Источник

25-е

Благовещение Пресв. Деве Марии

Когда настало время Сыну Божию соделаться человеком, в целом мире не было святее и достойнее Девы Марии «бесплотнаго воплотити Бога и послужити таинству спасения нашего». Живя в обители храма Иерусалимского до совершеннолетия и непрестанно упражняясь в Богомыслии, молитве и чтении книг Божественных, св. Дева, по сказанию отцов Церкви, знала о приближавшемся времени пришествия обетованного Мессии не только из пророчеств, но и по непосредственному откровению от Бога, благоволившего предвозвестить Её о воплощении от Неё Сына Божия, ещё во время пребывания Её во храме Иерусалимском.

Незадолго до Благовещения, по преданию около 4 месяцев, св. Дева обручена была праведному Иосифу, чтобы он был защитником и свидетелем Её целомудрия и чтобы Её священное девство не оказалось осуждением брака. По обручении Она жила в доме Иосифа в Галилейском городе Назарете. Предание говорит: «и был Иосиф святой мнимый Её муж (Лк.3:23), целомудренный хранитель девства Её и служитель девическому житию, великие святыни исполненному. В доме Своего обрученника Пречистая Дева не изменила прежнего Своего жития, которое вела во святая святых. Она ни в чём ином упражнялась, как только в молитве, в чтении Божественных книг и в обычном приличном рукоделии. Для Неё дом Иосифов был как храм молитвенный, из коего Она никуда не выходила и ни с кем не беседовала, разве с дочерями Иосифа».

В Галилейский город Назарет, в дом Иосифа, ко св. Деве Марии, в 6 месяцев по зачатии Иоанна Крестителя, послан был Архангел Гавриил возвестить Ей тайну воплощения от Неё Бога Слова. Радуйся, благодатная: Господь с Тобою: благословенна Ты в женах, приветствовал Её небесный вестник – словами, которые Церковь ныне ежедневно повторяет в молитве: «Богородице Дево, радуйся!»

Перед явлением Архангела св. Дева пребывала в молчании, упражняясь в чтении Писания и в Богомыслии. Она же, видевши Архангела, смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование (приветствие) сие. Не бойся, Maриам, обрела бо еси благодать у Бога, сказал Ей Архангел. И се зачнеши во чреве и родиши Сына и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его: и воцарится в дому Иаковли во веки, и Царствию Его не будет конца. Како будет сие, идеже мужа не знаю? спросила Дева. Дух Святой найдет на Тя, сказал Архангел, и сила Вышнего осенит Тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий. И се Елисавет южика Твоя, и та зачат сына в старости своей: и се месяц шестый есть ей нарицаемей неплоды: яко не изнеможет у Бога всяк глагол. Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему, отвечала Архангелу смиренная и совершенно преданная в волю Божию Дева (Лк.1:26–38). Так «Архангеловым гласом отгнано погибельное слово диавола – искусителя праматери Евы».

После Благовещения Мария пошла к родственнице Своей, праведной Елисавете, и истина тайны Благовещения открылась при свидании их. Когда, пришед в дом Захариин, благодатная Дева приветствовала Елисавету, благодать Св. Духа исполнила её и её младенца. В чреве Елисаветы взыгрался младенец радостью и исповедал воплотившегося Господа, а мать, исполнясь Духа Святого, в чувстве святейшего восторга назвала Марию благословенной в женах, Матерью Господа, блаженной: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего. И откуда мне сие, да прииде Мати Господа, моего ко мне: блаженна веровавшая! Мария ответствовала Елисавете пророческими словами смиренного благодарения Богу: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк.1:39–55).

Преподобного Никандра, пустынника Псковского

Преподобного Никандра, пустынника Псковского (см. пам. его 24-го сентября).

Святого Пелагия, епископа Лаодикийского, в Сирии

Святого Пелагия, епископа Лаодикийского, в Сирии. По известию Феодорита: «чудный епископ Лаодикии Пелагий от юности был соединён с невестой брачным союзом, но с самого вступления в брак убедил её – почитать братскую любовь выше супружеских отношений». – В царствование императора Валента пострадал от ариан. – (Вторично вспоминается в Сырную субботу).


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle