архимандрит Феофан (Александров)
- Беседа в неделю 28-ю и св. праотец 0
- Слово в неделю 15-ю по Пятидесятнице 0
- Слово в неделю 31-ю по Пятидесятнице 0
- Слово в неделю по Рождестве Христове (1-е) 0
- Собрание поучительных слов на Господские и Богородичные праздники и некоторые высокоторжественные дни 0
Аудиокниги

Архимандрит калязинского Макариевского монастыря, церковный композитор.
Биография
Рождение. Образование
Архимандрит Феофан (Александров) родился около 1785 года в селе Городище Тульской губернии в семье диакона Василия Гаврилова. В крещении был назван Феодором. Разные фамилии могут быть объяснены тем, что «Гаврилов» могло быть отчеством, то есть «Гаврилович», фамилии же могло вообще не быть. А в семинариях воспитанникам присваивали фамилии, иногда другие, чтобы избежать путаницы.
Образование получил в Троице-Сергиево-Лаврской и Вифанской семинариях, где обнаружились в нем большие дарования и любовь к церковному пению.
Начало преподавательской деятельности. Переезд в Санкт-Петербург
В 1808 году Феодор Александров окончил курс учения и был назначен учителем латинского языка в низший класс Троице-Сергиевой семинарии и регентом митрополичьего (лаврского) хора.
В это время началась реформа духовно-учебных заведений. В только что открытую Санкт-Петербургскую духовную академию вызывались из других епархий выдающиеся преподаватели. Из Троице-Сергиевой семинарии были вызваны «для усмотрения и определения их соответственно их знанию и способностям» — иеродиакон Филарет (Дроздов) и Феодор Александров. Вызванные должны были представить в комитет об усовершенствовании духовных училищ какие-либо свои ученые работы. Феодор Александров не нашел ничего лучше, как представить сочиненные им стихи: «Взгляд на путь к Парнасу», «Неколебимость Церкви (Mф. 16:18)», «Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32)», «Поим Господеви (Исх. 15:1)».
Александров был оставлен в Санкт-Петербурге и в 1809 году определен учителем высшего класса в Александро-Невское духовное училище по латинскому и греческому языкам, священной истории, катехизису и церковному пению; кроме того, в Санкт-Петербургской академии состоял помощником библиотекаря. Ревизоры с похвалой отзывались о знаниях, способностях и усердии Александрова.
Постриг, рукоположение. Служение в Новгородской, Ярославской и Черниговской епархии
12 августа 1812 года Феодор принял монашеский постриг в Александро-Невской лавре с именем Феофан, через несколько дней был рукоположен в иеродиакона, а потом и в иеромонаха.
Через год, оставаясь при прежних должностях, получил сан архимандрита Сковородского Михайловского монастыря Новгородской епархии. В следующем 1814 году был назначен ректором и профессором богословских наук преобразованной Ярославской духовной семинарии и настоятелем ростовского Борисоглебского монастыря. Учебное дело в семинарии он поставил хорошо.
В 1816 году был переведен в Домнитский Рождество-Богородицкий монастырь Черниговской епархии и вскоре назначен профессором Черниговской духовной семинарии.
Казанский Спасский монастырь
В 1817 году архимандрита Феофана перевели в казанский Спасо-Преображенский монастырь. Обитель в начале XIX века находилась в бедственном положении, к тому же сильно пострадала от пожара. 1820-е годы, время настоятельства отца Феофана, были для монастыря очень тяжелыми. Не хватало средств на самое необходимое. Приходилось брать кредиты, искать благотворителей, продавать драгоценности, отстраивать церкви и кельи. За период управления архимандрита Феофана монастырь освободился от долгов и начал благоустраиваться.
Труды в Казани
Через месяц после перевода в Казань назначен ректором и профессором старой Казанской академии, преобразованной в 1818 году в новую духовную семинарию. Таким образом архимандриту Феофану уже в 3-й раз пришлось принимать деятельное участие в проведении духовно-учебной реформы (в Петербурге, Ярославле и Казани).
Как преподаватель богословия, архимандрит Феофан был одним из наиболее самостоятельных и передовых. Известны в рукописи составленные им на латыни «Записки по части догматической богословии», которые, несмотря на наличие схоластики, считались очень хорошими по плану, языку и ясности изложения и использовались и в других семинариях.
Отец Феофан обратил внимание и на материальное обеспечение семинаристов, живших часто в очень плохих условиях на частных квартирах. В 1829 году при семинарии основан был «Комитет для призрения бедных учеников казанской семинарии и низших подведомых оной училищ» и при Спасском монастыре устроен флигель для ученического общежития. Ректор привлекал благотворителей, не жалел и собственных средств для помощи учащимся. Некоторые семинаристы жили и питались при семинарии, другие получали единовременные пособия на оплату квартиры, питание, одежду и обувь.
В 1819 году архимандрит Феофан был назначен (с оставлением в должностях ректора семинарии и настоятеля монастыря) профессором богословия в Казанский университет, где читал лекции по собственным запискам, переведенным с латыни на русский язык.
Он принимал участие в деятельности Российского Библейского общества, состоя председателем его комитетов в Ярославле и Казани (известна его «Речь о значении Библейского общества»).
Не угодив чем-то попечителю учебного округа Магницкому, архимандрит Феофан был в 1823 году уволен из университета.
Музыка
Церковное пение и музыка составляли для него высшее утешение и в Казани. Хор Спасо-Преображенского монастыря был его любимым детищем. Он сам подбирал певчих, работал с ними на спевках, добиваясь «образцового» уровня церковного пения. В кругу друзей много пел сам и играл на гуслях.
Главной сферой своей деятельности архимандрит Феофан считал церковно-композиторскую. Он не был хорошо знаком с теорией музыки, был самоучкой, его пьесы не отличаются сложностью музыкального построения, но просты, мелодичны и спокойны, как и церковное обиходное пение. Большое их достоинство — подлинная церковность. И до сих пор его сочинения звучат в храмах за богослужением.
Все свои композиции он называл переложениями, самостоятельное творчество сказалось лишь в небольшом числе его произведений. В рукописи известны 8 томов его партитур: всенощная, литургия, воскресные песнопения Октоиха, великопостные песнопения, Страстная седмица, пасхальные песнопения, песнопения всех двунадесятых праздников, праздников Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов Петра и Павла, а также особые песнопения — при погребении, на акафистах, «Под Твою милость», «Утоли болезни» и другие.
Перевод в Москву. Донской монастырь
В 1832 году архимандрит Феофан был назначен настоятелем московского Донского монастыря, а вскоре еще членом московской синодальной конторы и благочинным ставропигиальных монастырей.
Богатые средства обители дали возможность отцу Феофану всецело предаться церковно-певческому делу, образовать профессиональный хор.
Состоя членом Комитета для устройства церковного пения, он не поладил с директором придворной капеллы А. Ф. Львовым — не находил в композициях Львова церковности. Львов, в свою очередь, неодобрительно отзывался о музыкальных сочинениях архимандрита: «марает нотную бумагу, воображая, что он единственный в мире сочинитель церковного пения».
Последние годы. Нежин, Калязин
В 1850 году, после трагического инцидента, когда бывший послушник монастыря, страстно влюбленный в княгиню В.Д. Голицину, убил ее, архимандрит Феофан был перемещен в нежинский Назарет-Богородичный монастырь Черниговской епархии, а потом — в Калязинский монастырь, где и скончался 23 октября 1852 года.
Похоронили его «в паперти соборной церкви» Троицкого храма. Калязинский монастырь был взорван и затоплен при строительстве Угличского водохранилища в 1940 году