Толкование на Послание к Титу

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Блаженный Феофилакт Болгарский приобрел опыт в объяснении Священного Писания, когда, будучи ритором Великой Церкви, наставлял народ. Большинство его письменных толкований возникли по просьбе греческой императрицы Марии, которую он называет своей благочестивой покровительницей. Эти труды стали выдающимся обобщением и переложением сложившихся святоотеческих традиций, в первую очередь наследия антиохийской богословской школы и святителя Иоанна Златоуста.

Как правило, автор представляет сокращенные версии обширных толкований древних отцов Церкви, заимствуя только необходимое для понимания текста. В комментарии включены и его собственные объяснения, которые часто касаются споров с еретиками, особенно поздних, и вопросов диалога с латинянами.

Благодаря ясному, лаконичному изложению и четким смысловым акцентам, его комментарии были доступны широкому кругу читателей, получили повсеместное распространение и оказали значительное влияние как на византийское, так и на западноевропейское богословие.

В «Толковании на Послание к Титу» (3 главы) блаженный Феофилакт отмечает, что цель этого письма – наставить опытного Тита в устроении церковной жизни, «исправить недоконченное» и дать необходимые указания для его пастырского служения.

Краткость послания рассматривается как свидетельство добродетели и опыта Тита, который нуждался лишь в напоминаниях, а не в обширных наставлениях.

Основные темы, поднимаемые в толковании: определение роли епископа, природа власти и служения, борьба с лжеучениями, практические советы по построению и управлению христианской общиной, забота о воспитании молодого поколения.

Глава 1 2 3

 

 

Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; именно поэтому он был рукоположен Павлом во епископы острова Крита, и ему было поручено рукоположение и суд над многими епископами. Ему, как совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этим посланием, которое Павел пишет ему до заключения своего в узы, когда он был еще на свободе. Ибо нигде он здесь не упоминает об испытаниях. Поэтому мне кажется, что это послание предшествует второму посланию к Тимофею, ибо то писал он при конце жизни. Он постоянно упоминает здесь о благодати, которой мы спасены, зная, что она служит великим утешением. Кто вспомнит, кем он был прежде и каких после того удостоился даров и благодати, тот приложит все старание, чтобы не прогневать своего Благодетеля. Нападает также и на иудеев, но не удивляйся, если он порицает весь народ. Он делает это не для оскорбления, а из любви к Богу и по пламенной ревности, подобно как и Христос многократно обличал книжников, но не за Себя, а за то, что они других вовлекали в погибель. Апостол пишет краткое послание, чтобы даже и этим научить нас добродетели Тита. Ибо он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании.


Источник: Блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского толкование на послания св. апостола Павла к Титу и Филимону. - Казань : Типо-лит. Имп. унив., 1898. - 42 с. (Патрологический отдел журнала Православный собеседник. Вып. 5). / Толкование на Послание св. апостола Павла к Титу. 3-30 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle