Беседа в неделю 17-ю по Пятидесятнице (Матф. 15, 21–28)

Источник

Ныне чтенное евангелие представляет нам образец того, как мы грешники должны просить Господа о помощи в скорбях и нуждах, если желаем быть услышанными. Объясним евангельскую повесть о жене хананейской.

«И изшед оттуду, Иисус, отъиде во страны Тирския и Сидонския. И се жена хананейская от предел тех изшедши, возопи к Нему.» (Мф 15, 21, 22).

Кто является пред Господом Иисусом? Жена хананейская, урожденка Тира и Сидона.

Хананеи – тот народ, который исказил в самых основаниях законы природы. Это язычники, но язычники самые худые, самые нечистые. Из этаго-то народа была жена, являющаяся к Иисусу, когда Он был на границах Тира и Сидона. Св. Лука, в означение ее происхождения, называет ее сирскою финикиянкою или хананеянкою, жившею в сирской Финикии или Хананеи, а в означение свойств ее народа, называет ее еллинскою, т. е. язычницею.

Откуда родилась в ней мысль придти к Иисусу Христу? Евангелисты Марк (Мк 3, 8) и Лука (Лк 6, 17) свидетельствуют, что еще прежде случая с женою хананейскою, слух о чудесах Спасителя доходил до Тира и Сидона, и этот слух вызывал многих из жителей той страны приходить к Иисусу Христу: слышавше, елика творяше, приидоша к Нему; тот же слух привел к нему и жену хананейскую. «Слышавше жена о Нем, – говорит св. Марк, – еяже дщи имеяше духа нечиста, пришедши припаде к ногама Его» (Мк 7, 25).

«Возопи к Нему, глаголюще: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя яко дщи моя зле беснуется» (Мф 15, 22).

Трогательное зрелище! Жена является у ног Иисуса Христа, мать умоляет о дочери, терзаемой страданиями, и не просит, а вопиет о сострадании, и не дочери, а себе просит помилования, так как страдания дочери терзали бедную мать, и были до того страшны, что дочь не чувствовала их и тем еще более терзала сердце матери.

«Он же не отвеща ей словесе.» Что это значит? Тот, чьи уста источают столько любви и сострадания для всех, молчит для несчастной матери. Тот, который призывает к себе самых неблагодарных иудеев, наносивших ему столько оскорблений своим неверием, холодностию и даже явною ненавистию, не удостоивает ответа ту, которая сама пришла к Нему с любовию, не зная ни закона, ни пророков. Поступок истинно изумительный! возмутились и ученики Христовы. «И приступльше ученицы Его, моляху Его, глаголюще: отпусти ю, яко вопиет в след нас» (Мф 15, 23).

Изумленные ученики не смеют просить прямо за жену, они просят как бы за себя: «яко вопиет вслед нас». И подлинно, тяжело было слышать вопль несчастной матери, а эта мать оставляется без помощи, даже без ответа. И ученики просят учителя по крайней мере отпустить жену.

«Он же отвещав, рече: несмь послан токмо ко овцам погибшим дому израилева» (Мф 15, 24).

Чудная мудрость Спасителя! Смущенных учеников Он поддерживает в их недоумении. Для чего? Для того, чтобы горечью испытываемого ими чувства довести их до убеждения в несправедливости разделяемого ими мнения народного о язычниках, а вместе показать, до какой степени справедливо это мнение. Умоляющей жене не спешит подать помощь и усиливает тем ее усердие.

«Несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому израилева». Прежде всего – воля Отца небесного. Христос – посланник Его, и должен исполнить волю пославшего. Воля Отца небесного о спасении людей такова, что Спаситель должен явиться между иудеями и для иудеев. Каковы бы ни были иудеи, – они народ избранный Богом, к ним послан великий Пророк и Мессия; для них он должен совершить земной подвиг благотворений и учения. Вот отчего молчание его для язычницы! Пророки предвозвещали волю Божию и о спасении язычников? Так. От воли Божией все зависит, а не от заслуг людей: по ее изволению должно открыться и спасение язычников; как бы ни думали иудеи: но надобно ждать, когда и под какими условиями откроется эта спасительная воля.

