Источник

7-го числа

Святого Парфения, епископа Лампсакидского

Святой Парфений, родом из Мелитополя, провинции Геллеспонтской, был сын диакона тамошней церкви, с юного возраста воспитанный в страхе Божием. Ростя ребенком, он ходил на ближнее озеро, ловил рыбу, продавал ее и из этих денег подавал милостыню нищим. Восемнадцати лет он, по воле епископа Мелитопольского, стал изучать книги св. Писания и, как достойный, посвящен во пресвитера. Господь сподобил его и благодати чудотворений. – Кизический митрополит Ахиллий, слышав о добродетельной жизни мужа, поставил его епископом города Лампсака. Это было в царствование Константина Великого, около 325 года. Парфений нашел в городе мало христиан; большинство составляли язычники. Учительною жизнию своею, молитвами и чудесами благодати Божией он привел граждан к познанию истинного Бога и на месте храмов идольских, с соизволения царского и с царским пособием, создал храмы Божии.

Однажды к св. Парфению приведен был бесноватый юноша родителями, которые просили помолиться о исцелении его. Парфений сказал: «ваш сын недостоин исцеления; лукавый дух мучит его, как отцеубийцу, потому что часто он досаждал вам, и вы в горести души молились, чтоб Бог наказал его. Пусть же так страдает; ему полезно наказание». Но они со слезами просили молитв и прощения несчастному юноше. Святитель, преклоненный слезами и неотступными просьбами родителей и милосердовав о них, помолился к Богу о болящем и исцелил его.

Св. Парфений скончался мирно около 350 года.

Преподобного Луки Елладского

Преподобный Лука, родом из Аттики, села Кастории, сын богатого земледельца, с двадцати лет подвизался сперва в пустынной келлии на приморской горе, где и пострижен двумя иноками, шедшими в Рим на богомолье, а чрез семь лет, по случаю нашествия Болгар (около 908 года), когда вес народ бежал в крепости и на острова, он отплыл в Коринф и, услышав тут об одном столпнике в Патрах, пошел к нему и десять лет служил ему, как сын отцу. После сего возвратился в Елладу и снова поселился на своей горе. Случилось мимо того места проходить митрополиту Коринфокому на пути в Царьград, и расположиться для отдыха недалеко от келлии преподобного. Узнав об этом, Лука пришел поклониться архиерею и принес ему дары от трудов своих – овощей и кореньев. Митрополит пожелал взглянуть на его келью и, увидев ее и садик, дивился пустынному и безмолвному пребыванию. Достойно при сем внимания наставление архипастыря, как самому Луке приобщаться св. Таин без священника, потому что Лука не имел пресвитерского сана. Должно сосуд с преждеосвященными дарами поставить на престол, если приобщение имеет быть в церкви, или на чистый стол, если вне оной; развернувши чистое полотенце, положить на него св. частицы и, возжегши свечу и фимиам, пропеть псалмы изобразительные (то есть 102 и 145), Трисвятое и Верую, сделать три земных поклона и, сложивши руки, устами взять честное Тело Христа и Бога нашего, говоря: аминь; вместо св. Крови пить из сосуда с вином. Значит, еще и в X веке предоставлялось подвижникам хранить св. дары в келлиях и приобщаться их самим, как то было и в первые века.

Последним местом подвигов преподобного была гора Стирий в Елладе, куда собрались к нему братия и устроили монастырь, а воевода Аттики построил церковь во имя св. великомученицы Варвары. Скончался он 7-го февраля 946 года и похоронен в келлии, в которой подвизался. Чрез шесть месяцев некоему монаху Косьме, шедшему из Пафлагонии в Италию, было дано в видении повеление Божие идти на место, где почил, проп. Лика, и пребывать у гроба его. Косьма пришел ко гробу угодника Божия, взял из земли ковчег с нетленными мощами и, поставив верху земли, огородил его решетками, а келлию сделал церковию. Впоследствии, из опасения владевших Аттикою Латинян и Турок, мощи препод. Луки скрыты и теперь находятся под спудом в обители его имени.

Св. Мастридии отшельницы, Марии и других, неизвестных по имени

Когда стала известною история дивной Марии Египетской, высокие подвиги равноангельной, дивная надежда ее на Господа, оказавшаяся столь верною и сильною, одушевила не одну деву на подвиги более или менее трудные.

Об одной подвижнице, скончавшейся при жизни св. Кириака, и следовательно прежде 557 года, когда почил св. Кириак, – рассказывает Кирилл в жизни св. Кириака62.

Иоанн, ученик св. отца Кириака отшельника, – пишет Кирилл, – рассказывал мне следующее:

За несколько лет пред сим шли мы с другом, братом Парамоном, к отцу Кириаку. И вот вдали видим стоящего человека. Мы, подумав, что это пустынник, поспешили подойти к нему, чтобы поклониться ему. Когда приблизились к тому месту, тот исчез из глаз наших. Мы испугались при мысли, нс злой ли это дух. Стали на молитву и, помолясь, осмотрелись кругом, там и здесь, и нашли пещеру. Конечно, здесь раб Божий, сказали мы, он скрылся от нас сюда. Подойдя к пещере, просили мы, чтобы показался он нам и не лишил нас своих наставлений и благословения. Из пещеры услышали мы ответ: «Какой хотите пользы от женщины, грешной и простой? Куда идете вы?» – «Мы идем к отшельнику Кириаку», сказали мы, «но открой нам Бога ради твое имя, твою жизнь и почему пришла ты сюда?» Она отвечала: «идите куда идете, и когда возвратитесь, скажу вам». Мы с клятвою уверяли ее, что не отойдем, пока не выслушаем о ее жизни. Поняв, что не отойдем от нее, она, не показываясь нам, рассказала о себе так: «Я называюсь Мария, была чтицею псалмов при церкви Воскресения Христова; злой дух уязвлял мною многих. Я пришла в страх, как бы не быть мне виновною в соблазне и как бы не приложить грехов ко грехам моим. Молилась я усердно Богу – избавить меня от напасти. Раз, умилившись душою от страха Божия, пошла я к Силоаму, валила сосуд водою, взяла корзину с мочеными бобами, ночью вышла из святого города и, поручив себя Богу, отошла в пустыню. Бог привел сюда, и здесь живу я уже восемнадцать лет; благодатию Божиею ни вода нс истратилась у меня, ни бобы в корзине не убавились. Затем прошу вас, – идите теперь к отцу Кириаку и выполните свою службу; когда же будете возвращаться, посетите меня бедную». Выслушав это, пошли мы к отцу Кириаку, рассказали ему все, что слышали от блаженной Марии. Отец Кириак, подивившись, сказал: «Слава Тебе, Боже наш, у Тебя есть сокровенные святые мужи и жены, тайно служащие Тебе. Идите, дети мои, – прибавил он, – к угоднице Божией, и что скажет вам, сохраняйте». Возвращаясь от отца Кириака, пришли мы к пещере блаженной Марии. «Раба Божия!» говорили мы, «по и твоему приказанию пришли мы к тебе». Но ответа не было. Войдя во вход к пещере, сотворили мы молитву, но ответа опять не было. Тогда вошли мы в самую пещеру и нашли рабу Божию скончавшеюся о Господе. От святого тела ее выходило сильное благоухание. С нами не было ничего, чем одеть ее. Поспешив в обитель, принесли мы все нужное; одев ее, похоронили ее в пещере и завалили устье пещеры камнем.

О другой Палестинской пустыннице рассказывал великий подвижник Сила, подвизавшийся в Аравийской пещере, в ските Фара. За несколько лет пред сим, говорил он братиям, жил вблизи меня отшельник, которого я очень любил. Было у нас обыкновение – посещать его в великие праздники, приносить ему нужное и получать благословение его. В праздник Пасхи взял я милоть, несколько бобов и несколько хлеба и пошел к старцу по обычаю. По смотрению Божию пришлось мне запутаться в холмах и пустырях; настал дневной зной, я стал изнемогать от жара и труда. И обратился я ко Господу с крепкою молитвою. Изнемогши от жажды и зноя, лежал я без сил и вошел в тонкий сон. Вот подходит ко мне кто-то и говорит: «будь бодр, авва, – ты не заблудился, и труд твой не напрасный». Проснувшись, не видал я никого, но с радостию благодарил Бога; помолился – и вот вижу между холмами следы человека. Я пошел по следам, вижу много хвороста и пещеру; я стал звать: благослови меня, отец; ответа не было. Подошел еще, вижу юного инока, сидящего в молчании. Поклонились мы один другому, и он сказал, чтобы начал я молитву. «Твое это дело, ты пресвитер», говорил он. Я отказывался, желая скрыть себя. «К чему лгать, авва-пресвитер?» сказал он. Мы сели, и я терялся в догадках, жена ли это или евнух? «Ты, авва, смущаешься о мне, жена ли или евнух я», сказал он. Я растерялся от этих слов. «Дай мне слово не говорить о мне никому до смерти, и я скажу тебе о себе», сказал пустынный человек. «Бог знает», отвечал я, «как я желаю знать о подвигах», и дал слово молчать. «Я дочь эпарха Константинопольского», так говорила она; «сенатор обручил меня за своего сына, быв другом отцу моему. Мне никак не хотелось выходить замуж, но не говорила я о том родителям. Утешением для меня было заниматься молитвою, и я молила Господа исполнить тайное желание мое. Раз говорит мне отец: «будь готова к браку, дочь моя, пришло время». «Нельзя мне решиться на то, отвечала я, прежде чем исполню обет». «Какой?» сказал отец. «Обещалась я поклониться святым местам», сказала я. Он шутливо говорит: «когда выйдешь замуж, тогда исполнишь обещание свое – вместе с мужем». «Нет», сказала я решительно, «я обещалась поклониться девою – и это должно быть выполнено; лгать пред Богом не могу, страшно». Родитель уступил. Со мною отпущено множество слуг, служанок, 3000 золотых. На корабле прибыли мы в святой город. Поклонившись святым местам, отправилась я посетить Египетских отцов. Близ великой лавры Египетской видела я трех великих старцев; один из них особенно показался мне Ангелом. По возвращении в святой город надлежало возвращаться в Константинополь. Я приготовила два письма, одно к родителям, другое к младшему брату, который был со мною. В последнем написала я, что не могу я быть в супружестве и посвящаю жизнь свою Господу. Когда выезжали мы уже из города, я сказала брату, что нужно мне побывать в Гефсимании. Оставив письма в одежде моей, с одною служанкою отправилась я в Гефсиманию. Потом, оставив ее здесь, одна поспешила к великому старцу своему. Со слезами просила я его облечь меня в монашество и дать мне книги, какие у него видела. Он исполнил просьбу мою. Пробыв у него день, сказала я ему: теперь благослови меня идти, куда Господь повелит. Со слезами помолившись о мне, дал он мне свои книги и отпустил с миром. Возложив надежды мои на Господа, пришла я в эту пустыню и вот живу в ней уже 28 лет; ты первый, кого я вижу здесь». Когда окончила она рассказ свой, я просил ее покушать со мною пищи, какая была со мною. «Тебе нужно подкрепиться пищею, – ты устал, а у меня есть другая пища», сказала она. Изумительно для меня было то, что, столько лет прожив в пустыне, она не потеряла своей красоты. В пещере ее я не чувствовал жажды, но думал: что-то будет после? Она, отвечая на мысль мою, сказала: «будь покоен, авва, жажда не будет томить тебя, пока не дойдешь до кельи твоей». Прощаясь с ней, просил я ее: «дозволь мне приходить к тебе для советов». Отправившись в путь, я точно не чувствовал жажды. Спустя некоторое время, пошел я к ней, но уже нс нашел ее в пещере. За все слава Господу63.

О третьей отшельнице, подвизавшейся в той же Иорданской пустыне, где жила равноангельная Мария, читаем рассказ у Иоанна Мосха64.

Пришли мы, говорит Мосх, к авве Иоанну отшельнику, по прозванию Огненному. Он рассказывал нам, что́ сам слышал от аввы Иоанна Моавитского. «В святом городе (Иерусалиме) была дева, посвятившая себя Богу, весьма благочестивая и усердная (по Прологу, именем Мастридия)65. Диавол, позавидовав деве, зажег в одном молодом человеке сатанинскую любовь к ней. Великая дева, поняв хитрости диавола и видя опасное положение молодого человека, положила в корзину немного размоченных бобов и удалилась в пустыню, дабы чрез то самое как молодого человека избавить от искушения, так и себе самой найти в пустыне безопасность. Прошло нс мало времени после того. Дабы высокий подвиг ее не остался в неизвестности, по смотрению Божию, увидал ее один отшельник Иорданской пустыни. «Мать! как ты зашла сюда?» спросили. он ее. Она, желая закрыть свое отшельничество, отвечает отшельнику: «прости меня, я сбилась с пути, сделай милость, ради Бога, отец, укажи мне дорогу». Отшельник, быв извещен о ней свыше, говорит ей: «мать! будь надежна, ты не сбилась с пути; другая дорога не нужна тебе; скажи же откровенно, как ты зашла сюда?» Тогда дева отвечала: «прости меня, авва! Один молодой человек соблазнялся мною. Признав за лучшее быть здесь, нежели служить соблазном, удалилась я в пустыню». Старец продолжал: «давно ли ты здесь?» Она отвечала: «по благодати Христовой семнадцать лет». «Чем же ты питаешься?» спросил старец. Она, вынув корзинку с лежавшими в ней бобами, сказала отшельнику: «вот эта корзинка, которую ты видишь, отправилась со мною из города с этою пищею; но Бог явил надо мною такую милость, что с тех пор доселе питаюсь тем же и пища не убывает. Не забудь, отец, и того, что так прикрыл меня Бог Своею милостию, что 17 лет никто не видал меня, кроме тебя одного, хотя видала я других». Услышав это, отшельник прославил Бога».

Кончина св. Мастридии последовала не позже 580 года.

Вот и еще тайная, чудная подвижница Палестинская того же времени.

В расстоянии около 20 тысяч шагов (40 верст) от Иерусалима, говорит блаженный Иоанн Мосх, есть монастырь так называемый Сапсас. Из этого монастыря двое отцов ходили поклониться на гору Синай. Возвратясь в монастырь, они рассказывали нам следующее: «Поклонившись на святой горе и возвращаясь обратно (так случилось с нами), мы заплутались в пустыне и долго носились по ней, как по морю.

В один день, увидя вдали маленькую пещерку, пошли мы к ней. Приближаясь к пещере, увидали небольшой источник, около него несколько травы и след человеческий; верно, сказали мы себе здесь живет раб Божий. Входя в пещеру, мы никого не видали, только слышали, что кто-то плачет. Осмотрев тщательно, мы нашли что-то в роде яслей и в них кто-то лежит. Подошедши к рабу Божию, мы просили его сказать нам что-нибудь. Но как он ничего не отвечал, мы взяли его. Тело его еще было тепло, но душа отошла ко Господу. Тут узнали мы, что в то самое время, как входили мы в пещеру, раб Божий скончался. Взяв тело его из того места, в котором лежал, вырыли могилу в той же пещере; один из нас скинул мантию, в которой был, и мы стали завертывать в нее тело; тогда нашли, что это была жена; прославили Бога и, совершив над нею правило, похоронили»66.

Кончина последовала, вероятно, в 596 году.

Дабы примеры ревностных подвижниц были более сильны для нас, повторим для себя следующие наставления св. Писания: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.6:24). Носите бремена друг друга и таким образом исполняйте закон Христов (Гал.6:2). Да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получит милость и обрести благодать для благовременной помощи (Евр.4:16).

* * *

62

Кириллово описание жития св. Кириака in act, Sanet. VIII, 147 5 Analecta sacra. Paris. 1692 p. 100–127. В Четь-Минее сент. 29. Рассказ о Марии – в Сборном Патерике под знам. S.

63

Сборный Патерик вод знам. S, гл. 26.

64

Иоанна Мосха Луг духовный, стр. 180, 181. М. 1853 г.

65

Пролог под 7 февраля.

66

Иоанна Мосха Луг дух. стр. 168, 169. Указание помещено и в прологе окт. 30 дня.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle