Источник

22-е

Святого священномученика Евсевия, епископа Самосатского

Евсевий жил в ΙV веке и был епископом в г. Самосате (на реке Евфрате) в Антиохийской митрополии.

Он вёл неустанную борьбу с еретиками в продолжение царствования одного за другим пяти императоров; много пострадал при Констанции, покровительствовавшем арианам.

В 361 г. присутствовал на соборе Антиохийском и способствовал избранию св. Мелетия в патриархи. Это избрание было подписано и арианами; но когда они увидели, что Мелетий не разделяет их образа мыслей и твёрдо стоит за православие, то они избрали вместо него единомысленного с ними арианина и во избежание оспаривания этого нового избрания посредством документов прежнего, хранившихся у Евсевия, они потребовали от него эти документы для уничтожения их.

Евсевий, однако же, несмотря на то, что у него потребовали документы по указу самого царя, отказался выдать их. Раздражённый Констанций велел – для устрашения Евсевия – сказать ему, что если он не выдаст требуемый документ с подписями ариан, то ему отсекут правую руку.

– Отсеките обе мои руки, но я не возвращу подписанного избрания, доказывающего беззаконие ариан... отвечал послу Евсевий.

При царе Юлиане Евсевий, скрыв свой святительский сан, обходил разные области, чтобы утверждать в вере и поддерживать христиан. В это время он возобновил несколько церквей и посвятил многих священников и диаконов.

Когда по смерти Юлиана язычники в горячих похвалах богоотступнику изливали свою скорбь об его утрате, св. Григорий Богослов с своей стороны также письменно изложил чудовищную картину его безбожной деятельности – чтобы такого рода казнью воздержать других от последования примеру и лютого врага христианства... Сопоставляя преступления Юлиана относительно гонимых им христиан – с терпением этих мучеников, жертв его, св. Григорий воспоминает между прочими и об Евсевии Самосатском, который, «когда всё тело его было глубоко просечено ремнями, едва дыша от ран, не только не ослабел в пытках и не почёл претерпеваемых мучений тяжкими, но даже, заметив, что некоторые части тела ещё не подвергались ударам, начал обвинять мучителей в нанесении ему оскорблений, – потому что ещё не всё тело почтили, но оставили нечто не истерзанным и не освящённым, а с сим вместе указывал на голень, которая одна избежала железных ногтей, и требовал, чтобы и её не щадили» ...

Из подобных воспоминаний Григорий «воздвигает памятник Юлиану, который выше и славнее столпов Иракловых... Те, – говорит он, – водружены были на одном месте и видимы только приходившим туда; а этот памятник, переходя от одного к другому, не может не быть везде и всем известен» ... «И твёрдо знаю, – обращается наконец к Юлиану красноречивый Григорий, – что поздние времена увидят этот памятник обличающим тебя и дела твои, а также научающим и всех прочих не отваживаться на подобное восстание против Бога, чтобы, поступая подобно тебе, не получить одинакового с тобой воздаяния» ...229

При воцарении Иовиниана Мелетий, Евсевий и прочие святители были возвращены на свои престолы. Благочестивый император уважал их, а еретики боялись их. Но Церковь отдыхала недолго. Иовиниан вскоре умер; после же него вступил на престол Валент и снова воздвиг гонение на православие и ссылал пастырей в изгнание; тогда все они совместными силами стали действовать против арианства и имя Евсевия Самосатского стоит в ряду с именами таких твёрдых защитников истины, каковы были св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, Амфилохий Иконийский и др. Евсевий заточён был во Фракии и на его место назначен арианин. Весть о своём изгнании Евсевий получил в Самосатах; готовясь оставить город, он просил посланного сохранить это втайне, чтобы народ не убил вестника о разлуке его с святителем, и ночью вышел из архиерейского дома, но при переправе через Евфрат остановили его успевшие узнать об его отбытии из города жители и со слезами умоляли возвратиться. Евсевий убедил их не сопротивляться верховной власти и, благословив возвратиться в свои дома, продолжал свой путь во Фракию, откуда возвратился уже при Грациане, вызвавшем всех изгнанных святителей к своим паствам, но вскоре умер вследствие раны, нанесённой ему в г. Долихине одной арианкой, которая бросила в него с крыши сосудом, разбившим голову святителя... Умирая, он завещал не подвергать наказанию ту женщину.

Епископ Евсевий был погребён в Самосатах; со временем мощи его были перенесены в Константинополь, где источали чудеса. – Год кончины его неизвестен.

Св. муч. Зинона и Зины (Зинаса)

Пострадали в царствование Максимиана, в 304 году. Зина был слуга Зинона; оба – уроженцы Филадельфии Аравийской, в так называемом Декаполе (Десятиградии).

* * *

229

Григ. Богосл. Слово 5.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским) архиеп. Черниговским, с дополнениями из других авторов : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева и др. – Изд. 3-е, доп. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июнь. – 338, IV с.

Комментарии для сайта Cackle