«Она же пришедши, поклонися Ему, глаголющи: Господи, помози ми»! (Мф 15, 25)

Как ни решителен, повидимому, отказ Спасителя в помощи, жена хананейская не престает просить Его о помощи. – Прежде называла она Его Сыном Давидовым; теперь называет Господом. Прежде просила у Него, как у Мессии иудеев, но вот слышит и соглашается, что посланный к иудеям должен отказать язычнице в помощи, и она обращается за помощью к Господу. Ты Господь, говорит она, Ты сильный и могущественный, Тебя слушают и море и ветры. Всесильный! помоги мне. Так вера ее растет при встрече с препятствиями. Усиленная отказом скорбь ее, раскрывает в ней более и более духовное зрение, – и она видит в Иисусе более, чем просветителя иудеев, она видит в Нем Господа всех, Владыку неба и земли, властителя не иудеев только, но и язычников.

«Он же отвещав, рече: несть добро отъяти хлеба чадом и поврещи псом» (Мф 15, 26).

Язык иудеев называл язычников псами за их жизнь. И Спаситель говорит языком иудеев, сколько для учеников, еще неотрешившихся от мнений иудейских, столько и для жены хананейской к ее смирению. Если, говорит Он, не хорошо отнимать хлеб у детей и отдавать его псам: то прилично ли тебе подать благодать, назначенную для иудеев?

«Она же рече: ей Господи» – Она смиренно сознает, что суд Спасителя, как ни унизителен для нее, справедлив. Она сознает, что точно принадлежит она к псам, так нечиста душа ее, и что она не стоит той благодати, какая назначена для иудеев. Тем не менее она не оставляет мольбы. В чем же ее надежда на помощь? – «Ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы господей своих» (Мф 15, 27).

В том самом, что положение ее очень бедно, она открывает основание для надежд своих на помощь. Каковы бы ни были псы, говорит она, но когда они голодны, они стоят под столом ласковых господ своих и на свою долю получают крохи, падающие со стола. Так, Господи, я нечистая язычница, ничем не лучшая псов: но истомленная страданиями, измученная суетами жизни языческой, ожидаю Твоей милости, – не той, какою пользуется избранный народ иудейский и которой я совсем недостойна: я ожидаю только той милости, чтобы не быть лишенною Твоей милости, ожидаю милости единственно от Твоей великой милости к самим грешникам.

«Иисус же рече: о жено, велия вера твоя, буди тебе, якоже хощеши» (Мф 15, 28).

Вере обещаны блага царства благодатного. Что до того, что другие чада Авраама по плоти? Не чадам плоти, а чадам веры принадлежат все обетования. Твоя вера велика: воля Отца небесного о спасении язычников уже открывается на деле. Да исполнится же твое желание. И оно исполнилось: «исцеле дщи ея» (Мф 15, 28).

Вот, братия, образец молитвы, услышанной Господом. Молитесь, как молилась жена хананейская, – и молитва ваша будет услышана. Молитесь о нуждах, которые бы стоили внимания Отца небесного, как молилась жена хананейская, мать дочери страдавшей. Молитесь усердно, не прерывая молитвы вашей суетными мыслями. Молитесь, хотя бы видели, что молитва не тотчас исполняется. Советы Божии не то, что советы человеческие. Молитесь с покорностью советам Божиим, пусть исполнится воля Господа о вас, когда и как Он знает исполнить ее. Молитесь с глубоким сознанием грехов своих. Пока не будет в душе смирения, пока не будет глубокого сознания своих немощей, – не сойдет на вас благодать, как бы ни было высоко ваше разумение Христа Господа и всех тайн веры. Веру хананеянки тогда назвал Господь великою и тогда назвал способною принять благодать Его, когда хананеянка сознала нечистоту свою, признала ее не лучшею нечистоты пса, и не тогда, как назвала она Его Господом. Не прерывайте молитвы вашей чувством недостоинства своего. Напротив, чем более будете находить себя грешными, тем постояннее молитесь, как имеющие более других нужду в милости Божией. Мерою грехов ваших измеряйте только свое смирение, ограничивайте гордость, но не измеряйте ею милосердия Божия, которое беспредельно. Вы слишком грешны? Взывайте к Господу: по беспредельной милости Твоей помилуй нас. Так молилась хананеянка и была услышана. Ей, услышаны будете и вы. Аминь.

1852 г. В Харькове.


Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. - Издание третье. - СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. - С. 324-327.

Комментарии для сайта Cackle