святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 103. Сочинения св. Иакова содержания догматического и нравственного.

Св. Афанасий писал к епископам Египетским против ариан: «Если что писано было православными, как например, Иаковом и другими из Месопотамцев, нечего было подозревать в написанном; там открытый, простой дух мужей апостольских»58.

Геннадий, писатель V века, свидетельствует, что Св. Иаков писал 26 сочинений, и, выставляя самые заглавия их, прибавляет, что они недавно переведены с сирского языка59. Ныне известны на армянском языке 18 Слов св. Иакова, писанные по просьбе св. Григория, просветителя Армении. По содержанию это те же поучения, о которых говорит Геннадий, хотя многих, упоминаемых Геннадием, нет в числе армянских; последнее не ослабляет подлинности армянских Слов, потому особенно, что в Армении сохранены были с особенною заботою, конечно, те наставления св. Иакова, которые писаны были для Армении60. К тому же содержание и дух этих наставлений вполне приличны мудрому пастырю Низибийскому61. По содержанию некоторые из них догматические, другие нравоучительные. Из числа последних слова о любви, о посте, о покалим, о смирении дышат глубоким благочестием; любовь, учит он, есть исполнение закона евангельского; она – основание святости, заповеданной Господом, и сущность учения христианского. Назидательно слово о девстве и другое о сынах обета; слово о священнослужителях – прекрасное пастырское наставление для пастыря, между прочим о его обязанности учить и совершать тайну Евхаристии.

Из числа догматических Слово о вере излагает понятие о вере и ее значение в спасении души. «Твердое и истинное основание всей нашей веры есть Господь наш Иисус Христос. Посему, когда кто приступил к вере, он поставлен на камени твердом, который есть сам Господь наш Иисус Христос (1Кор. 10:4)». В 16 Слове превосходно доказывается из Свящ. Писания как божество Сына Божия, так и то, что Иисус Христос есть обещанный Мессия. С таким же превосходным разумением точного смысла Писания, св. Иаков обличает иудеев в 11 Слове за обрезание, в 12 за субботу, в 18 за тщетные надежды на восстановление Синагоги; в 7 слове о покаянии, убеждая чистосердечно открывать грехи свои, говорит: иначе священник не может знать болезней твоих. В 8 слове обличается неверие некоторых в воскресение мертвых.

Кроме догматической и нравственной важности своей, наставления св. Иакова важны, как образец верного толкования Свящ. Писания; естественно, без всякого искусства и усилия, древний учитель извлекает из священной буквы и высокие догматы, и назидание.

* * *

58

Epist. ad episcop. Aegypti et Lib. § 8.

59

De vir. illustr. с. I.

60

В греческих Минеях пишут о св. Иакове: «составил книгу весьма полезную; книге сей некоторым образом подражал Феодорит, епископ Киррский, в своей Истории боголюбцев (φιλοθέος)», и это известие подтверждает слова Геннадия о переводе сочинений св. Иакова; но ныне такой перевод не известен. Слова и окружное послание св. Иакова на армянском и латинском языках напечатаны в 5 т. Галландовой Библиотеки, в первый же раз изданы были в Риме 1750 г. Канон. Антонелли. Армянский текст напечатан в 1820 г. в Константинополе. Ассеман сперва сомневался в подлинности слов св. Иакова, но потом увидел их в арабском списке (Bibl. Or. Т. 4. 632. 558). Удин (Comm. 1. 122) показывает по каталогам арабские и сирские слова св. Иакова. Только окружное послание не принадлежит св. Иакову: это видно по содержанию. В Хр. чт. помещены слова: о смирении 1827, о воскресении мертвых 1837, о Пасхе, о вере 1839, письмо к Григорию 1842. Не переведены на русский язык слова: о любви (2), о посте (3), о молитве (4), о духовной брани (5), о благочестии (6), о покаянии (7), о должностях учителя (10), о обрезании (11), о субботе (12), о выборе пищи (13), о увещании язычникам (15), Христос есть сын Божий (16), о девстве (17), против иудеев, ожидающих Мессию (18).

61

Печать времени носят на себе особенно: 5-е слово о брани, которое у Геннадия названо словом о Персидском царстве и где под видимыми образами изображается брань с гордостью; 6-е слово о сынах обета, где говорится, что некоторые аскеты жили с сестрою – девою или вдовицею; обыкновение, против которого строго восставали св. Григорий Назианзин. (carm. 3. р. 149, Orat. 43 р. 701), Василий Великий. (Epist. 55 р. 149), Златоуст, Соборы Анкирский, Никейский.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle