Источник

30-е

Свв. Апп. от 70: Силы (Силоса), Силуана, Крискента, Епфнета и Андроника

Сила вместе с Ап. Павлом проповедовал слово Божие; посланный Апостолами из Иерусалима в Антиохию для прекращения спора, возникшего между верующими относительно обрядового Моисеева закона, он с того времени не отлучался от Ап. Павла до прибытия в Коринф; вместе с ним претерпел многие страдания и заключение в темницу. В Деяниях Апостольских так упоминается о нём: «а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией. И проходил Сирию и Киликию, утверждая Церкви» (Деян.15:40–41). – По прибытии же в Коринф, был поставлен епископом и много потрудился для насаждения веры, подкрепляя проповедь свою знамениями и чудесами.

Силуан был сотрудником в благовествовании свв. Апп. Петра и Павла: «Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мной, и Силуаном, и Тимофеем», – воспоминает о нём св. Ап. Павел во втором своём послании к Коринфянам (2Кор.1:19). – «Сие кратко написал я вам через Силуана, верного, как думаю, вашего брата», – пишет о нём Ап. Пётр в своём первом соборном послании (1Пет.5:12).

Впоследствии Силуан был епископом в Македонском городе Солуне, где много пострадал за веру Христову и мученически скончался.

О Крискенте говорит Ап. Павел во втором послании к Тимофею (2Тим.4:10), что «он пошёл в Галатию», где по поручению Апостола Павла и наслаждал Церковь Божию, быв поставлен епископом; также проповедовал в Галлии, нынешней Франции, основал там Церковь Виенскую и другие и, поставив епископом в городе Виенне ученика своего Захария, возвратился в Галатию, где мученически скончался в царствование императора Траяна.

О св. Епенете, бывшем родом из Ахаии и обращённом к вере Христовой св. Ап. Павлом, Ап. Павел воспоминает в своём послании к Римлянам: «приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа» (Рим.16:6). Он епископствовал в Карфагене.

О св. Андронике, бывшем епископом в Паннонии, св. Апостол воспоминает также в своём послании к Римлянам: «приветствуйте Андроника и Юнию – сродников моих и узников со мной, прославившихся между Апостолами и прежде меня ещё уверовавших во Христа» (Рим.16:7).

Особое празднество св. Андронику совершается 17 мая вместе с Юниею, помощницей его.

Св. Иоанна воина

Иоанн был военачальником в царствование Иулиана Отступника (361–363); он исповедовал христианскую веру, и когда послан был во главе отряда для преследования и истребления христиан в одной области, где было замечено значительное распространение их, то, прибыв туда, тайно покровительствовал своим единоверцам, предупреждал их об угрожающих им опасностях, помогал им укрываться, содействовал освобождению их из темниц, доставлял им необходимое, ободрял и утешал их. Это не могло остаться в неизвестности, и Иулиан, уведомлённый об образе действий й Иоанна, повелел заместить его другим лицом, а его представить на суд в Константинополь. Дорогой вытерпел он много страданий; воины, сопровождавшие его, как государственного преступника, обращались с ним жестоко, мучали его голодом и били его. Когда привели Иоанна в Константинополь, то Иулиана не было там; он в это время находился в походе против Персов, и Иоанна, в ожидании возвращения императора, заключили в темницу, где он был подвергнут всяким лишкниям и страданиям. В продолжение нескольких месяцев томления в темнице, он иногда изнемогал душой; срмнение, стоит ли менять спокойную жизнь на такие страдания – закладывалось в его душу, как неизбежное искушение в борьбе плоти и духа, но Иоанн не поддавался ему и искал поддержки в молитве. – «Господи! – взывал он своей скорбной душой, – Ты видишь, что я слаб и немощен... помоги мне! Сомнения колеблют ум мой: поддержи меня! утверди ноги мои на камне заповедей Твоих! Не устою, если Ты не поможешь мне!»

И, успокоенный молитвой и вразумлённый свыше, он снова радостно молился: – «верую в Господа моего, сотворившего всё и Своей благостью давшего мне жизнь. Жив Бог, жива душа моя! Ради славы Его и любви к Нему я готов вытерпеть всё в этом мире!»

