Источник

СВ. ПРЕДАНИЕ

1. Об апостольском Предании

Под словом Предание не разумеется неопределенная молва, не знать как начавшаяся и распространившаяся, а разумеется апостольское учение, устно преподанное, или правила и законоположения, в Церкви введенные делом. Апостолы вполне организовали Церковь Христову, по всем сторонам духовной и церковной спасительной жизни. Но как организовали, этого вполне не изложено в писаниях их, а самым делом сделано и введено в жизнь христианскую лично апостолами, введено и укоренено чрез многократные посещения основанных ими христианских обществ и неоднократные исправления неисправного – все личным своим действованием и словом.

И образ христианского ведения, и правила жизни, и взаимные отношения христиан, и освятительные таинственные священнодействия, и правила для церковных собраний... все лично словом установлено и закреплено личным наблюдением...

И пошли христиане так умствовать, так жить, так действовать во взаимных отношениях, так управляться, так освящаться, так Богу служить, как завели апостолы...

Вновь обращающиеся перенимали у них и по их образу устроялись. Вновь нарождающееся поколение все образовывалось по тому устроению общества христианского, какое оставили апостолы...

И потом так из рода в род... и до нас дошло. Вот это все благоустроение общества христианского по всем частям и есть Предание апостольское, следовать которому неотложный есть долг всякого, желающего стоять в правде христианина.

К слову Предание прибавляйте всегда апостольское.

Слово апостольское писаное пришло после. Церкви уже всюду были организованы, а писаний апостольских еще ни строки не было. Первое писание св. Павла было в 54–55 году, спустя 20 лет по Вознесении. И Евангелие появилось много лет спустя по Вознесении. Все же писания апостольские и с Евангелием в одну книгу собраны уже в конце первого века... вероятно, под руководством св. Иоанна Евангелиста.

И появились писания апостольские не для изложения христианского учения, а для устранения недоразумений и беспорядков, возникавших в частных общинах христианских.

И, следовательно, содержат только частные предметы, а не все вообще христианское. Они писали уже к христианам настоящим, вполне по- христиански образованным... И хотя касались христианских начал, то настолько лишь, сколько это требовалось предметом, о коем была речь. В писаниях апостольских все христианское видно, но ничего не раскрыто вполне и систематически. На все есть указания и намеки, но полного изложения нет, кроме тех предметов, относительно коих возникали недоумения.

От того и ереси все. Написано что-либо неполно. Суемудрые начнут пополнять по-своему и напутают. Собираются православные... и обличают их. Чем? Общими верованиями. Собравшись, дознают: у вас как? а у вас как?... Отвечают: у нас так... и у нас так... и все так. Так мы приняли, и так у нас исстари... Вот это и есть главное начало Православия: так всегда, так исстари... от апостолов...

Так вот что есть Предание (6, с. 18–19)!

2. Преемство апостольского Предания и верность ему Православной Церкви

Я писал только об апостолах как установителях порядков веры, жизни, управления, Таинств и всего, что есть в Церкви. Апостолы вполне организовали Церковь во всех частях церковной спасительной жизни. И все это введено ими в жизнь христиан и как жизнь и дело передавалось из рода в род.

Пастыри и учители после апостолов суть только блюстители апостольских Преданий и учреждений. У каждого апостола было по нескольку ближайших учеников, с ними неразлучно бывших и усвоивших во всех частях апостольскую премудрость. Эти их ближайшие ученики были их преемниками в управлении Церквей и в блюдении всего, апостолами преданного. В церквах палестинских, в Антиохии, в Тарсе, в Ефесе, Смирне, в Колоссах, в Филиппах, в Солуни, в Коринфе, в Афинах, в Александрии, в Риме и во всех прочих местах, где были апостолы, после них остались пастырями их ближайшие ученики.

Это мужи апостольские.

Никому в голову не придет подумать, чтобы кто-нибудь из сих учеников позволил себе отступить от апостольских постановлений. Они и на деле оказывались верны им.

Мужи апостольские, по примеру и заповеди апостольской, правя Церковию, в то же время воспитывали при себе таких мужей, которые бы после них могли занять место их и продолжать блюсти апостольские учения и порядки. Эти вторичные преемники в свою очередь воспитывали третичных и так далее.

Все апостольское, таким образом, переходило из рода в род жизнию и делом. Апостолы все, что предали, ввели в жизнь – умственную, нравственную, семейную... и во все виды жизни. Жизнь от жизни загоралась... и жизнь, апостолами заведенная, блюлась...

Вот вам образчик... Св. Поликарп Смирнский был ученик св. Иоанна Богослова, св. Ириней – ученик Поликарпа. Св. Поликарп мученически скончался около 60 годов второго столетия. Св. Ириней прожил до начала третьего столетия. Это не единственный, конечно, пример. И можем положить, что вторичные преемники перенесли сохранно апостольское Предание до III века... А третичные – до половины и конца его.

Сим путем апостольское Предание сохранилось бы, если бы никто не писал из сих преемников. Но писатели скоро начались и, когда писали, преимущественно писали, как предано было. Оттого, читая писания святых отцов второго века, видим апостольские слова и обороты речи, апостольские на всё воззрения, а цитат почти нет.

Отчего? – Оттого, что все они были блюстители Предания... И умствовали, и писали, как предали апостолы каждой Церкви.

Апостольские писания собраны в книгу в конце первого века, при св. Иоанне Богослове. А списки их распространились к концу второго века. Оба эти века христиане питались преимущественно преданиями.

Вы понимаете Предание как передавание из уст в уста... А оно было передание из жизни в жизнь, из дела в дело (6, с. 95–96).

Таким образом третий век чрез третичных преемников мог передать апостольское Предание четвертому веку... В четвертом веке мы видим вполне все, что мы теперь имеем, в писаниях отцов, хотя все оно по частям есть в III и во II веках.

Извольте теперь общее иметь наведение: Греческая Церковь верно соблюла апостольское Предание и передала его нам. Это апостольское наследие – у нас (6, с. 97).


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle