Источник

10-е

Свв. мчч. Евлампия и Евлампии

Когда, в бывшее при Максимиане гонение на христиан, многие из них скрывались от преследования вдали от городов, то между ними находились и богатые, и знатные Пикомидийцы – брат и сестра, по имени Евлампий и Евлампия. Однажды, когда у них не стало чем питаться, Евлампий был послан в город для покупки хлеба. Придя в Никомидию, он прочёл прибитый на воротах царский указ, повелевающий избивать всех христиан, и с горькой насмешкой при бывшем тут народе выразил порицание безумию императора, который сам губит своё государство, лишая жизни лучших из своих подданных – христиан, добросовестнее, чем все прочие, служащих и трудящихся на пользу государства, да ещё вменяющих себе в обязанность молиться за благоденствие самого государя...

За такие речи язычники схватили св. Евлампия и привлекли его к суду. Судия постарался образумить знатного юношу; то лестью, то угрозами принуждал его совершить жертвоприношение в честь языческих богов.

– О, если бы вместо всех твоих увещаний, полных неправды, – возразил Евлампий судье своему, – ты сам выслушал бы от меня истину об едином истинном Боге Христе и поверил бы ей, то увидел бы, что все дары и богатства земные – ничто в сравнении с благами вечными, и уготованными Христом для верующих в Него. Как же, узнав Его, могу я приносить жертвы ложным богам? Не им, а только Богу своему христианин готов принести в жертву всё – и самого себя.

Не успев отвлечь Евлампия от исповеданной им неустрашимо непоколебимой веры его во Христа, судья приказал его истязать. Мученик мужественно перенёс все пытки и привёл в изумление свидетелей его мучений, восстав невредимым с раскалённой решётки. Вдохновлённый необъятной верой, чувствуя Божественную помощь, пребывающую в нём, Евлампий изъявил желание идти в капище языческое. Судья, думая, что он склоняется принести жертву богам, повёл его туда в и сопровождении многочисленной толпы народа. Но народу предстояло совершенно-неожиданное зрелище: Евлампий, помолясь, чтобы Господь явил силу Свою и просветил ослеплённых людей, повелел, именем Иисуса Христа, идолам разрушиться, и внезапно пали кумиры и разбились на мелкие части... Многие тогда уверовали в Бога Евлампиева.

Мученик же был предан новым истязаниям. Слух о них дошёл и до сестры Евлампия. Не утерпело сердце её, чтобы не разделить участь брата – мученическую и тем более желательную для христианки и для сестры. Она поспешила туда, где страдал Евлампий, и, протеснившись к нему, громко сказала: «не одной ли матери – дети мы? Не одной ли грудью её мы вскормлены? Не в одного ли Бога научила она нас веровать? Почему же тебе страдать за Него, а мне – быть лишённой этого счастья? Ведь и я хочу умереть за Христа, потому что и я – христианка» ...

Слыша это, мучители предали истязаниям и Евлампию вместе с её братом, и, не ослабевая в мужестве, поражая терпением своим присутствующий народ и многих приводя к уверованию в Бога доблестных мучеников, брат и сестра до конца претерпели все истязания, изобретённые злобой гонителей; Евлампию выкололи глаза, обоих их ввергли в кипящее масло и потом в разожжённую печь.

Наконец умертвили Евлампия мечом, а сестра его скончалась прежде, чем меч палача успел коснуться её.

Более 200 человек, уверовавших при зрелище страданий мучеников, были также обезглавлены – в 303 году.

† Страдание Болгарских мучеников – иноков Зографской обители

Имп. Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папой – унией. Уния объявлена им в 1274 г., а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 г. издан им был указ вводить унию всеми мерами насилия141. Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры: и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, продолжали они, что ты еретик, но умоляем тебя: оставь всё это и пребывай в том учении, которое ты принял... Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки»142. Особенно сильные протесты заявлялись со стороны Славянских общин: Сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили Славяне143. Гордый Михаил сильно раздражён был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнём и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял ещё Турок и Татар. Так, он в 1283 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать Греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на Славян. Ещё под актом 1162 г. подписался «Сѵмеон инъкъ и игумънъ Зографо»144. Столетием позже в Зографе конечно жили только одни Болгары, считавшие Зограф своим монастырём, как Сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всей злобой своей на Зографцев. Когда предъявлено было Зографцам настойчивое требование принят унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство Зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твёрдые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, не взирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, Зографцы не хотели слышать об унии, считая её нечестием Евангельской веры: твёрдые исповедники, все 26, были сожжены в башне145. На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 Зографских иноков, сожжённых папой в монастырской башне 10 октября 1284 г. за православие»146. По январскому счёту годов это было 10 октября 1283 г. Имп. Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 г. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась перед Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, писала она, ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило её всю... Поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собой: то и царственность моя, вследствие такого решения её, достойно считает их отобщёнными и отверженными. А так как та же святая Церковь Божия определила не удостаивать уставных поминовений и скончавшегося супруга моего, владыку и царя, за помянутое дело и смятение: то и царственность моя, предпочитающая всему страх Божий и покорность святой Церкви, одобряет и принимает это определение, и никто не понудит совершать поминовение о душе владыки и супруга моего»147.

† Преставление блаж. Андрея Тотемского

Блаженный Андрей148, уроженец с. Усть-Толщемского, по смерти родителей жил в Галичском монастыре у одного инока. – Живший здесь подвижник Стефан подал ему совет принять на себя иго юродства для Христа и – Андрей стал юродом. В зимнее время ходил он без обуви и в разодранной одежде; пищей служили ему хлеб и вода. Каждый год обходил он для поклонения святыне окрестные обители и опять возвращался в Воскресенскую обитель. – По смерти наставника своего Стефана, перешёл он в Тотьму и поселился у церкви Воскресения Христова на берегу р. Сухоны. – Здесь он продолжал подвиги юродства: днём ходил он там и здесь, а ночь проводил в молитве; что давали ему добрые люди, тайно раздавал он нищим. Наконец он ещё при жизни обнаруживал в себе благодать Божию, исцеляющую недуги. – Раз зимой шёл он, по обыкновению босой, к храмовому празднику, за 50 вёрст от Тотьмы. С ним встретился на дороге старшина дикарей Ажбакай, страдавший глазами; зная по слухам Андрея, он упрашивал его исцелить глаза его и давал ему значительную сумму денег. – Андрей, не взяв ничего, убежал; Ажбакай умылся снегом, на котором стоял юродивый, и получил исцеление. – Почувствовав близость кончины, блаженный позвал к себе Воскресенского пономаря Иоанна, которого любил, и просил пригласить священника Афанасия для исповеди и причащения его св. Тайнами. – Причастившись св. Таин, попросил клирика оставить его одного; потом, позвав его, сказал: «брат; пришло время разлучения души с телом». – Иоанн в слезах зажёг свечу перед иконой и покурил фимиамом. Вслед затем блаженный тихо скончался с руками, сложенными на груди крестообразно; его похоронили, по его желанию, под колокольней. Десять лет юродствовал Андрей. Кончина его последовала 10 окт. 1673 г., когда было ему 35 лет от роду – По кончине своей блаженный Андрей прославился чудесами. – На раке преп. Феодосия Тотем. 1800 г. в клеймах изображены: преп. Вассиан Тиксенский, Андрей, юродивый Тотемский, Прокопий, юродивый Усьянский, и блаж. Максим Тотемский149.

* * *

141

Пахимера история, стр. 517. 518. СПб. 1862 г.

142

Это послание отыскано о. Порфирием: беседы п. Фотия, стр. 99. СПб. 1864 г.

143

См. октября 30.

144

У Григоровича 93. 89. У поклонника св. Горы, стр. 40. Григорович справедливо полагает, что грамота императора Льва, вписанная в зографский хрисовул ц. Душана, принадлежит скиту, который впоследствии присоединён к Болгарскому зографу (путеш., стр. 93); но всё-таки остаётся неизвестным, кем и когда устроен Зограф для Болгар. Славянские рукописи Зографа у Григоровича, стр. 62–73. У поклонника стр. 327–340. О древнейших монастырях Афона показания актов у Григоровича, стр. 87–90. У поклонника горы 38–40. У Аврамовича (древности, стр. 82) грамота Зографу Болгарского царя Иоанна Ясеня 1192 г.; другая грамота Болгарского царя Александра 1342 г.

145

Афонский патерик I, 233. Особое сказание напечат. в книге: рай мысленный, Иверский монаст. 1668 г. Григорович (стр. 97) указывает в Хиландарской рукописи повесть о разорении Афона; но неизвестно, то же ли это, что напечатано в Иверском монастыре. Гуманные дела Латинян на Афоне показаны и в послании Прота к велик. князю Василию Васильевичу, писанном 1445 г. (нап. в 9 т. летописи занятий археогр. комиссии, стр. 31). О зографцах здесь сказано, что они за твёрдость в вере задушены огнём в башне «и ныне мощи тех в освящение имамы». Ватопедский настоятель убеждал своих удалиться из обители; лучшие послушались его и удалились с настоятелем; упорные остались и предались Латинянам; так как они преданы были настоятелем анафеме, то по смерти тела их лежат чёрные как уголь. О времени события здесь говорится так, что это было по окончании власти Латинян над Цареградом.

146

Поклонник св. Горы, стр. 322.

147

Исповедание отыскано и издано о. Порфирием: беседы Фотия, стр. 99. 100. После того конечно не будут более поднимать сомнений против разорения Афона папизмом 1283 г., как сомневались доселе Григорович в путеш. 91 и поклонник горы, стр. 322.

148

Ркп. житие блаж. Андрея Тотемского.

149

Нафанаила опис. Тотемского мон., стр. 45. Μ. 1850 г. О преп. Вассиане см. сент. 12; св. Максиме – янв. 16. В ркп. святцах: «св. праведный Прокопий Устьянский, чудотворец, иже на Ваге; обретены быша мощи его в л. 7200 (1692)». По записке о Вологодских святых мощи Прокопия открыто почивают в Устьянской церкви Вельского уезда и были свидетельствованы в 1696 и 1739 г. Холмогорскими преосвященными; местная память его июля 8. Волог. епарх. ведом. 1864 г., стр. 16–47.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle