Источник

29-е

† Память о преп. Марке, Иоанне и Феофиле

Мы, немощные, так начинает свою повесть о преп. Марке Печерский инок Поликарп, хотим следовать примеру древних. – Они употребили много труда, ходили по пустыням, горам, провалинам земным и одних из преподобных мужей, о которых писали, видели сами, о жизни других, о чудесах и Богоугодных подвигах слышали от прежде бывших отцов и так составили патерик, который читая, столько наслаждаемся духовно. – Я, недостойный, не имею разумения истины и ничего такого не видел, а следую только слышанному мною от преподобного епископа Симона. Не ходил я по св. местам, не видел ни Иерусалима, ни Синайской горы, чтобы мог прибавить что-нибудь к моей повести, как делают искусные в слове. – Но пусть не буду я хвалиться ничем другим, как только св. монастырём Печерским и бывшими в нём черноризцами, их житием и чудесами, которые воспоминаю с радостью. Сильно желаю я, грешный, молитвы тех отцов. – Затем начинаю повесть о преп. Марке Печерском370.

Подлинно скажем и мы, преподобный Марк Печерский – такой человек Божий, который составляет славу Русской Церкви, и, имея его в виду, не имеем нужды ходить на Восток, чтобы видеть истинного человека Божия. Преподобн. Марк – чудный человек Божий! Самое поразительное в нём – простота подвига его. Он не вёл высокой созерцательной жизни. Занятие его было очень обыкновенное: он копал землю. Но при этом простом труде достиг высокого совершенства духовного, какого достигают немногие. – Это – самый убедительный пример тому, что при всяком труде телесном, если дух работает Господу, прогоняет от души всё нечистое, наполняет еёе мыслями и воздыханиями святыми, строго охраняя её смирением и простотой, душа может усовершаться духовно. Выслушаем все повествование Поликарпа о дивном Марке.

Преп. Марк, пишет Поликарп, «живя в пещере, своими руками выкопал много пещер и на своих плечах носил землю, день и ночь трудясь для Господа. Он выкопал много мест для погребения братии и не брал за то ничего, разве кто сам давал что-нибудь, да и то раздавал бедным. При нём св. Феодосий перенесён был из пещеры в монастырь, в великую церковь».

Надобно прибавить, что преподобный при всём том, что так много трудился, копая пещеры и могилы, носил на себе вериги: они висят ныне над его мощами. Здесь же крест его – памятник воздержания его даже в употреблении воды; когда томила его жажда, он не более пил, как сколько вмещалось в этом медном кресте371.

«В одно время, повествует Поликарп, Марк, копая землю, утомился до изнеможения и оставил место тесным, не расширенным. Случилось одному брату заболеть и умереть; другого места ему не было кроме того тесного; мёртвый, быв принесён в пещеру, едва с нуждой был вложен. Братия роптала на Марка, не имея возможности убрать его, ни возлить на него елея; так узко было место! Пещерник со смирением кланялся всем и говорил: «простите меня, святые отцы! по худости не докончил». Они ещё более стали бранить его. – Марк сказал мёртвому: «место тесно; сам, брат, потрудись, возьми и возлей на себя елей». Мёртвый простёр руку и, несколько поднявшись, взял масло и возлил крестовидно на лице и на грудь и, отдав сосуд, сам перед всеми убрал всё, лёг и уснул. – Когда совершилось это чудо, на всех напал страх».

«Другой брат, после долгой болезни, умер, и один из друзей его, обмыв тело его по обычаю, пошёл в пещеру посмотреть, где бы положить тело своего друга. Он спросил о том пещерника Марка; но тот отвечал: «иди, скажи брату, чтобы подождал до утра, пока выкопаю место, и тогда пусть идёт на вечный покой». «Отче! возразил брат, кому велишь это сказать? Я уже отёр губою мёртвое тело». Но Марк повторил ему: «ты видишь, место ещё не готово; иди, скажи умершему: грешный Марк говорит тебе: – останься, брат, ещё на день, пока не скажу тебе, что место готово; на утро отойдёшь ко Христу». – Инок возвратился в монастырь; здесь братия уже совершали обычное пение по умершем. При всех он сказал умершему: «Марк говорит тебе, что ещё не готово место для тебя, подожди до утра». При этих словах и усопший открыл глаза, душа его возвратилась, и он всю ночь оставался живым, ни с кем не говоря. – На утро брат опять пошёл в пещеру узнать о месте, и пещерник сказал и ему: «иди – скажи ожившему, – Марк говорит тебе: оставь теперь временную жизнь, предай дух Богу, а телу твоему место готово здесь». – Как только брат сказал это ожившему: тот, сомкнув глаза, предал дух Богу.

«Два брата, Иоанн и Феофил, соединены были между собой сердечной любовью от юности и одинаково ревновали служить Богу. Они просили блаженного Марка приготовить им одно общее место погребения. – Спустя много времени, старший брат Феофил был послан на сторону по монастырской нужде. Младший, угодив Господу, разболелся и умер; его положили на приготовленном месте. Через несколько дней возвратился Феофил и, узнав о смерти брата, пошёл вместе с братией посмотреть, на каком месте положен умерший. – Увидев, что тот положен в общем их гробе, на первом месте, вознегодовал за то на Марка и говорил: «зачем положил его здесь на моём месте? я старше того». Пещерник, со смирением кланяясь ему, отвечал: «прости меня грешного и – обратясь к умершему, сказал ему: «брат, встань и дай это место старшему брату твоему, сам же ляг на другом». По слову блаженного, мёртвый встал и лёг на другом месте. Тогда Феофил, роптавший на блаженного, пал к ногам его и говорил: «согрешил я, отче, потревожил брата моего; прошу тебя, прикажи ему, чтобы опять лёг там». Блаженный отвечал: «Господь сотворил дело, чтобы не было вражды между нами; Он повелел умершему уступить тебе место старшего. Божие дело воскрешать умерших, а я человек грешный; прикажи ты ему, не послушает ли он тебя? Знай и то, что тебе следовало, не выходя отсюда, занять твоё любимое старшинство и быть положенным здесь. Но так как ты ещё не готов к исходу, иди и заботься о твоём спасении; спустя несколько дней ты будешь принесён сюда». – Услышав это, Феофил пришёл в ужас и думал, что тут же умрёт. Возвратясь кое-как в келью, он горько рыдал.

Раздав всё, что имел, и оставив у себя только мантию, он каждый день ожидал смертного часа, и никто не мог удержать его от слёз или заставить вкусить сладкой пищи; слёзы были ему пищей, день и ночь. Всякое утро омывал он лицо слезами, не зная, достигнет ли вечера; с приближением же ночи омрачал глаза слезами и говорил: кто знает, проживу ли до утра? Многие, отходя к временному покою, заснули сном вечным. Как же мне надеяться, что останусь в живых, когда уже сказано мне о близкой моей кончине? Феофил со слезами молил Господа дать ему время для покаяния. Таким подвигом в течение нескольких лет до того иссушил он тело своё, что можно было перечесть кости его. От слёз потерял он зрение.

Преп. Марк, провидев час отшествия своего ко Господу, призвал к себе Феофила и сказал ему: «прости меня, брат, что оскорбил тебя на столько лет, и моли о мне Бога, – я уже отхожу отсюда; не забуду я молиться и за тебя, чтобы Господь Бог удостоил нас видеться друг с другом и пребывать вместе с преп. отцами Антонием и Феодосием». Тогда Феофил сказал: «отче! зачем ты оставляешь меня здесь? Возьми и меня с собой, или дай мне прозреть. – Знаю, что за грехи я должен был умереть тогда же, как ты воскресил брата моего; для твоих святых молитв Господь пощадил меня, ожидая покаяния моего. – И ныне ты в состоянии дать мне, чего прошу. Пусть отойду с тобой ко Господу или прозрю». Преп. Марк отвечал: «не скорби, брат мой, что Бога ради помрачился ты телесными очами, – ты прозрел духовными. – Я даже рад, что был виной твоему ослеплению; я возвестил тебе смерть, желая плотское твоё мудрование привести к смирению. Не желай смерти: она придёт, хотя бы и не желал ты. Вот что послужит тебе знамением близкой твоей кончины: за три дня до неё ты прозреешь». Сказав это, блаженный Марк почил. Св. мощи его положены в пещере, которую он сам себе выкопал».

Так как, по словам Поликарпа, блаж. Марк был свидетелем перенесения мощей преп. Феодосия из пещеры в храм обители, но Поликарп не говорит, что блаж. Марк видел в живых преп. Феодосия, а перенесение мощей Феодосия было в 1091 г., то кончина преп. Марка последовала, вероятно, в 1102 г.372.

По его молитве получают исцеление те, которые с благоговением пьют из креста его373.

Блаж. Феофил продолжал плакать о себе, по кончине Марка. Слёзы текли у него в таком обилии, что наполнился ими целый сосуд. По предсказанию Марка возвратился ему и свет очей, и тогда узнал он, что близка кончина его. Ему явился ангел и сказал: «ты хорошо молишься, – но для чего хвалишься слезами твоими, собрав их в сосуд? Вот и другой сосуд, полный благоуханий; в нём те слёзы, лившиеся в молитве, которые отирал ты краем одежды или ронял на землю; они все целы». Сказав это, оставил сосуд и перестал быть видимым. Феофил, призвав игумена, открыл ему видение и, показав ему два сосуда, просил вылить их при погребении на его тело. На третий день после его прозрения он мирно почил. Тело его положено было в пещере вместе с любимым братом его Иоанном, вблизи преподобного Марка. При погребении вылили на тело его сосуд ангела и вся пещера исполнилась благоухания, а потом вылили на него и другой сосуд».

