Источник

9-го числа

Святого мученика Никифора

Господь оставляет гордых и самомнительных, а смиренным подает силу и благодать! В Антиохии гражданин Никифор имел великую дружбу с священником Саприкием; но вышла между ними ссора из-за чего-то и ненависть. Никифор скоро раскаялся и просил прощения у Саприкия, но этот не хотел и слышать о примирении. Наступило гонение на христиан; Саприкий схвачен был из первых и после истязаний осужден на смерть. Никифор три раза на пути его к месту казни бросался пред ним. моля о прощении, но Саприкий отворачивался от него. Придя же на место казни, вдруг сам отрекся Христа, высказавши тем застарелую язву греха и оставление Богом, а Никифор исповедал себя христианином и был обезглавлен (в 260 году).

Святого Панкратия, епископа Тавроминийского

Панкратий, обращенный к вере Апостолом Петром, был им с Востока послан в Сицилию проповедовать Христа, и в городе Тавромине был первым епископом. Успехи проповеди озлобили поборников язычества, и святой Панкратий тайно убит ими; именно, зазвавши его в храм бога Скамандра, они чрез подъемный пол спустили его в пещеру и там умертвили (около 60 года).

Святого мученика Петра Дамасского

Инок, живший в XII столетии, известен своими подвижническими сочинениями. Выписки из них, а именно из воспоминания к своей душе», помещены были преподобным Иосифом Волоколамским в своем «Сборник душеполезных отеческих наставлений».

Из того, что пишет Петр сам о себе в начале книги своей, можно заключить, что он отличался крайнею нестяжательностию.

«Ни одной книги не имел я у себя своей, и нс приобретал никогда, но брал у людей христолюбивых, точно также как и нужное для тела, любви ради. Со всем тщанием прочитав, возвращал опять к тем же».

Скончался он от меча, убиенный Арабами в 1157 г. – (См. «Уч. об О. Ц.» Фил. Черн., ч. III.)

Преподобного Панкратия, иеромонаха Печерского

Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах, в Киевской лавре. О нем известно, что он имел дар исцелять больных, и мирно скончался в ХIV столетии. Вторично воспоминается 28-го августа.

† Препод. Никифора и Геннадия Важеозерских

В недавнее время в Задненикифоровой пустыни построен каменный храм во имя преподобных Никифора и Геннадия, основателей пустыни. Преподобные Геннадий и Никифор были учениками преподобного Александра Свирского, но один раньше, другой позже. Оба они были основателями пустынной жизни на Важеозере; но один жил здесь ..отшельником, другой основал общежительную пустынь.

По древней службе препод. Геннадию, он был наследником богатого имущества; но, раздав все нищим, отправился к препод. Александру, который жил один на Свири; не хотелось великому отшельнику нарушить своего уединения принятием кого-либо в свою келью: но усердные мольбы Геннадия заставили расстаться с любимым уединением, – Геннадий остался учеником и сподвижником Александра. Спустя несколько годов, препод. Александр благословил Геннадия искать себе уединения в другом месте. Геннадий поставил себе келью на Важеозере и здесь подвизался отшельнически; впоследствии дозволил он двум-трем ученикам поставить хижины подле своей кельи, для безмолвной молитвы. Пред кончиною своею, авва сказал ученикам: «на этом месте будет храм и киновия». Отшельник почил, вероятно, в 1516 г. января 8-го дня.

Препод. Никифор пришел к препод. Александру уже иноком и в веригах, пришел тогда, как основан был монастырь на Свири; великий подвижник принял Никифора и потом с утешением смотрел на его подвиги в общежитии» И если препод. Никифор стал жить у препод. Александра въ1510 году, то он прожил под руководством препод. Александра в его обители около 7 лет. В 1518 г. он просил у великого аввы благословения поклониться Печерским угодникам Божиим. «Иди, наперед повидайся с рабом Божиим Кириллом Новоезерским», отвечал авва. Послушный ученик исполнил волю аввы. Когда прибыл он на берег Новоозера, то, утомленный трудом, заснул. Кирилл, окончив вечернее правило, поспешил переплыть на лодке озеро и разбудил странника. Изумленный путник просил прощения. Кирилл, поклонившись ему, сказал: «ты благослови меня, – ты послан препод. игуменом и духовным братом Алекоандром посетить меня грешнаго». Никифор понял, кто говорит с ним. Восемь дней пробыл после того Никифор у препод. Кирилла, наслаждаясь духовными беседами его. С восторгом радости возвратился он к своему авве и пересказал, что видел и слышал у препод. Кирилла. «Теперь можешь идти в Киев, по твоему желанию», сказал Александр. Окончив благочестивое странствование свое до Киева, препод. Никифор, по благословению аввы, поселился на Важеозере, там, где подвизался препод. Геннадий. Это – вблизи с. Сермакса, где жили и почили родители препод. Александра. Авве Александру, конечно, приятно было, что так близко от Сермаксы будет обитель молитвенников и они будут молиться о покое родителей его. Искренний ученик его исполнил то, что было приятно великому авве. Мало-помалу он собрал к себе любителей пустынной жизни, построил храм в честь Преображения Господня и завел общежитие. Здесь подвизался он до кончины своей, последовавшей 9-го февраля 1550 года67.

Над мощами препод. Геннадия и Никифора вскоре поставлена была часовня, в ней гробница. Память подвижников чтили благоговейно68. Обитель в 1764 году была закрыта, но с 1800 года храм ее приписан к Свирскому монастырю, находящемуся в 13 верстах69.

* * *

67

Ркп. житие препод. Никифора Задненикифоровой пустыни, извлеченное из житий пр. Александра и Кирилла. Ист. иер. 4, 128. 6, 999. 1000.

68

Часовня с гробницею показывалась и по писцевым книгам XVII стол. и при том в самой обители, а не близ пустыни, как сказано в словаре святых, стр. 208.

69

Сведен. о монаст. стр. 423.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Февраль. – 479, IV с.

Комментарии для сайта Cackle