блаженный Феодорит Кирский

Толкование на сто пятьдесят псалмов

 Изьяснение 94Изьяснение 95Изьяснение 96 

Изъяснение псалма 95-го.

Песнь 25 «Давиду, внегда дом созидашеся по пленении, не надписан у Еврей». И сие надписание сделано не блаженным Давидом и не теми, которые в начале истолковали пророчество, но кто нибудь другий, вероятно не глубоко вникнув в смысл псалма, приложил надписание сие. Буквальное значение псалма приличествует возвратившимся из Вавилона и построившим Божественный храм; потому что в них предызображалось спасение всех человеков. Но пророчество предвозвещает и первое и второе пришествие Бога и Спасителя нашего, будущий суд, и дарованное уже язычникам спасение.

Пс.95:1.   Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля.

«Воспойте Господеви песнь нову». При новом порядке дел потребно и новое песнопение.

«Воспойте Господеви вся земля». Как приличествует сие Иудеям, терпевшим нападения от всех людей? Видевшие их освобождение, не радовались, а напротив того огорчались и покушались подавить их всякаго рода бедствиями. Пророческое же слово целую вселенную призывает к ликованию.

Пс.95:2.   Пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его.

«Воспойте Господеви, благословите имя Его: благовестите день от дне спасение Его». Каждый день поведывайте оказанное благодеяние. Потом Пророк показывает, к кому надобно обратиться, поведывая о сем.

Пс.95:3.   Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его.

«Возвестите во языцех славу Его, во встъх людех чудеса Его». Весь род человеческий да насладится таковым учением, и да познает чудеса Божия.

Пс.95:4.   Ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.

«Яко велий Господь и хвален зело: страшен есть над всеми боги». Неизреченно величие Господа всяческих; показал Он силу Свою на богах лжеименных, и обличил их прелесть. Сие и дает видеть Пророк в присовокупляемом.

Пс.95:5.   Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил.

«Яко вси бози язык бесове: Господь же небеса сотвори». Так называемые боги оказались лукавыми демонами, а наш Бог показал, что Он – Творец небес.

Пс.95:6.   Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его.

«Исповедание и красота пред Ним: святыня и великолепие во святиле Его» ; потому что, и восприяв естество человеческое, и в нем явившись человекам, издает блистания собственнаго Своего великолепия, и всех влечет к поклонению. «Святилом» же Его Пророк нарек восприятый Им на Себя храм, а о красоте упоминал уже в псалме сорок четвертом; ибо сказал: «красен добротою паче сынов человеческих» (Псал. 44, 3).

Пс.95:7.   Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь.

Пс.95:8.   Воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его.

Пс.95:9.   Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля!

«Принесите Господеви отечествия язык, принесите Господеви славу и честь». «Принесите Господеви славу имени Его». Посему стекайтесь все человеки к хотящему спасти Владыке, и воздав подобающее Ему чествование, но не видя Благодетеля телесными очами, вознесите песнопение имени Его.

«Возьмите жертвы, и входите во дворы Его». «Поклонитеся Господеви во дворе святем Его». Пророк разумеет словесныя жертвы, которыя, как видим, непрестанно приносятся и священнодействуются иереями. А множество дворов означает церкви. Сверх того не Иудеям повелел сие Пророк, чтобы не стал кто подразумевать жертв подзаконных, но «отечествиям язык» , которыя приносят в церквах жертвы новаго завета. О сем и чрез другаго Пророка предвозвестил Бог, беседуя с Иудеями: «несть воля Моя в вас, ...и жертвы не прииму от рук ваших. Зане от восток солнца до запад велие имя Мое во языцех, и на всяком месте фимiам приносится имени Моему, и жертва чиста» (Мал. 1, 10–11).

«Да подвижится от лица Его вся земля». Акила, а также и Симмах перевели: поболит от лица Его вся земля. А сие подобно сказанному Пророком Исаиею: «страха ради Твоего, Господи, во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения Твоего, егоже сотворихом на земли» (Ис. 26, 18). Посему и здесь пророческое слово повелевает язычникам, приявшим в себя спасительныя семена, поболеть и родить благочестие, и подвигнуться от места перваго стояния, основаться же и утвердиться на Божественных законах.

Пс.95:10.   Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.

«Рцыте во языцех, яко Господь воцарися: ибо исправи вселенную, яже не подвижится». Посему проповедуйте царство Бога всяческих, которым пременена предававшаяся заблуждению вселенная, и из мятущейся туда и сюда соделана незыблемою. Так перевел и Симмах: Господь воцарился, и соделал вселенную неподвижною. Из сего явствует, что царство Божие вечно, явлено же было тогда пременением порядка дел.

«Судит людем правостию». Поелику Пророк показал, что Бог есть царь; то кстати упоминает и о суде, возвещая правоту и справедливость онаго.

Пс.95:11.   Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его.

«Да возвеселятся небеса, и радуется земля». Вся тварь, говорит Пророк, да приимет общение с человеками в веселии, и небесное и земное да исполнится радости. Ибо, если о едином кающемся грешнике радуются Ангелы, то, конечно, большее ощущают веселие при изменении всех людей.

«Да подвижится море и исполнение его». А Феодотион и Симмах перевели так: даст глас свой море с исполнением его; потому что вся жизнь человеческая, уподобляющаяся морскому волнению, приимет глас Божественных проповеданий. Предсказывает же вместе Пророк и бывшия востания неверных на проповедников истины, как показали мы и в других псалмах.

Пс.95:12.   Да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные.

«Возрадуются поля, и вся яже на них». А Симмах перевел так: похвалится село и все, что на нем. Господь же, изъясняя причту о плевелах, «селом» наименовал мир (Матф. 13, 38). Посему Пророк говорит, что все исполнится радости и удовольствия.

«Тогда возрадуются вся древа дубравная». А Акила перевел: тогда восхвалят все древа дубравныя. Они преимущественно вознесут песнопение Богу; потому что в числе их и то спасительное древо, на котором пригвождено было Спасителево тело, и от ко-тораго произрастают блага людям. Между тем надлежит знать, что пророческое слово употребило олицетворение; потому что и небо, и земля, и море, и поля, и древа, не имеют дара слова и неодушевленны, возносят же песнопение Богу сущие на них. Ибо среди моря обитают островитяне, на суше – жители твердой земли, а на небе – Ангелы; и те, которые видят дубравы свободными от служения идолов, возглашают песнь Богу. Так Пророк, описывая и исшествие сынов Израилевых из Египта, употребил опять олицетворение: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять: горы взыграшася яко овни, и холми яко агнцы овчии» (Псал. 113, 3–4). Пророк предлагает вопрос, и получает ответ, выражая тем благодушие спасенных.

Пс.95:13.   Пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей.

«От лица Господня, яко грядет, яко грядет судити земли». Прекрасно повторил Пророк два раза: «яко грядет, яко грядет» ; потому что первое пришествие даровало людям Богопознание, а второе произведет различение дел.

«Судит» 26 «вселенней в правду, и людем истиною Своею». Тогда-то, говорит Пророк, тогда сотворит праведный суд, не прежним уже водясь долготерпением, но изследывая истину дел и произнося о всех правый приговор».

* * *

25

По слав. переводу: «хвала песни».

26

В слав. переводе: «судити».


 Изьяснение 94Изьяснение 95Изьяснение 96 

Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского

Требуется опытный backend-программист по совместительству