Источник

20-е

Преп. отцов Иоанна, Сергия, Патрикия и других, избиенных в обители пр. Саввы. Пострадали от разбойничьих шаек Сарацин, в 796 году, – 13 марта избиты 13 отцов, а 20-го – 18; из последних большая часть приведены были в пещеру и уморены дымом.

В тот же день и св. мученицы Фотины. Самарянка, с которой Господь Иисус беседовал у колодца Иаковлева (Иоан. 4 глава). По преданию, за распространение св. веры пострадала в гонение Нерона, в 66 г., и умерла, брошенная в колодезь.

† Страдание преп. Евфросина Синозерского

Преподобный Евфросин, в мире Ефрем203, родившийся в Корельском краю, близ озера Нево (Ладожского), юные лета провёл в Валаамской обители. Потом долго был причетником в с. Долосском Бежецкой пятины, в 30 верстах от Устюжны железнопольской. Достигнув зрелого возраста, почувствовал он сильное желание подвизаться иночески. Он вышел из дома, не взяв с собой ничего, и в большом Тихвинском монастыре принял монашество. С усердием искренним выполнял он здесь поручавшиеся ему послушания. Соскучив многолюдством посещавших обитель, в 1600 г. по благословению игумена оставил он Тихвинский монастырь, чтобы жить в пустынном уединении. В 15 верстах от с. Долосского и в 50 от Устюжны, в лесе, между топями и болотами, на берегу Синичьего озера нашёл он желаемое место для уединения. Здесь поставил он крест и выкопал себе пещеру, а через год поставил келью; но в оба года не видал куска хлеба, питаясь только растениями пустыни. – В такой дикой глуши найден он был нечаянно; но когда прошла молва о новом пустыннике Синичьего озера, стали приходить к нему с желанием слушать наставления его; иные же остались и жить при нём. Для собравшихся учеников надобно было построить храм, и Евфросин вместе с ними построил храм Благовещения Богоматери, который освящён был Гурием, игуменом Шалицким, чтимым поныне по жизни строгой204. Преподобный усердно подвизался для благочестия, усердно вёл и других путём спасения. И ему суждено было увенчаться смертью невинного страдальца.

Когда иезуиты отыскали для России нового самозванца – жида, ватаги ляхов в 1612 г. проникли в округ Устюжны для грабежа и разбоя205. – Православные, дорожа особенно св. Верой, спешили скрываться в глубоких лесах. Тогда пустыня Евфросинова послужила убежищем для них из окрестных мест. Марта 19 (1612 г.) преподобный объявил вслух всех, что скоро придут враги св. Веры и в его пустыню. Он советовал бежать, кто куда может; о себе же сказал, что он должен остаться здесь по обету. – Инок Иона в страхе хотел бежать вместе с другими. «Зачем допускать в душу страх малодушия? говорил ему преподобный. Когда настаёт брань, тогда-то и нужно мужество. Мы дали обет жить и умереть в пустыни. – Надобно быть верными слову, данному перед Господом. В таком случае смерть вводит в покой. Другое дело – мирские люди: они не связаны словом и им надобно беречь себя и для детей». Укреплённый словами преподобного, Иона остался с святым старцем. В следующий день Поляки явились в Евфросинову пустынь. Преподобный в схиме молился у креста, который поставил он, как только пришёл сюда. – Наглые грабители потребовали у Евфросина монастырских сокровищ. Пустынник указал на храм Богоматери, как единственное сокровище пустынника. Тогда один из кровопийцев ударил по шее преподобного и рассёк ему голову. Старец упал полумёртвым. Поляки ворвались в храм Божий, но в нём ничего не нашли и возвратились к своей жертве. Один ударил чеканом по голове Евфросина и разбил череп до самого мозга. – Новый страдалец предал душу свою в руки Господу. – С ним вместе убит был и инок Иона. – В 8 день после кончины св. старца собравшиеся православные похоронили страдальческое тело его у креста; с ним вместе похоронен был и ученик его Иона. Преп. Евфросин был роста среднего, с широкими плечами и мужественной грудью; русые волосы его украшены были сединами; борода – продолговатая и раздвоенная на конце. Так пересказал страдальческую кончину преп. Евфросина Долосский житель Иоанн, сам пострадавший тогда же от Поляков. В 1653 г. по благословению Новгородского митрополита Макария мощи преп. Евфросина перенесены были под колокольню Благовещенской церкви, тогда монастырской, а ныне приходской Синозерского погоста206.

Св. Новомученика Мирона Критского

По времени бедствий от мусульман в Палестине прошло более тысячелетия, – но и всё изменяющее время не изменило фанатической вражды их к христианам, и поныне приносятся в жертву ей – чистейшие сосуды духа Христова. Вот и ещё величественное в своей простоте сказание об юноше, пострадавшем от Турок в 1793 г. (на острове Крите или Кандии).

Скромный, трудолюбивый (портной по ремеслу), благонравный и благообразный юноша Мирон – такими свойствами своими привлёк на себя корыстное внимание Турок, и они пожелали обратить его в исламизм. Но, видя, что юноша не поддаётся их заманчивому влиянию, они его оклеветали и предали суду. Судья предложил Мирону – ради того, чтобы избавиться ему от кары за взведённое на него преступление – принять исламизм.

Неустрашимо отвечал тогда юноша судье, что он не отречётся от своей веры и готов лучше перенести всякие муки; затем, мужественно перенеся жестокие побои, был заключён в темницу. – С такой же непоколебимостью, превышавшей, казалось, силы его возраста, выдержал Мирон и новое испытание на суде и бестрепетно выслушал смертный приговор.

Осуждённого повели на казнь. – «Простите мне, братия! – обращался он ко всем встречавшимся и сопровождавшим его на пути, – простите меня, и Господь да простит вас!» Потом, испросив позволение, бросился он к отцу своему, шедшему позади него с горькими рыданиями, припал к ногам его, целовал его руки, умолял не сокрушаться об его смерти и, получив благословение отца, возвратился к своим стражам и просил палачей приступить к их делу...

Петля была накинута на шею юноши и... новый мученик воссиял в сонме жертв беспощадного, неутолимого мусульманского фанатизма...

* * *

203

Ркп. житие преп. Ефросина.

204

Свед. о монаст., стр. 406.

205

Писали: „во дни ц. Бориса растрига навёл на Русь полчища Поляков... мар. 19 1612 г. блаженный советовал всем бежать“. – Но в 1612 г. и Борис и растрига уже лежали на земле. Вероятно в Евфросинову пустынь явилась ватага разбойника Лисовского. Арцыбашева, т. III, 299.

206

Ист. иер. VI, 108–112. Ркп. святцы: „преп. Евфросин пустынник, иже бысть на Синичье озере, начальник обители св. Апостола Иоанна Богослова“. Словарь святых 106. Извест. русск. археол. общ. 2, 366.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle