святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 165. Св. Епифаний Кипрский; жизнь его.

«По иноческому житию, пишет Созомен, весьма знаменит был Епифаний и у палестинцев, и у египтян, и у киприотов, у которых и избран был править епископией в главном городе всего острова»886. Местом рождения Епифаниева был Палестинский Елевферопольский округ, – родители его иудеи887. По смерти отца, ученый иудей взял его к себе для воспитания; а по его смерти Епифаний, познакомясь с пустынником Лукианом, оставил богатое наследство, доставшееся после воспитателя, крестился и вступил в жизнь подвижническую; чтобы видеть образцы благочестия пустынного, отправился в Египет; здесь он слушал наставления в вере: но едва не был обманут гностиками; освободясь от сетей их Епифаний объявил местным епископам о тайнах секты888 и на 20 году возвратился в свое отечество889. Слава Илариона, дивного палестинского пустынника, начала привлекать к нему учеников еще с 323 г.890; к Великому Илариону пришел и Епифаний и после того в продолжении нескольких лет Епифаний столько усвоил образ подвижнических действий Илариона, что на всю жизнь остался подражателем его; когда слава Илариона стала привлекать слишком многих к нему: Иларион в 364 году удалился сперва в Египет, а потом в Кипр. Блаженный Епифаний отошел тогда в безлюдную и безводную пустыню (Панадрион), в округ Елевферопольский; здесь толпа хищных арабов едва не лишила жизни строгого отшельника: но внезапное исцеление начальника ее обратила детей пустыни в кротких подвижников веры. Епифаний был с проповедью о вере огнепоклонникам Зороастра, хотя без значительного успеха891. Строгий ревнитель Православия отделялся от общения с Елевферопольским епископом Евтихием, переходившим по слабости на сторону ариан892 и с любовью принимал гонимых исповедников св. истины893. Тяготясь славою тайно удалился он из своей пустыни сперва в пустыни Египта, потом в Кипр, где слушал наставления известного тогда аввы Григория894. Около 367 г., на 60 году своей жизни, принужден был, согласно с предсказанием св. Илариона, принять в управление Церковь Саламинскую895. На пастырской кафедре Епифаний отличался любовью к бедным, простотою пустынника, ревностью к вере и за строгость жизни пользовался уважением896. Даже Валент (в 371 г.) оставил в покое Саламинского пастыря-подвижника. В 373 г. по просьбе некоторых пресвитеров блж. Епифаний написал Анкорат – сочинение, назначенное в якорь для пловцов жизни897. В следующем году начато и в 376 году окончено, также по просьбе благочестивых мужей, обширное сочинение против ересей – Панарий898. Около 376 г. Епифаний отправлялся в Антиохию убеждать тамошнего епископа Виталия к отступлению от аполлинариева учения, но не имел успеха. Общее уважение доставляла ему особенно евангельская щедрость его к бедным, и эта щедрость награждаема была свыше. Историк пишет: «Епифаний был щедр к пострадавшим от кораблекрушения ли, или по другой причине; так как свое имение давно уже истратил он, то расточал имущество церковное. Церковь Епифаниева была весьма богата. Многие из разных стран света, желая употреблять богатство на благочестивые дела, и при жизни отдавали церкви его и умирая оставляли ей, так как уверены были, что Епифаний, как добрый распорядитель и любящий Бога, употребит подаяния их согласно с их желаниями.... Наконец все (церковное имущество) было издержано, как внезапно некто входит в комнату, в которой жил эконом, и подал ему мешок со многими золотыми монетами»899. Блж. Епифаний сколько был милостив к бедным, столько же ревновал и о благе Церкви, но иногда ловкие люди пользовались простодушием его не во благо Церкви. В 382 г., по делу о Максиме и Антиохийской кафедре, он вместе с Павлином епископом Антиохийским был в Риме, куда приглашаемы были и другие епископы, но где были уполномоченные только некоторых900. На возвратном пути из Рима он старался личными сношениями убедить Иоанна архиеп. Иерусалимского и других признать в Оригене учителя опасного для веры и не успел в том; Иоанн дал ему письменно заметить о его неосторожности, дозволившей посвятить священника в чужой епархии; Епифаний в ответе писал опять об Оригене901. Феофил, Александрийский епископ, старался примирить Епифания с Иоанном, поставляя первому на вид, между прочим, и собственную наклонность его к антропоморфизму. Но в 400 г. тот же Феофил, чтобы найти в простодушном Саламинском пастыре помощника себе при исполнении замыслов нечистого сердца своего, склонил Епифания произнести в Кипре осуждение против нитрийских иноков, обвиненных Феофилом в оригенизме; а потом, когда по сему делу потребовали самого Феофила на суд в Константинополь: Феофил в 402 г. убедил Епифания поспешить в Константинополь902 с тем, чтобы заставить Константинопольского пастыря произнести осуждение на великих братьев, которых выгнал он из Александрии и которых принял Златоустый903. Пастырь Константинопольский со всею любовью обращался с Епифанием; но отказался без рассмотрения дела осудить братьев; некоторые из епископов, приглашенных на Собор, не согласились с мнением Епифания; Епифаний, доверчивый к наветам людей хитрых, уже готов был произнести осуждение на самого Златоустого в соборном храме; архипастырь столицы послал архидиакона представить ему: не вышло бы смятения из действий его; а вместе напомнить ему, что посвящение диакона в чужой области, что дозволил себе блж. Епифаний, не согласно с канонами Церкви. Епифаний удержался. Сами братья, явясь к Епифанию, довели его до сознания, что он осуждал их только по худым отзывам других. Пастырь Кипрский оставил Константинополь, чтобы не вмешиваться более в дело, в котором такое участие принимали страсти904. По известию Сократа и Созомена905, Иоанн предрек Епифанию, что он не увидит своей паствы, а Епифаний сказал, что Иоанн не умрет в своей епископии. На пути в Кипр, пастырь и чудотворец906 Кипрский, строгий подвижник и пламенный ревнитель Православия, хотя не всегда осмотрительный, скончался в глубокой старости907.

* * *

886

Созомен Н. Е. 6, 32. Жизнь св. Епифания, описанная будто бы со слов учеников его пресвит. Иоанна и Поливия епископа риноко-русского (Op. S. Epifanii Т. 2, ed. Migne Т. 1) не стоит полного доверия: в ней много несообразного с историей и хронологией. В Б. Сергиевской лавры есть слав. список сего жития, писанный в 1310 г. (№ 181, Ил.).

887

Созомен (6, 32): Ελευδεροπολιτης.

888

Епифаний Haer. 26, § 17.

889

Епифаний in Ancorata. Созомен 6, 32.

890

Hieronymi vita S. Hilarionis.

891

Жизнь Епифания. В жизнеописании народ, к которому приглашен был Епифаний, называется Μαγουσι Маги. Это без сомнения, те кавказские огнепоклонники, которые у позднейших называются Парсами, Урами, почему главное место пребывания их в жизнеописании названо Урион (р. 323, 329).

892

Епифаний Haer. В. с. 23,27. Иероним Epist. 61, ad. Pammatrium.

893

Епифаний adv. hor. 30, § 5. Факунд de trib. capit. lib. 4, с. 2.

894

Жизнеописание S. Epifanii Op. T. 2, p. 346. В Кипре св. Епифаний жил несколько времени у Аввы Григория, еще прежде посвящения в сан архиепископа, как это ясно показывают наставления и письма Григория Епифанию. См. у Ассемана Bibl. or. Т. 1, р. 170–174. Созомен Н. Е. 6, 32.

895

Жизнеописание; Иероним in Epitaphia Paulae Ер. 27. Палладий в описании жизни Златоуста (ар. Montfauc. р. 30) говорит, что Епифаний был епископом 36 лет.

896

Созомен Н. Е. 7, 27.

897

Письмо пресвитеров памфилийских во 2 т. соч. Епифания.

898

Письмо архимандритов в 1 томе.

899

Созомен 7, 27.

900

Иероним Ер. 86, ad. Eustochium р. 671. Епифаний останавливался в доме благ. Павлы. Иероним Ер. 28, ad. Asellam р. 66, Феодор Н. Е. 5, 8.

901

См. письмо Епифания к Иоанну Иерусал. Т. 2, р. 313.

902

Созомен Н. Е. 8, 14. Сократ 6, 40. Палладий de vita Chrisostomi ар. montfauc. р. 60. Феофил в 399 г. писал в пасхальном письме осуждение против антропоморфитов. И. Кассиан Collat. 10, с. 2. Gennadius de vir illustr. с. 33. Theophili Epist inter Ep. Hieronimi 92 ed. Villarsii. Феофил и в последствии показал, что он или никогда не понимал, или никогда искренно не отвергал ложных мнений оригенизма: ибо он посвятил Синезия в епископа, хотя тот прямо говорил ему о своих неоплатонических мнениях. Св. Исидор Пелусиот называет Феофила самым непостоянным человеком, а вместе жадным до денег и властолюбивым.

903

Великими или долгими назывались по росту – Диоскор, Исидор, Аммоний, Евсевий и Евфимий, просвещенные и строгие подвижники Нитрийской пустыни, где подвизались отдельно с такою же строгостью и умные сестры их. (Палладий в гл. 10–17 Лавсаика). Ненависть Феофила к великим братьям началась с того, что он сперва возненавидел благочестивого пресвитера и эконома Исидора, раздавшего большую сумму денег, согласно с волею завещательницы, без ведома Феофила, и удалившегося к нитрийским инокам; эта ненависть, прикрывшись ревностью против оригенизма, послала отряд солдат в Нитрийскую гору, частью умертвивший, частью рассеявший нитрийских иноков. Сульпиций Север очевидец представляет такой ответ преследуемых за мнения Оригеновы: «Не принимая на себя защищать ложного в книгах Оригеновых, говорили, что это внесено еретиками и потому за то, что по справедливости достойно нарекания; не следует осуждать прочего; вера читающего легко может различать то и другое». Dialog. 1, 1, но до какой странности доходил в некоторых антропоморфизм, показывает случай с одним иноком: когда доказали ему, что Бог вовсе не таков, каким он представлял Его себе: он в горьком унынии сказал: «ах я несчастный! у меня отняли Бога моего, и я теперь не знаю, кого считать Богом, кому покланяться, кому молиться». Кассиан Collat. 40, с. 3.

904

Фотий Bibl. cod. 97, р. 263. Созомен 8, 14, 15. Сократ 6, 12, 13.

905

Созомен Η. Е. 8, 25. Сократ Η. Е. 6, 12.

906

Созомен (Η. Е. 6, 27) говорит, что Епифаний, прославился не только добродетельною жизнью, но и чудесами». Сл. Фотия у Монфокона in Bibl. Coisl, р. 349.

907

Память его 12 мая. В Кипре ученики его воздвигли в честь его храм, где был образ его вместе с некоторыми другими изображениями. (Анастасий, Синаит Quaest. 941. 7-й вселен. соб. act. 6, ар. Bin. Т. 3, р. 654). По словам св. Феодора Студита, сей храм воздвигнут был учеником Епифания Савином, изобразившим на стенах всю евангельскую историю. Antirret. 2, р. 430, ed. Sirmondi Т. 5. Ответ епископа Савина к еп. Поливию о мощах св. Епифания, у Петавия изд. на латинск., на греческом Auct. vet. Collect. 7, 178. Эти сведения о почитании святого нужны для того, чтобы верно понять поступок самого Епифания с церковною завесою.



Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

3. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Геннадий, Архиепископ митрополит Евгений (Болховитинов)

4. Беседы пастыря на воскресные литургийные евангельские чтения – Беседы на Евангелие Недели по Воздвижении протоиерей Иоанн Бухарев

5. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

6. Философия правды – Философское народное право архимандрит Гавриил (Воскресенский)

7. Вознесение Господне священномученик Сергий Мечёв

8. Пастырство Христа Спасителя: Часть основоположительная: Иисус Христос - основатель Христианского пастырства протоиерей Сергий Соллертинский

9. Православие в современном мире протоиерей Иоанн Мейендорф

10. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle