Источник

11-е

† Преподобномучеников Василия и Феодора Печерских

Был Инок Феодор, пишет о Печерской обители благоговейный Поликарп. Раздав все свое имение нищим, он вступил в монастырь и по благословению игумена поселился в варяжской пещере, соседней с пещерами Феодосия80. Много лет пробыл он тут в строгом воздержании. Но, по внушению врага спасения, родилась в нем скорбь о розданном имении. Ему представлялась мысль, что он долго проживет, изнеможет телом и не в состоянии будет довольствоваться монастырскою пищею. Занятый этими мыслями, оставив надежды на Бога, он предавался своей печали более и более, и близок был к отчаянию. Не скрывал он своей скорби и от других, а говорил о ней. Один из иноков, Василий, принял участие в нем.

«Прошу тебя, брат Феодор! говорил тот, не теряй своей награды. Если хочешь имения: возьми все, что есть у меня; только дай слово пред Богом, что все розданное тобою будет подаянием моим. А ты с богатством будешь жить без печали, если даст Бог». Страх Божий пробудился в душе Феодора и слезами раскаяния спешил он омыть свое согрешение; он привязался сердечною любовию к брагу, который вразумил его.

Но страсть сребролюбия еще не совсем погасла в его сердце. Раз брат Василий по делам службы ушел из монастыря. Диавол, явясь в образе ушедшего брата, внушил Феодору мысль просить у Бога стяжания и навел мысли его на сокрытое в пещере золото и дорогие сосуды. Нашедши сокровище, Феодор хотел выйти из монастыря с тем, чтобы, купив имение, жить в миру покойно. Василий, спустя три месяца, возвратился и открыл обман бесовский. Феодор стал внимательнее к себе – и чтобы в праздности не увлекаться вредными мыслями, поставил у себя в пещере жернов, брал из закромов зерновой хлеб и ночью перемалывал его. Много лет провел он в такой работе, не преставая молить Бога избавить его от помысла сребролюбия и наконец до того освободился от этого помысла, что золото и серебро считал ни за что. Долгими подвигами приобрел он власть над духами нечистыми, так что они повиновались ему. Тесная дружба соединяла Феодора с Василием. Они положили завет между собою не скрывать друг от друга ни одной мысли, но обсуживать и пересматривать помыслы вместе. Состарившийся Феодор перешел в старый монастырь, где выстроил себе келью вскоре после сожжения его половцами, а Василий стал жить на его месте в пещере.

До Мстислава, сына Святополка, дошел слух, что Феодор нашел много сокровища в пещере. Призвав Феодора, князь спросил его: точно ли нашел он сокровище? «Правда, князь, видел я сокровище в пещере», отвечал Феодор». «И много золота, серебра, сосудов? Кем, слышно, все это положено?» поспешно спросил князь. Старец отвечал: «в житии св. Антония рассказывается, что здесь была поклажа варягов, да и сосуды – латинские, – почему и пещера поныне называется варяжскою пещерою. Золота и серебра там многое множество». – Покажи же мне эти сокровища, сказал князь, я поделюсь с тобою и ты будешь другом мне и отцу моему Святополку (Святополк тогда был в Турове). Старец отвечал: «Бог видит мое сердце, добрый князь: возлюбленный брат мой Василий часто говорил мне, чтобы не погубил я души прелестию богатства и мы закопали латинское добро в землю. По милости своей Бог отнял у меня память и теперь я не знаю, где оно сокрыто». Мстислав, не довольствуясь таким ответом, приказал сильно мучить Феодора; его мучили до того, что власяница была смочена кровию его; затем приказано было повесить его стремглав в сильном дыму и подложить под него огонь. Князь велел бить и Василия без пощады; быв шумен от вина и рассвирепев, он взял стрелу и пустил ее в Василия. Оба друга скончались в следующую затем ночь. Спустя немного времени и сам Мстислав застрелен был на городской стене, по пророчеству Василия. Он бился с Давидом Игоревичем и тогда узнал стрелу, которою застрелил Василия: «умираю, сказал он, за преподобных Василия и Феодора». Так повествует блаж. Поликарп81.

По летописи, Печерский монастырь сожжен был половцами в 1096 г.82; а Феодор, уже состарившийся, построил после того келью в обители и жил уже недолго; кн. Мстислав, по летописи 15 июля 1099 г., на стене владимирской крепости, неожиданно «сквозь отверстие доски поражен был стрелою под пазуху и в следующую ночь скончался»83. По этому видно, что блаж. кончину св. Феодора и Василия надобно отнесть к 1098 г. и согласно с святцами к 11 августа84. Мощи св. Феодора и Василия похоронены были в варяжской пещере, в которой подвизались они, а потом перенесены были в Антониеву пещеру, где и ныне покоятся85. Закладенный вход в варяжскую пещеру ныне видят близ затвора пр. Лаврентия. Недавний и неоднократный осмотр этой пещеры показал, что в ней было довольно затворнических келий с седалищами. Составленные из разноцветных песков келии и седалища представляются как бы покрытыми полосатою материею. Итак там, где прежде скрывались бродяги, занимавшиеся грабежом, подвизались потом рабы Божии и освятили разбойнический притон своими молитвами и подвигами86.

История св. Феодора и Василия представляет нам в опыте мысли св. писания: «те, которые хотят обогащаться, впадают в искушения и в сети и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и гибель» (1Тим.6:9). «Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие» (Лк.18:24). «Любостяжатель есть идолослужитель» (Ефес.5:5). Богатых в настоящем веке увещавай, чтобы они не высоко о себе думали и уповали не на богатство ненадежное, но на Бога живого; – чтобы они благодетельствовали, обогащались добрыми делами, были щедры и общительны (Тим.6:17, 18).

Св. муч. Евпла диакона

Диакон в городе Катане, носил с собою евангелие и, читая народу, наставлял вере в Господа Иисуса Христа. В гонение Диоклитианово схвачен по поведению градоначальника, и как непоколебимый в своем исповедании предан пыткам, строган железными гребнями и бит железными молотками. Затем судья велел повесить книгу евангелия на шею мученика, отвести в тюрьму и не давать ему ни хлеба, ни воды.

Чрез семь дней призвал его и сказал: «хоть теперь поклонись богам!» Но мученик ответил: «кто ж захочет оставить свет и ходить во тьме?» Он был осужден на смерть, перед казнию поучал народ и обезглавлен (304 года).

Св. мученицы Сосанны, Гавиния пресвитера, отца ее, Гаия папы и других с ними

Сострадали в Риме в 296 году. Папа Гаий (Каий), Гавиний (Габиний) и Сосанна были родственники имп. Диоклитиану, который узнав, что они христиане и распространяют эту веру, велел предать их и обращенных ими двух знатных сановников смерти. Мощи их покоятся в Риме.

* * *

80

Варяжские пещеры идут на юг от юго-западного угла Феодосиевой пещеры. См. пр. 83. и август. 28.

81

Реп. послание к Акиндину.

82

Собр. л. 1, 99.

83

Собр. л. 1, 155. 7. 17. Арцыбашев 1, 55.

84

Ркп. святцы: „преподобномученики Василий иерей и Феодор пострадаша в л. 6610 мес. августа в 11 день“. О годе кончины ошибка в опис. Киев. лавры. стр. 107. и у Вершинского в месяцеслове. Не могло быть и того, чтобы Василий после Феодора жил в варяжской пещере 29 лет, о чем говорит опись лавры.

85

Печ. патерик л. 159. 160. При Кальнофойском (1632 г.) св. страдальцы почивали уже в Антониевой пещере. Землетрясением 1614 г. варяжская пещера сильно была повреждена. И едва ли не вслед за тем св. мощи перенесены были из нее в Антониеву пещеру.

86

Кальнофойский: «пещера варягов иначе называется разбойничьею, потому что разбойники хоронили тут награбленное ими». Teraturg. р. s. м. Сильвестр, передавая слова Василия о пещере и сокровище, говорит: «они (варяги) впервые выкопали пещеру». Zywoty ss. Oycow р. 129. Итак вот значение варягов! О виде пещеры варяжской труд. общ. ист. 3, 201. 202. Сементовского киев. пещеры открытые в мае 1853 г. Север. пчела 1853 г. № 216.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle