Источник

§ 122. Зенон Веронский и его сочинения.

Зенон епископ Веронский, родом Сирский Грек. После того, как, с намерением получить христианское образование, долго путешествовал по Востоку, он перешел в Италию и избрал местопребыванием Верону253. После Крицина, в 362 г., избран был в епископа Веронского; это было то время, когда язычество принято было под защиту верховною властью, между тем как в Вероне и ее окрестностях много было язычников, а вместе и ариан. Пастырь со всем усердием начал рассеивать тьму язычества словом истины; люди различного возраст: пола, звания и даже племени «омывались в благодатной воде Крещения, покоряемые силою Апостольской проповеди и чудес254. Любовь, благотворительная к бедным, на опыте показывала в Христовом Пастыре провозвестника благой воли Господа255; а строгое благочестие Пастыря употребляло все меры приготовлять достойных проповедников Слова Божия256. Во время Констанция и Валента не могли оставить в покое Веронского защитника славы Сына Божия257; и он опытом испытал благодатную сладость христианского терпения, о котором проповедовал другим258. Св. Амвросий Медиоланский поставлял в пример преемнику Зенона Сиагрию ревность и благоразумие, с какими «блаженной памяти Зенон управлял девственницами веронскими»259, и письмо это показывает, что св. Исповедник и чудотворец скончался в 380 году260.

Сочинения «Учителя знаменитого» – 16 пространных и 77261 кратких наставлений262 показывают, что он столько же знаком был с римскою и греческою литературою263, сколько и с Свящ. Писанием. Они заключают в себе Пастырские наставления о всех главных предметах нужных для христианина, с применением к нуждам тогдашнего времени. Кроме общего учения о вере, св. Зенон предлагал в обличение арианам много наставлений о божестве Сына Божия264; как распространитель веры, приготовлял послушных к Крещению и новокрещеных просвещал наставлениями о тайнах веры. Из 35-го краткого наставления его видно, что Крещение совершалось у него погружением в воду, а не кроплением265. Св. Зенон наставлял о Христовой Церкви266, о воплощении Сына Божия267, о Воскресении268 и суде269; убеждением дышат наставления его, о терпении, о целомудрии, о воздержании, о правде, о скупости, о страхе Божием и пр.270. Кроме того, благочестивый испытатель христианских древностей, найдет много сведений о благочестивой древности в наставлениях св. Зенона.

* * *

253

Жизнь св. Зенона описана в Христианском Чтении 1838 г., но не без ошибок. Из того, что св. Зенон говорил похвальное слово Аркадию мученику Кесарии Мавританской, заключают, что Зенон родился в Африке (lib. 2. tract. 18); но заключение слишком поспешное. Anonymus Pipinianus: а Syria veniendo usque in Italiam. De Verone laud. ap. Mabillon. in analectis p. 410.

254

Zenonis libr. 2. tract. 28. 38. 42. Anon. Pipinian. ap. Mabil. О построении храма Zeno libr. tract. 14. p. 103. 106. Anon. Pipinianus multa per ipsum omnipotens Deus ostendit mirabilia (Acta SS.ad l2 april.) То, что рассказывает Нотарий Коронат об изгнании нечистого дух из дочери князя (frex, regulus) Галена, конечно было (Anon. Pipin.); но только не при императоре Галлиене (Хр. чт.), которого при Зеноне не было на свете.

255

Zeno libr. 1. tract. 13. p. 83.

256

Zeno libr. 2. tract. 50. de Pascha p. 261.

257

Zeno libr. 1. tract. 1. lib. 2. tract. 1–8.

258

Lib. 1. tract. 6. de patientia.

259

S. Ambrosii Ep. 5. Syagrium.

260

Память св. Зенона 12 апреля. В Четьи-Минеи замечено, что в мартирологе показана на сей день память священномученика Зенона, упоминаемого у Григория папы. Св. Григорий (Dialog. lib. 3. с. 49) действительно назвал св. Зенона, епископа Веронского, мучеником; но в римском мартирологе уже в последствии поставили, вместо имени Исповедника, имя мученика, увлекшись наименованием, какое употребил Григорий, тогда как у Григория и другие исповедники называются мучениками, т.е. не в строгом смысле. В наставлении о воздержании Зенон, приведши слова апостола: время сокращено есть: да будут имеющие жен, как не имеющие, говорит: «если почти за 400 лет или более апостольское изречение стало иметь силу: – почему я не возвещу»? Эти слова, не заключая в себе точного летосчисления, только приблизительно указывают на время, когда поучал св. Зенон.

261

Сочинения его перечисляются Ратерием, Веронским епископом X в. (de contemptu can. par. 1. Ep. Synodica ad presbyteros) и Иоанном, Веронским пресвитером XIII в. (Historiarum imperialium lib. 1). Последний прибавляет: «haec ipsius scripta ipse legi et vidi». В перечне сочинений Зеноновых у Пресвитера с одной стороны не упоминаются некоторые сочинения, о которых упомянул Ратерий и которые сохранились в дошедших до нас списках сочинений Зеноновых; с другой есть такие, которые сочинены другими учителями. К последним относятся: а) трактаты о зависти, и на слова: «внимай себе», составляющие часть бесед Василия Великого; б) трактаты на псалмы; в) трактаты о Лазаре и о мученичестве прп. Исаии, принадлежащие епископу Потамию Греку, писавшему письмо к св. Афанасию Алекс. Как это обстоятельство, так и Гален Коронатов, в котором непременно хотели видеть императора Галлиена, были причиною того, что некоторые (Дю-пень, Солье) близки были даже к тому, чтобы отвергать подлинность и других сочинений Зенона. Ученые братья Биллерины решили сомнение, разобрав все труды Зенона отчетливою критикой и издав их, Veronae 1739 г. Издание подлинных сочинений, без исследований, повторено Галландом в 4 т. Библ.

262

Словом tractatus, как называются по ркп. сочинения Зенона, называли и слова или наставления. Tractare употреблялось в смысле – предлагать наставление, проповедь. Так у Киприяна lib. de eleimosine р. 241, у Амвросия de offic. 1. § 99. 104. Потому Tractatus Зенона – наставления, проповеди.

263

Он приводит места из Платона и из римских писателей.

264

Tract. brev. 1–6. Одно прекрасное наставление помещено в Хр. Чт. 1838 г. ч. 4.

265

Breves Instit. ad fontem baptismalem, tr. 30–37. Septem ad Neophitos post baptisma, tract. 38–44. Потом еще tract de festo Paschatis (tr. 45–53), de exodo (tract. 54–68), de Daniele (69–77); все принадлежат ко времени Пасхи, когда совершалось Крещение и читались ист. исхода и ист. Даниила.

266

Tract. br. 22–28.

267

Tract. br. 7–9 et 29.

268

Tract long. 16.

269

Tract. br. 21.

270

Tract. long. 1–11.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle