«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.
Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.
В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.
Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.
За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).
По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).
В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.
Изъяснение псалма 3-го.
Пс.3:1. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.
«Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома сына своего». Хотя история сия известна более рачительным, однако же перескажу ее кратко для нерадивых. Великий Давид, по совершении онаго сугубаго беззакония, подпал многим и различным бедствиям. Не только соседственные народы подвиглись на противоборство и войну, но и самый дом его дал в себе место мятежу, беззаконие следовало за беззаконием, за непотребством Амнона убийство Авессалома, за братоубийством востание против отца и отпадение подданных. Пока промышляла о Давиде Божественная благодать, ничто это не приближалось к нему. Когда же за учиненное им преступление благодать отступила; порок занял ея место, произвел достойное слез, и произрастил много бедствий. В сие-то время, спасаясь бегством от сына и от тех, которые вместе с этим сыном подняли против него оружие, написал он псалом сей; потому что, по причине принесеннаго им теплаго покаяния, воздействовал в нем тогда Божий Дух.
Пс.3:2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня.
Пс.3:3. Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге»
«Господи, что ся умножиша стужающии Ми? Мнози возстают на мя».
«Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его». Отвсюду нападает на меня много и всяких врагов. Но более огорчают меня насмехающиеся, и утверждающие, что лишен я Твоего промышления. А я знаю, что не потерпишь оставить в небрежении и меня, тяжко согрешившаго. Напротив того, соделавшагося ныне по причине греха униженным вознесешь и покажешь победителем врагов. Ибо сие выразил он, сказав:
Пс.3:4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.
«Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою». Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты – моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен.
Пс.3:5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
«Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша Мя от горы святыя Своея». Посему-то со всем усердием приношу тебе моление, зная, что вскоре исполнишь сии прошения. Под воззванием должно разуметь здесь не глас и не вопль, но душевное усердие. Ибо блаженному Моисею, хотя он и молчал, так говорил Бог всяческих: «что вопиеши ко Мне?» (Исх.14:15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы. Сказано же: «услыша мя от горы святыя Своея», сообразно с принятым в древности мнением. Ибо тогда думали, что Бог всяческих обитает в скинии; потому что там давал и ответы иереям.
Пс.3:6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
«Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя». Божественное Писание часто бедствия называет ночью; потому что впадшие в великия горести представляют себя как бы пребывающими во тьме. А с понятием ночи соединено неразрывно понятие сна. Посему Давид означает вместе и скорби и избавление от скорби. Ибо сие дают видеть слова: «востах, яко Господь заступит мя», то есть, воспользовавшись Божиею помощию, препобедил я поразившия меня бедствия. Потому
Пс.3:7. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.
Пс.3:8. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.
«Не убоюся от тем людей окрест нападающих на мя».
«Воскресни Господи, спаси мя Боже мой». Если Ты со мною, сего достаточно, чтобы разсыпать мне многия тьмы.
«Яко ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси». Поэтому даруй мне совершенное спасение, и как неоднократно наказывал Ты за неправду имевших ко мне несправедливую неприязнь, и единоплеменников и иноплеменников, и Израильтян, и Амалекитян, и даже самого Саула; так и ныне сподоби меня спасения. Слова же: «зубы грешников сокрушил еси», значат: лишил их всей крепости; образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зубов, нимало не опасны и удобно одолеваются.
Пс.3:9. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.
«Господне есть спасение», то есть, не имею надежды на человека, но от Тебя ожидаю спасения, и не я один ожидаю, но ожидает и народ Твой, со мною подвергающийся нападению врагов. Имею же попечение и о нападающих врагах, потому что и они именуются Твоим народом. Поэтому и тем и другим даруй, Владыка, благословение мира. Ибо сие выразил Давид, сказав:
«И на людех Твоих благословение Твое». Ибо и блаженный Моисей в числе благословений поставил мир. Находим же и в истории, что блаженный Давид имел великое попечение о народе и о самом сыне, покушавшемся на жизнь отца, и заботился более о мире, нежели о победе над народом.