Между тем, пока ожидали возвращения с войны Иулиана и толковали в народе о страшных мучениях, которые готовятся содержащимся в темницах, внезапно получено было известие о смерти Иулиана, поражённого стрелой, и благодатная перемена произошла в государстве, так как преемником Иулиана был – Иовиан, ревностный христианин. Он не замедлил возвратить свободу заключённым в темницах христианам, и таким образом был освобождён и Иоанн. Испытанный скорбями и очищенный ими, как золото в горниле, он посвятил остальную жизнь свою на служение Богу и жил только для добра. Имение своё употребил всё в пользу бедных, посещал неутомимо болящих и страждущих, которые находили в нём истинного утешителя и помощника, и таким образом – в чистоте и святости дожил до преклонной старости. Умирая, завещал похоронить себя на том месте, где погребали странников и нищих, которые во всю жизнь были близки душе его.

Впоследствии могила Иоанна была забыта, но она указана была в откровении одной благочестивой женщине, и с тех пор от мощей св. Иоанна, обретённых нетленными и прославленных чудотворной силой, происходили исцеления. В Константинополе праздник в память его совершался в церкви св. Апост. Иоанна Богослова близ Софии.

В Киево-Софийском соборе находится икона св. Иоанна воина с молитвой следующего содержания: – «О, великий заступник и угодник Христов, Иоанне Воинственниче! помилуй раба твоего сущего в бедах и скорбях и во всякой злой напасти, и сохрани от всякого зла, заступи от обидящего человека: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога».

† Обретение мощей преп. Германа Соловецкого

Блаж. Герман412 сперва уединённо подвизался на р. Выге, у часовни. Здесь нашёл его блаж. Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, как на место самое безмолвное. В 1429 г. он и Савватий переплыли Белое море на ладье, построили келью под Секирной горой и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия, Герман нашёл другого ровнителя безмолвной жизни и вместе с блаж. Зосимой (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове. В 2 верстах от нынешнего монастыря построил себе келью блаж. Зосима, а в полверсте от него стал жить в куще Герман. Более 50 лет прожил он на холодном острове. Он не был человеком книжным, но подвигами приобрёл духовную опытность, различавшую духовные явления от естественных. Убеждённый в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим, Герман, как пишет современник его, «не умея писать по книжному, но вразумляемый Божиим промыслом, приказал клирикам записать для памяти всё, что видел он при жизни блаженного Савватия, как пришёл он с ним на Соловецкий остров, разные события при жизни блаженных отцов; таких записок составилось немало»413. Блаж. Герман любил чтение назидательное и собирал книги. Ещё цел в Соловецкой библиотеке сборник, по надписи принадлежавший пр. Герману. Эта любовь к назидательным книгам передана им и ученику его Досифею: достойный ученик обогатил обитель самыми полезными книгами, выбирая в Новгороде лучшие книги и по содержанию, и по письму и нанимая лучших писцов списывать их для обители414. Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твёрдую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония Римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело его в Соловецкую обитель, но за распутицей принуждены были оставить его на берегу р. Свири у часовни деревни Хавроньиной. Спустя 5 лет (в 1484 г.) при игум. Исаии решились перенести гроб аввы в Соловецкую обитель; когда посланные откопали в земле и открыли гроб аввы, то нашли мощи его нетленными; перевезённый гроб с честью был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви св. Николая, рядом с мощами пр. Савватия. Ныне мощи аввы Германа почивают в часовне его имени415. Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье пр. Савватия и перед которым молился вместе с ним и авва Герман416. Вот древний тропарь авве Герману: «украсившись, премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцом Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг, и спасти души наши». Этот тропарь написан был в 1602 г. на старой Тотыме пресвитером Григорием, по приказанию явившегося ему Германа, и им же потом одобрен. По тому же видению написан был образ пр. Германа, вместе с Зосимой и Савватием, и от того образа истекло несколько исцелений больным417.

* * *

412

О житии пр. Германа говорит ученик его Досифей в житии Зосимы и Савватия. Особое житие написано в начале XVI века неизвестным, который дополнил сказания Досифея рассказом видевшего перенесение мощей аввы в 1484 году.

413

Послесловие Досифея к житию преп. Зосимы и Савватия. Москв <...> 1846 года, ч. VI.

414

Библиотека Соловецкого монастыря – в Православ. собеседн. 1859 года, 1, 29–34.

415

Ркп. житие Германа, написанное со слов видевшего переносе мощей его. Опис. Соловецкого монастыря, стр. 41–45. 62. 65. 66. 244. 3<...>.

416

Истина о св. Соловецкой обители, стр. 61. СПб. 1834. Опис. Соловецкой обители 292. Μ. 1836 года.

417

Ркп. житие преп. Германа.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle