Источник

10-е

Св. муч. Кодрата Никомидийского и с ним Саторина, Руфина и прочих

В царствование Римского императора Декия возникло на христиан новое гонение, которое отличалось от всех прочих тем, что в это время было особенно много христиан, поколебавшихся перед страхом мучений и ради спасения своей жизни не отступивших даже перед участием, хотя только и наружным, в языческих жертвоприношениях. Объяснить такое явление можно тем, что в период времени между последним и предыдущим гонением, христиане довольно долго пользовались миром; в беспечности своей успевали слишком привязываться к благам земным, что и ослабило в них благодетельное бодрственное напряжение и святую ревность о вере. Но Господь не покидал ослабевающих и воздвигал их на пути их падения посредством избранных орудий Своих. Таковым был между прочими чествуемый сегодня св. Церковью св. мученик Кодрат.

Когда, во время наступившего при Декии в половине III-го века гонения, страх охватил христиан Никомидийских, и они убегали в горы и пустыни, то были между ними и такие, которые спокойно ожидали решения своей участи, не боясь ни мучений, ни смерти. В числе их находился один молодой христианин, всеми уважаемый, богатый и знатный – Кодрат. Он заботливо относился к своим единоверцам, посещал тех из них, которых уже судьи успели заключить в темницы, ободрял их, молился с ними и всеми силами убеждал их стоять твёрдо за веру Христову.

Однажды, когда посланный в Никомидию императором судья Перенний приказал представить ему узников и спросил их об их имени, звании и отчестве, то Кодрат, опасаясь, что у них недостанет твёрдости исповедывать открыто веру во Христа, поспешил встать среди узников и отвечал за всех судье: – «имя наше – христиане; звание и благородство – быть рабами Христа; отечество наше – небо, где Бог вселит надеющихся на Него... Я сам произвольно являюсь перед тобой, чтобы свидетельствовать от имени всех братьев моих. Делай скорее то, зачем пришёл, и убедись, что мы – мужественные воины Христа.

– Но назови прежде твоё имя, безумец! – спросил поражённый смелостью исповедника Перенний.

– Я уже сказал тебе, что мы – христиане; это – и имя, и звание и достоинство наше, – отвечал Кодрат.

Узнав однако же от жителей, что Кодрат – один из знатнейших граждан Никомидийских, Перенний, успевший уже отдать приказ, чтобы пытали дерзкого христианина за сопротивление его совершить жертвоприношение, – встревожился и начал склонять его мягкими мерами отречься от Христа.

– Многие христиане, – говорил он между прочим Кодрату, – согласились принести жертву богам; разве ты считаешь себя лучше их?

– Конечно, я лучше тех, которые отступили от Бога, если я останусь верен Ему, – отвечал Кодрат, – но где же те, о ком ты говоришь?

К сожалению, слова судьи оказались справедливыми... Действительно, многие из христиан согласились совершить языческое жертвоприношение; иные же из них за деньги приобретали письменные свидетельства участия их в жертвоприношениях...

Между тем, судья, видя, что никакими убеждениями нельзя поколебать твёрдость Кодрата, возобновил приказ предать его истязаниям, и в то же время послал за отрёкшимися христианами. Когда, в надежде, что они убедят мученика сохранить свою жизнь подобно им – ценой отречения от Христа, их привели к тому месту, где мучили Кодрата, то, увидев их, он с ужасом и сокрушением сердца за них воскликнул:

– Несчастные! Что вы сделали! Разве вы не верите в воскресение мёртвых и в жизнь вечную, что отдали Царство Небесное за кратковременную земную жизнь? «Не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ... (Мф.10:18.)

И, забыв собственные страдания, мученик всей душой обратился к несчастным отступникам, умолял, убеждал их и успел пробудить в них раскаяние.

– Не отчаявайтесь, братия, – утешал он их тогда, – Бог милостив, молитесь Ему со слезами покаяния, твёрдо исповедуйте святое имя Его, омойте кровью ваш грех и приблизитесь к Нему!..

Христиане отозвались исповеднику слезами и пламенной молитвой к Богу.

Узнав о случившемся, судья велел усилить мучения Кодрата, огнём опалять раны его... Но эта боль была ничто в сравнении с блаженством души, возлюбившей Бога и ближнего более, чем себя...

– Господи! – восклицал страдалец, – возьми душу мою за души их и помилуй их!

Ободрённые, воодушевлённые любовью брата о Христе, безбоязненно исповедали веру свою отрёкшиеся прежде от неё христиане, и все были осуждены на смерть.

Кодрата же Перенний брал с собой во время объезда им разных городов115 и часто предавал его жестоким истязаниям; но ничто не могло победить веры праведного, а сверхъестественная твёрдость его и терпение поражали неверующих и привлекали души их к истинному Богу...

В Кесарии, в селении близ реки Риндака, где возобновлены были страдания Кодрата, множество христиан стали громогласно исповедывать вместе с ним имя Господне, и двое из них – Саторин и Руфин приняли мученическую смерть. Наконец и св. Кодрат и с ним многие другие были обезглавлены.

Память мученика Кодрата праздновалась в Константинополе, близ Ксероцирка.

† Преп. Анастасии

Св. Анастасия116 и по рождению своему была из высшей дворянской фамилии двора Цареградского и была в замужестве за первым сановником империи. Потому и звали её патрицианкой. По смерти мужа, жила она в страхе Божием и усердно исполняла заповеди Божии. За добродетели и редкую красоту пользовалась она общим уважением. Император Юстиниан оказывал особенное внимание к молодой вдове. Это одно было причиной преследования явного, поднятого императрицей против Богобоязненной вдовы. Анастасия, более благородная душой, чем думали о ней и добрые люди, сказала себе: вот случай – спасать свою душу; ты должна избавить императрицу от ревности; иди же в пустыню, – там можешь заслужить венец небесный; тебя гонят от двора, почему же и не уйти?

Взяв деньги и драгоценности, какие могла собрать, Анастасия, не сказав ни слова при дворе, отправилась на корабле в Египет. Не вдали от Александрии построила она монастырь и с ревностью начала подвизаться в молитве. Монастырь этот долго и после Анастасии назывался монастырём патрицианки. Анастасия смиренно занималась простым женским рукодельем, читала назидательные книги, пела псалмы в храме и была покойна.

Императрица умерла. Император Юстиниан, сохранив уважение к высоким качествам Анастасии, велел искать её везде, с приглашением возвратиться ко двору. Когда слух о том дошёл до Александрии и до Анастасии, Анастасия сильно встревожилась распоряжением царя. Она полюбила уединение; любовь к Господу возросла в ней, а двор царский казался ей теперь только жилищем смут, интриг, тревог, то вовсе бесполезных, то решительно вредных для души; по крайней мере для себя самой считала она теперь жизнь придворную невыносимой.

Боязнь быть принуждённой возвратиться ко двору заставила её бежать в глубокую пустыню. Ночью оставила она свой монастырь. Отыскав авву Даниила, начальника скитников, бросилась к ногам его, рассказала ему всё и просила помочь ей. Авва, помолившись, дал ей одежду послушника и с именем евнуха Анастасия, запер её в пещере; он дал ей правила, по которым должна она жить. Самое главное правило было – не покидать никогда пещеры, ни под каким предлогом, и не принимать никого к себе. Одному из поспутников приказано было доставлять евнуху Анастасию раз в неделю хлеб и сосуд с водой, ставить это у пещеры и удаляться не произнося ни слова.

Анастасия, жившая прежде в роскоши и в почестях, в неге и шуме двора, жила теперь в суровом посте, с лишениями крайними, в уединении глубоком. Твёрдая душа выполняла правила аввы со всей точностью. Один Бог знает, и Он Благий оценил скорби и борьбы, какие пришлось переносить затворнице. Так прожила она 17 лет117 – и стала сосудом Духа Святого. Господь открыл рабе Своей день смерти её. На черепке начертала она слова: «честный отец, возьми с собой ученика, приносившего мне хлеб и воду; принесите орудия, чтобы предать земле чадо твоё, евнуха Анастасия». Тогда же Бог открыл и авве близость кончины Анастасии; он послал послушника к пещере, и тот нашёл черепок с надписью. Пришедшие вслед затем авва и ученик нашли евнуха больным. Авва со слезами говорил: «блажен ты, брат Анастасий; памятуя о смерти, ты пренебрёг земной славой; помолись за нас ко Господу». – «Я имею нужду в молитвах ваших», отвечал евнух. – «Надобно исполнить нашу просьбу, как первую», сказал старец. Сидя на рогоже, святая обняла голову старца и тихо молилась. Старец, взяв ученика, приклонил его к ногам её, с словами: «благослови ученика моего, твоё же чадо». – «Бог отец моих, сказала святая, готовый разлучить меня с землёй, да упокоит дух отца на сыне, как почил дух Илии на Елисее». Потом сказал евнух: «Господа ради, не снимайте с меня одежды моей». Старец причастил святую св. Таин. Лицо её засияло как огонь. Оградив себя крестным знамением, сказала она: Господи! в руки Твои предаю дух мой, и – скончалась. Авва и ученик выкопали перед пещерой могилу; старец снял с себя рясу; одень брата, сказал он ученику. Тот одевая увидал, что это жена, – груди её высохли как листья. На дороге ученик сказал старцу: «знаешь ли, авва, что это жена?» – «Да, знаю», отвечал авва и рассказал, что одел её в одежду евнуха по нужде, – её требовали ко двору, где не могла она быть. Историю дивной Анастасии узнали затем и другие. Преподобная почила в 565 г., в один год с блаженным императором.

* * *

115

Никомидии, Никеи, Апамеи, Кесарии в Вифинии.

116

Житие её в Патерике сборном, в Прологе – и в Четьи-Минее март. 10. Act. Sanet. 10 mart. По Славянской рукописи житие пр. Анастасии помещали под 21 декабря. Царского № 264, л. 628; № 614, л. 774. Жизнеописатель говорит, что монастырь Анастасии существует доселе, т. е. до сего времени. Это даёт видеть, что он жил до завоевания и опустошения Египта Арабами-магометанами, в конце VI века.

117

Пролог говорит о 28 годах пустынной жизни св. Анастасии, но это число надобно считать со времени удаления Анастасии от двора. Царица Феодора умерла в 548 г., после того Юстиниан жил 17 лет; а св. Анастасия почила в один год с блаженным царём.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle