блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

Изъяснение псалма 4-го.

Пс.4:1. Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

«В конец в песнех, псалом Давиду» Вместо "в конец" Акила и Феодотион перевели: «Победодавцу», а Симмах: «победный». Выражение же: "в конец" означает, что предсказываемое пророчеством исполнится после в отдаленныя времена. И Пророк в конце псалма предвозвестил воскресение мертвых, сказав: «в мире вкупе усну и почию: яко Ты, Господи единаго на уповании вселил мя еси» (Пс.4:9). Согласно же с переводом прочих, настоящий псалом в победную песнь Победодавцу Богу приносится блаженным Давидом по одержанной победе над Авессаломом. Ибо думают, что псалом сей изречен по окончании оной войны. В предыдущем псалме блаженный Давид сказал: «мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его» (Пс.3:3); а в сем говорит: «сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету, и ищете лжи?» (Пс.4:3). «И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего» (Пс.4:4). Посему в настоящем псалме недугующих безбожием, которые не полагают, что есть над всеми Назирающий и всем Управляющий, научает, что Бог промышляет и управляет делами человеческими.

Пс.4:2. Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.

«Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея». То есть, познайте из того, что было со мною, как бдительно Бог всяческих печется о судьбе человеческой, и выслушивает призывающих Его искренно. Едва принес я молитву свою, как получил уже просимое. Выражение: «правды моея» Пророк употребил вместо слов: справедливаго моего прошения. Ибо Давиду, по его образу мыслей, не свойственно было бы свидетельствовать о своей правде и добродетели. Далее, слова сии сходны с тем, что сказано Богом чрез Исаию: «тогда воззовеши, и услышу тя, и еще глаголющу ти, реку: се, приидох» (Ис.58:9).

«В скорби распространил мя еси» Хотя Бог всяческих попускает, обыкновенно, святым встречать горестное, однако же по упражнении и испытании прославляет подвижников, даже во время искушений доставляет им всякое утешение. Сему и здесь научает великий Давид, а именно, что в самых скорбях пользовался он Божиею помощию и утешением. Подобно сему изреченное Богом всяческих божественному Павлу: «довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор. 12, 9).

«Ущедри мя, и услыши молитву мою» Праведный не знает сытости в молитве; но, когда и в нужде он, когда и благоволением пользуется и пожинает плоды молитвы, все продолжает приносить моления, как знающий, какая будет от сего польза.

Пс.4:3. Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?

«Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?» Из совершившагося со мною познайте, люди, что Правитель всяческих и надзирает над делами человеческими, и подает просимое тем, которые приступают к Нему со тщанием, отринув суетные свои помыслы.

Пс.4:4. Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.

«Уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего, Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему». Ибо не только избавил меня от постигших бедствий, но соделал чрез победу славным и знаменитым (сие Пророк выразил словом: "удиви"), и продолжает непрестанно внимать молитвам моим. Опять слово: «преподобный» употребил здесь вместо: неповинный и несделавший никакой обиды нападающим на него, но от них терпящий обиду. Справедливо же неверующих, которые не желают возвести взор к Богу, не хотят усматривать Божественнаго домостроительства, назвал тяжкосердыми, уподобляя их людям, у которых голова отягчена в опьянении парами поднимающимися снизу вверх, и которые принуждены смежать очи, и не могут открыть их.

Пс.4:5. Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь.

«Гневайтеся». Здесь должно остановиться, и потом читать остальное: «и не согрешайте». Вы гневаетесь и негодуете, видя, что несправедливо востаюшие на вас благоденствуют; но не увеличивайте зла злом, покушаясь уверить и других, будто бы все происходит без порядка и управления. Надобно поступать противным сему образом, и самим себе давать ночью отчет в грехах, совершенных днем.

«Яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся». поелику ночное время, свободное от внешних беспокойств, много доставляет тишины помыслам; то не без причины повелел в это время производить испытание того, что сказано или сделано днем, и узаконил врачевать раны врачевством умиления.

Пс.4:6. Приносите жертвы правды и уповайте на Господа.

«Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа». И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают от того никакого плода. По сему-то Всесвятый Дух чрез божественнаго Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: «Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю» (Ин.15:1–2). Сказал не просто: «не творящую плода», но: «о Мне не творящую плода», то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, по-видимому, о добродетели.

Пс.4:7. Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!

Пс.4:8. Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино [и елей] умножились.

«Мнози глаголют: кто явит нам благая?» Подразумевает тех, которых назвал тяжкосердыми; потому что негодуют они при встречающихся с ними горестях, не веруют в промышление Божие, и осмеливаются говорить это.

«Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал еси веселие в сердце моем». Хотя так разсуждают они и говорят, но мы, прияв озарение Твоего Боговедения и просвещенные лучами Твоего света, даже в самых постигших нас бедствиях имеем достаточное утешение – надежду на Тебя.

«От плода пшеницы, вина, и елеа своего умножишася». Снова обвиняет тех, которые говорят: «кто явит нам благая?» Потому что, столькими благами наслаждаясь еще в настоящей жизни, страждут неблагодарностию. Но у Пророка мысль сия прервана; «мнози глаголют: кто явит нам благая? От плода пшеницы, вина, и елеа своего уможишася», то есть, те, которые говорять это, наслаждаются всякаго рода земными плодами. Ибо под сими тремя видами, полезными для человеческаго рода, необходимо разумел он и прочия блага, обличая их неблагопризнательность; потому что, в руках у себя имея Божии дары и обильно наслаждаясь благами от Бога, как бы ни чем не пользуясь, осмеливаются говорить: «кто явит нам благая?» Но я, воспользовавшись Твоим светом и приобретши ведение:

Пс.4:9. Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

«В мире вкупе усну и почию: яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси». Отгнав от себя всякий мятеж и раздвоение помыслов, и приведя их в мирное положение, научив таким образом мудрствовать о благом Твоем Промысле, в надежде воскресения, приму я и смерть. Ибо сном назвал здесь смерть. Весьма кстати, ведя речь о Промысле, с памятованием о смерти совокупил надежду. поелику многие, подвергшись злоключениям в настоящей жизни, терпя обиды от лукавства живущих с ними, достигают конца жизни, не получив ни малаго пособия; то великий Давид учит не огорчаться, потому что с смертию соединена надежда, и по смерти будет воздаяние.



Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Комментарии для сайта Cackle