Источник

17-е

† Пр. Алипия Печерского

Блаженный Алипий учился иконописанию у греческих иконописцев, в 1083 г. украшавших великую печерскую церковь св. иконами141. Когда окончено было стенное писание в печерской церкви: Алипий, усердный труженик в св. деле, пострижен был в иночество пр. Никоном. Превосходный иконописец писал иконы игумену и братии даром. Ёсли слышал, что где либо в церкви обветшали иконы: он брал их к себе и поправлял, но не требовал платы. Никогда не видади его без дела. Только божественная служба, которой не оставлял он ни для какого дела, отвлекала его от иконописания; а большую часть ночи проводил он в молитве и пении псалмов. Если случалось ему получать плату за свой труд: то часть употреблял на покупку материалов для иконописания, другую – на милостыню нищим, а третью – на свои нужды. За свои великие добродетели и чистую жизнь, по одобрению игумена, он возведен был в сан священства. Присутствие в нем Божией благодати обнаруживалось чудесными делами.

Один киевлянин страдал проказою и ему не помогали никакие лекарства. – По совету других, но без собственного убеждения, пришел он в Печерский монастырь за помощию. Игумен приказал напоить его водою из колодезя святого Феодосия, а главу намочить тою же водою. За неверие свое больной закипел смрадными струпами, так что стали бегать его. С горестию воротился он домой и смрадом струпов приведен был в сознание грехов своих. Снова пошел он в монастырь и искренно исповедал пред Алипием грехи свои, как и свою скорбь. Алипий красками, приготовленными для св. икон, покрыл все струпы его. Затем привел в церковь, приобщил тела и крови Спасителя, обмыл струпы его водою, которая принесена была для литургии. И все струпы его спали, – он весь стал здоровым.

«Набожный киевлянин, построив храм, захотел для его украшения приобресть икону деисус142 и еще несколько других. Он поручил двум печерским инокам заказать Алипию иконы, какой бы цены тот ни потребовал и дал им доски и часть денег. Иноки два раза брали у него деньги и после того, но Алипию не говорили ни слова. Долго ждав икон, киевлянин настойчиво потребовал их у иноков и те отвечали, что Алипий, взяв деньги, не хочет писать икон. Тот явился с жалобой к игумену. Призванный Алипий отвечал, что ни слова не слыхал о поручении и не видал денег. Послали за иноками и дсками. Дски оказались с превосходными ликами святых». Игумен Никон выгнал корыстолюбивых и лживых иноков из монастыря. Те оказались такими дурными людьми, что, прикрывая бесчестный свой поступок, разгласили по Киеву, что будто иконы написаны ими и заказавший не заплатил им ничего за труд их, а за их обиду их же выгнали из обители. Господь оправдал и прославил правду. В пожар, церковь, в которую поставлены были иконы, сгорела, а те иконы найдены целыми. Кн. Владимир Мономах, слышавший о прежнем происшествии, услышав о новом, прибыл на место и видел чудо Божие. Он благоговейно взял себе одну икону – икону Богоматери и отослал ее в Ростов, для храма, построенного им. «Она и поныне тут стоит, говорит при том благоговейный Поликарп. Я видел ее. При мне случилось в Ростове, что церковь та упала, а икона осталась невредимою. Потом она внесена была в деревянную церковь; церковь сгорела, а икона осталась без вреда, так что нет на ней и следа пожара»143.

Другой благочестивый человек заказал Алипию написать икону Богоматери к празднику Успения. Алипий захворал и не мог взяться за кисть. Тот не раз приходил за иконою. Алипий отвечал: «положись на Бога, он все выполнит». Заказавший пришел накануне праздника, а икона не была готова. «Зачем ты не сказал мне о твоей болезни?» говорил с досадою заказавший икону. «Я поручил бы написать икону другому иконописцу. А теперь ее не будет к празднику Успения». Преподобный отвечал: «не гневайся, брат! От небрежности ли моей случилось так? Но для Бога достаточно одного слова, и икона пресв. Девы будет написана. Вот я отхожу из сего света, – так открыл мне Господь, – но Господь утешит тебя». Когда тот вышел с скорбию: к Алипию входит прекрасный юноша и начинает писать икону. Алипий и сам подумал, что верно разгневанный господин прислал другого иконописца. Но спустя три часа икона была готова и писавший спросил: «не допущено ли ошибки в иконе»? Алипий отвечал: «хорошо написано, Бог помог тебе». К вечеру писавший скрылся и с иконою. Заказавший всю ночь не спал от слез, горюя о том, что к празднику не готова праздничная икона. Встав к утрени, он первый пришел в храм и поражен был изумлением: дорогая для него икона – готова, стоит на месте. Боголюбивый муж пришел потом к игумену и рассказал все случившееся. Вместе пошли они к Алипию и застали его уже умирающим. Однако игумен спросил его: кто бы это написал образ? «Был у меня, сказал Алипий, юноша, но думаю, что это ангел: так скоро написал и исчез; впрочем вот он теперь предстоит предо мною». И с этими словами предал Богу дух свой. Так рассказывает блаж. Поликарп. По ркп. святцам преп. Алипий почил 17 августа и это согласно с повествованием Поликарпа. Сильверст Коссов в 1635 г. писал, что память преп. Алипия празднуется 17 Августа144. Полагают, что преподобный дожил до 1114 г.; мощи его открыто почивают в Антониевых пещерах145. У правой руки его три первые перста сложены совершенно ровно, а два последние пригнуты в ладони: обличение новым суеверам! Одна икона преп. Алипия, известная под именем: «предста царица одесную тебе», ныне стоит в иконостасе московского Успенского собора одеяние небесной царицы отделано роскошно; раскраска похожа на мозаику146. Икона Божией Матери, перенесенная Мономахом в Ростов, ныне стоит в иконостасе каменного ростовского собора. Она потемнела не столько от свечного дыма, сколько от дыхания прикладывающихся к ней: ее носят в дальние места в крестном ходе147.

† В тот же день память о пр. Филиппе Янковском

По ркп. святцам, «пр. Филипп бысть на Сухоне реце, новый чудотворец». Преп. Филипп несколько лет подвизался отшельнически на Янковой горе, в 2 верстах от Устюга. Набожные устюжане, уважая жизнь его и желая видеть вблизи обитель молитвенников, выпросили дозволение построить на месте его пребывания обитель. – В 1654 г. построен был храм в честь иконы – знамения Богоматери, с приделом во имя вновь прославленного святителя Филиппа. Под руководством опытного в духовной жизни отшельника собрались ревнители благочестия: но преподобный не принял на себя сана и скончался иноком ок. 1662 г. Мощи пр. Филиппа покоятся под спудом, в храме обители его148.

В тот же день св. муч. Мирона

Св. Мирон, пресвитер из Ахаии, схвачен был в день Рождества Христова во время священнослужения, пытан был железом и огнем, и наконец обезглавлен 251 года, в гонение Декия.

Празднество Свенскому образу Пресв. Богородицы

Заступлению Богоматери ради ее Свенской иконы приписывают неоднократное спасение Брянска от нашествия врагов. В 1812 г., когда полчища французов стремились к Брянску, жители его и окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною Свенскою иконою Богоматери, прося ее о заступлении города, и вскоре утешились вестию, что войска, шедшие на Брянск, возвращены назад. В благодарность за избавление Брянска от разорения, жители его в 1815 году устроили на чудотворную Свенскую икону Богоматери золотую ризу с вещами, и установлен ежегодный крестный ход вокруг города со св. иконою 17 августа.

* * *

141

Ркп. Послание Поликарпа к Акиндину.

142

Моление Богоматери и Предтечи пред Спасителем называлось по-гречески δεησις, а у поздних русских Деисус.

143

Послание Поликарпа по рукописи. Пожар, истребивший ростовскую деревянную соборную церковь, был в 1160 г. (Никон. л. 2, 191. Собр. л. VII, 314, см. о св. Леонтие мая 23). В 1695 г. м. Иосиф украсил Алимпиеву икону драгоценною серебряною ризою; по бокам ризы 7 черневых изображений с надписями. Над 6 изображением слова: «князь Владимир мономах сию святую икону посла во град Ростов в построенную им каменною церковь». Над 7-м: «по временя ж оная каменная церковь в Ростве падеся, святая же икона пребысть невредима, обретена в плинфах». Ярослав. епарх. ведом. 1860 г. № 20.

144

Patericon w Kiowe 1635 р. 89. Ркп. святцы: «преп. отец наш иерей Алипий иконописец преставися в л. 6600 (1092 г.) мес. августа в 17 д.»

145

Опис. К. лавры стр. 105. 289. 293. У Кольнофойского № 11. «Святый инок Алипий лежит в гробе против церкви» (Введения Богородицы во храм).

146

Снегирева памятники стр. 12. Древ. гос. рос. VI, 53.

147

Древние святыни велик. Ростова соч. гр. Толстого стр. 21. 22. М. 1849. Иванчина – Писарева Спасоандроннков монастырь стр. 19. 82. М. 1842 г.

148

Ист. иер. 6, 593. Сведен. о мон. 68. 69. Словарь святых.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle