Источник

2-е

Святого мученика Маманта

Святой Мамант имел родителям своими Феодота и Руфину, знатных граждан Пафлагоского города Гангры, схваченных за исповедование Христа и отосланных в тюрьму Кесарии Каппадокийской. Феодот скончался в тюрьме, а жена его от печали по муже родила прежде времени дитя мужеского пола и сама в родах скончалась. Некая благочестивая гражданка Амния с дозволения властей похоронила тела умерших, а дитя взяла с собой на воспитание. Мальчик не говорил до пяти лет и потом первое слово, произнесенное им было мамма (mamma – мать, кормилица); посему и назвали его Мамантом. Воспитательница позаботилась и грамоте научить его.

По смерти воспитательницы своей он еще посещал школу и, как потомок знатного рода, обратил на себя внимание властей, а еще и потому, что был христианин и сверстников своих обучал святой вере. Посему на пятнадцатом году возраста взят правителем Кесарии и отослан в Еги к императору Аврелиану (в 272 году), который, впрочем, после допроса отпустил его. Мамант же удалился в пустынную гору близ Кесарии, занялся пастушеством и сыры своего изделия носил в Кесарию для раздачи нищим. Когда о сем узнал градоправитель, то послал воинов схватить его, за твердость в вере пытал и, наконец, вывел на позорище для растерзания зверями; тут некий идольский жрец рассек ему чрево и так нанес ему смерть (в 275 году). При Василии Великом память ему праздновалась 1-го сентября, но впоследствии – 2-го сентября, может быть по случаю освящения храма в честь его в Константинополе, при императоре Льве Великом.

Святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского

Иоанн еще в сане диакона Константинопольской церкви столько известен был подвигами своими, что имя постника сделалось отличительным его именем. Избранный в патриарха, желал спастись бегством от высокого назначения, но удержан видением. Вступив 585 года на престол, он не оставил постнической жизни и приобрел щедрость к бедным. Когда он скончался (595 г.), то император Маврикий нашел у него только деревянное ложе, льняную сорочку и ветхую одежду. Из оставшихся после него сочинений заслуживают особенного внимания книги о покаянии и сочинение об исповеди, т.е. наставление, как надлежит исповедовать.

Празднование Калужской иконы Богородицы

Калужская икона Богоматери явилась в 1748 году, в царствование императрицы Елисаветы Петровны, в сельце Тинькове, в семи верстах от Калуги, в доме боярина Хитрова.

Две девушки, служанки Хитрова, взошли на чердак его дома, где лежали старые вещи. Одна из них, Евдокия легкомысленная и дерзкая, над всеми смеялась и говорила много непристойного; другая старалась удерживать ее от этого. Разбирая вещи, последняя нашла свиток сурового полотна и, развернув его, увидела живописное изображение благоговейного и умиленного лица наподобие монахини, читающей по книге свое правило. Девица была тронута изображением и, указывая на лице игуменьи (так называла она найденное изображение), стала с большой силой обличать дерзкие слова подруги. Но Евдокия плюнула на изображение и сказала: «вот как я боюсь и уважаю твою игуменью». Но в то же мгновенье она была внезапно поражена и упала без чувств: руки и ноги ее скорчились; вся она впала в расслабление и лишилась зрения и языка. Испуганная подруга тотчас известила о всем господина, – и Евдокию нашли чуть дышащей, с пеной на губах, и тотчас перенесли в постель, ожидая ее смерти. В наступившую ночь родителям Евдокии явилась во сне Богоматерь и сказала: «дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение, ею поруганное есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите о сем священникам, и вместе с ними помолившись перед поруганной иконой Моей, окропите расслабленную водой, истекающей из-под храма, и дочь ваша исцелится». Наутро, как скоро совершено было молебствие, больная исцелела и с тех пор исправила свою жизнь. После чудесных знамений, явленных от св. иконы, боярин не осмелился держать икону в своем доме, и она с подобающей честью перенесена была в церковь Рождества Богородицы, что на Калужке, где она и доселе пребывает, а точный список с нее в Калуге, в кафедральном соборе.

Кроме благодеяний частным лицам, жители Калуги обязаны явленной иконе спасением своего города. В 1771 году в Калуге свирепствовала моровая язва; жители города просили архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Богоматери и в крестном ходе обойти с ней город. Благочестивое желание граждан исполнено было. После поста и молитвы они подняли чудотворную икону, и в продолжении трех дней обходили вокруг города, умоляя Заступницу христиан ходатайствовать у Сына Своего о помиловании людей согрешивших. Усердная молитва не осталась без плода: губительная сила язвы тотчас ослабела. В воспоминание сего чудесного избавления города от язвы установлено ежегодно 2-го сентября обходить вокруг города в крестном ходу с чудотворной Калужской иконой Богоматери.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Сентябрь. - 1900. - 388, IV с., [1] л.: ил.

Комментарии для сайта Cackle