Царю веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков» (1Тим.1:17).

Святых младенцев 14000, Христа ради избиенных

Сии невинные младенцы Иудейские мужского пола пострадали ради безлетного Младенца Христа Сына Божия, по повелению Ирода, царя Иудейского. Услышав от волхвов о рождении Иисуса Христа – потомка Давидова, Ирод, происшедший не из царского рода, смутился и весь Иерусалим с ним; спрашивал первосвященников и книжников Иудейских: где должно родиться Христу; тайно выведывал от волхвов о времени явления звезды, приведшей их в Иерусалим, и сказал волхвам: пойдите и тщательно разведайте о Младенце, и, когда найдёте Его, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему». Поруганный от волхвов, кои, поклонившись Младенцу Христу, не возвратились к Ироду, а иным путём отправились в страну свою, Ирод разгневался и, опасаясь, чтобы новорождённый Царь Иудейский не отнял у него царства, послал через год по рождении Иисуса Христа, не зная, где Он находится, избить всех младенцев в Вифлееме и во всех окрестностях его, от двух лет и моложе, чтобы в числе их погубить и Младенца Христа, Которого напрасно боялся. Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком·, глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися. яко не суть (Мф.2:7–18). Так злобный и суетный Ирод принёс в жертву своему необузданному властолюбию 14,000 младенцев, не ведая, что Иисус Христос родился устроить царство не земного владычества, а вечного спасения: не ведая, что все козни человеческие бессильны и напрасны для всемогущего Промысла Божия, властно и беспрепятственно устрояющего спасение мира, и что жизнь самого Ирода, самонадеянно заботившегося о себе, продлится не более года, а судьба детей его зависит от Бога! Суд Божий, по словам писателей Церкви, постиг Ирода страшными болезнями, прекратившими его жизнь за беззаконное избиение невинных.

Младенцы-мученики вошли в Царство Небесное не дверью св. крещения, но мученической смертью за Иисуса Христа, которую Сам Он назвал крещением (Мк.10:39). И сим крещением, в случае нужды, заменяется само таинство крещения водой.

Память младенцев, Христа ради избиенных от Ирода, Церковь начала совершать с древних времён Христианства. Об этом свидетельствуют в своих беседах отцы Церкви IV, III и II века, как-то: Златоуст, Киприан, епископ Карфагенский, Ориген и другие. Последний называет Вифлеемских младенцев начатками христианских мучеников и говорит, что память их прославляется в Церквах в ряду святых, как первенцев, избиенных за Христа. Но древнейший из отцов Церкви, прославляющий младенцев Вифлеемских, есть Ириней, епископ Лионский II века.

Впоследствии св. Андрей Критский и Киприан написали для Церкви хвалебные песни на день избиения младенцев, ныне возносимые Церковью в этот день.

Преп. Георгия, епископа Никомидийского

Преп. Георгий был современником св. Фотия (память которого – 6-го февраля), с которым разделял он все испытания и бедствия. Скончался мирно, оставив после себя довольно много сочинений374 и повествование об избавлении от опасности Влахернского храма (в котором был ковчег с ризой Божией Матери), во время осады варварами Константинополя. Прежде же того он описал подробно, как Патриций Гальбий и Кандид обрели при императоре Льве I святую ризу, которая была положена во Влахернском храме, где творила различные чудеса.

* * *

Преподобного Маркелла, игумена обители Неусыпающих. Преп. Маркелл был третьим игуменом общины Неусыпающих, основанной преп. Александром (3 июля); муж сильный словом и делом, милостивый к сиротам и нищим, облагодатствованный даром прозорливости и чудес. Скончался в 486 году.

* * *

Св. пророка Нафана. Св. пророк Нафан жил при царях Давиде и Соломоне и был одним из повествователей о деяниях царей и также событий своего времени (см. о нём в житии царя Давида – 26-го декабря).

* * *

370

Ркп. послание Поликарпа к Акиндину.

371

Рисунок креста – у Фундуклея в Древностях Киева.

372

Ркп. святцы: «преп. Марко гробокопатель: и мертвии послушаху его; пресгав. в л. 6600». Это год перенес. мощей преп. Феодосия; а пр. Марк, как видно, по словам Поликарпа, жил после того не менее 10 л.

373

Печ. патерик, л. 150.

374

О них см. в «Истор. Обз. песнопевцев» Филар., архиепископа Черниг., § 52.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Декабрь. – 514, IV с.

Комментарии для сайта Cackle