Источник

№ 15. Всеподданнейший доклад, составленный Преосвященным Филаретом, о Епископе Оренбургском Августине и трудах его, представленных в Св. Синод

9 Февраля 1837 г.

В Январе 1837 г., бывший Епископ Оренбургский Августин подал Государю Николаю Павловичу всеподданнейшее прошение, в котором писал: светоносные Ангелы Господа Вседержителя, приведенные всемогуществом Его из небытия в бытие, и одаренные разумом, свободною волею, особливо мудростью, святостью и силою для прославления бесконечных Его совершенств, для участия в Его любви, для служения Величеству Его и вечному спасению человеков, все сии Ангелы, узревши миллионы блистательных светил, мгновенно воссиявших по изволению Бога в неизмеримом круге эфирной бездны, для проповедования славы Божией и для освещения вселенной, торжественным гласом возгремели бесчисленные похвалы Премудрому. Всесильному и Преблагому Творцу неба и земли (Иова 38:7).

Подобные похвалы Всеавгустейшему имени Вашего Императорского Величества торжественным гласом гремят и вечно будут греметь во всех пределах России, преисполненной беспредельною благодарностью к Вашему Императорскому Величеству за составление полного собрания и полного свода премудрых Ваших законов, изложенных для управления Всероссийскою Империею во всех видах гражданского благоустройства.

Сии два величественные произведения неусыпных Ваших трудов руководствуют все Российские гражданские судилища к сохранению истины и правосудия и к утверждению единодушия, мира и тишины во всех пределах России, изливают бесчисленные пользы на все государственные состояния, и будут вечно сиять в храме бессмертной славы.

С глубочайшим благоговением исполняя премудрое и всеблагое соизволение Христа Бога, воззвавшего меня к совершению трудов для приведения всех духовных законов в хронологический порядок, состоявшихся с первого века по Рождестве Христове по настоящее время, и убеждаясь пламенным соревнованием к наивысочайшему совершенству гражданского законодательства Всероссийской Империи, удостоился я, при благодатном содействии Всесильного Спасителя мира, в течении минувших четырех годов, составить собственными моими трудами пятнадцать томов полного собрания духовных законов хронологическим порядком в историческом виде.

Все духовные законы Греко-Восточной Всероссийской Христовой Церкви изложены Богом Духом Святым чрез Святых Апостолов, чрез Вселенские и поместные Святые Соборы, чрез Святых Отцов и Греческих благочестивых царей, чрез благочестивейших Всероссийских Императоров и чрез Святейший Правительствующий Всероссийский Синод.

Все сии духовные законы исполнены Божественной премудрости, благочестия, святости, правосудия и благости, суть незыблемые столпы и утверждение истины и изображают в себе благочестивое состояние первенствующей Христианской Церкви. Все сии духовные законы руководствуют благоговейных служителей алтаря Господня мудрыми и человеколюбивыми средствами к истинному просвещению, к благонравию, к миролюбию, к познанию разных духовных обязанностей, к ревностному исполнению священнослужительских должностей, ко всякому духовному совершенству и к цветущему благоденствию. Все сии духовные законы в полном совершенстве сияют и вечно будут сиять на высотах Греко-Восточной Всероссийской Христовой Церкви, и суть подобны многочисленными светилам, рассеянным по тверди небесной для освещения Вселенной.

Из полного собрания сих Божественных законов может быть составлен полный свод духовных законов:

1) о Христианской вере и законе;

2) о Церковной Иерархии;

3) о Церквах;

4) о Церковных причтах;

5) о духовных училищах;

6) о духовных судилищах, на тот конец, дабы соединить несколько тысяч разнообразных духовных законов, рассеянных по многим законным книгам, в один состав, чрез размещение их по главным началам Греко-Российского православного духовного законодательства, сосредоточить силы их чрез приведение их во взаимную между собою связь, и сделать состав их удобным к употреблению всех Российских духовных судилищ для единообразного управления Греко-Восточною Всероссийскою Христовою Церковью.

Россия увенчана лаврами и оливами от победоносной и миротворной Вашей десницы, преисполнена благодарных чувствований к Вашему Императорскому Величеству за благотворные действия полного собрания и полного свода премудрых Ваших законов. Среди всеобщей радости пространного севера о повсеместном утверждении истины и правосудия, среди вожделенных надежд о Всевысочайшем Вашем соизволении на составление полного свода духовных законов, имею счастие по благоизволению Господа Вседержителя, всеподданнейше посвятить Вашему Императорскому Величеству составленное моими трудами полное собрание духовных законов в хронологическом порядке для торжественного изъявления беспредельной и вечной благодарности Всероссийской Империи Вашему Величеству за возведение Российского гражданского законодательства на степень блистательного совершенства для присноцветущего благоденствия России. Богом венчанный и превознесенный Самодержец Всероссийский! Ревностнейший защитник и покровитель Христианского благочестия! Всеподданнейше прошу Ваше Императорское Величество, удостоить Всемилостивейшего внимания посвященное бессмертной славе Всевысочайшего Имени Вашего, составленное моими трудами, полное собрание духовных законов Апостольской-Греко-Восточной Православной Святой Всероссийской Церкви Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Прошение это неизвестным путем достигло Государя, на котором Он собственноручно написал: «получил вчера; прошу рассмотреть, не знаю, что за Епископ Августин» 20 Февраля 1837 г.», а Обер-Прокурор препроводил это прошение Преосвященному Филарету. В ответ на Высочайшую резолюцию Митрополит Филарет собственноручно написал следующий проект всеподданнейшего доклада:

Епископ Августин был произведен в сей сан в епархию Оренбургскую в 1806 году; а в 1819 г., по прошению его, уволен от службы, и с тех пор доныне имеет пребывание в Ростове в Варницком монастыре.

Служение на одной низшей епархии до самой отставки показывает, что он не обратил на себя особенного внимания успехами в епархиальном управлении.

Но в качестве сочинителя книг он показывал необыкновенное трудолюбие как во время службы, так и по отставке, представив Синоду в разные времена сперва нисколько рукописных фолиантов извлечений из сочинений Св. Златоуста, а потом разные труды свои относительно свода законов. Но сии труды остаются при Синоде в рукописях вообще, по непризнанию в них такого достоинства, которое сделало бы общеполезным издание оных в свет, и в особенности к своду церковных законов потому,

1) что в трудах Преосвященного Августина не усмотрено ясной и правильной системы, которая бы сделала их полезными и удобными к употреблению;

2) потому, что Синод для приведения в известность церковных узаконений полагал нужным не издание свода новейших узаконений, но издание верного и ясного текста коренных постановлений церковных, т. е. правил Апостольских, соборных и отеческих, к изданию которых ныне и делается приготовление по Высочайшей воле Вашего Императорского Величества.

Февраля 9, 1837 г.

Дело К. О. П.

№ 18029.


Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905.

Комментарии для сайта Cackle