вечно. Таким образом не без причины надеялся жить дотоле, донележе исполнится сие.

Пс.26:14. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.

Заключает псалом, обращая слово к душе своей и увещавая оную вооружиться терпением и возложить упование на Бога, аки бы рекл: убо душе моя, аще хощеши возвратитися к единопленным, аще желаеши жити в дому Господни, аще веруеши видети благая на земли живых; то не изнемогай в скорбех, ниже взирай к земным утехам, но терпеливно пожди, укрепися о Господе и мужайся, Дóндеже прейдут дни злые и приидут дни благие. Потерпи Господа: то есть, с терпением и упованием пожди помощи и утешения Господня; ибо терпение, со упованием сопряженное, приумножает силы, а приумноженныя силы умножают терпение и упование. Мужайся убо и крепися: крепися же не внешними оружиями, но возбуждая сердце, да мужается, и да продолжает подвиг свой смело. А отсюду паче и паче уповай, и с терпением жди утешителя и помощника Бога, Иже, верен сый и праведен, без сомнения идый приидет, и не закоснит (Авв. 2:3).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle