Источник

№ 19. Мнение Преосвященного Филарета на прошение Еврейского общества в г. Риге о дозволении им учредить школу под покровительством Преосвященного Иринарха Епископа Рижского

Октября 16 1838 г.

16-го Октября 1838 г. министр Народного Просвещения гр. С. С. Уваров писал Обер-Прокурору Св. Синода гр. Н. Протасову: в бытность мою в Риге получил я от кагала тамошнего Еврейского общества прошение о позволении завести школу для первоначального образования Еврейского юношества, следующего содержания:

«Благодаря успехам нашего времени в образовании и просвещении, теперь повсеместно начинают чувствовать недостатки бывших учебных заведений наших и обладателями земного шара признано за необходимое, улучшать оные по общим хорошим основным правилам, дабы доставлять милостивейшим образом пути и средства Еврейским подданным к образованности в качестве полезных Государству граждан, и пролагать дорогу к наукам и полезным знаниям необходимым для благосостояния общественного. А потому и мы с своей стороны отнюдь не должны отставать, а наипаче стараться быть достойными подаваемой нам милости пред глазами всего мира, готовностью нашею и усердием ко всему доброму. В небольшом нашем обществе, благодаря Бога, стремление к этому предмету давно уже возбуждено, и мы можем хвалиться, что сделали для нашего юношества гораздо более, нежели сколько возможно было при тягостном нашем гражданственном положении. Мы очень хорошо понимаем, сколь важным должно быть введение, в учебных заведениях наших, хорошего религиозного и нравственного преподавания, каковое одно только может доставить истинное образование и укоренить высшие гражданские добродетели особенно любовь к отечеству в нежных душах юношества; ибо прежнее обучение без системы и правил могло служить только к испорченности юношества, а иногда и к развращенно в зрелых летах. А потому добромыслящие из нашей нации уже и теперь исполнены благодарностью, готовностью и усердием к Всемилостивейшему Монарху нашему за сие благодеяние и попечение о нашем юношестве, но какими возвышенными и благородными чувствами не будет одушевляться, к изумленно всех чрез несколько лет, вся нация, когда быв просвещена наравне с другими народами, составляющими одно целое, будет уметь ценить дарованные ей Монаршие милости, и заслужит оные. Истинно свидетельствуем глубочайшую признательность и вечную верность нашу к Великому Монарху; ибо он, побуждаемый нежными отеческими попечениями ко благу юношества пространной Империи своей, помянул с равным благоволением и о наших чадах. Благоговейная благодарность Государю Императору нашему за то, что он назначил начальником сего столь великого благословенного начинания, такого мужа, который стремится восполнять со всем усердием волю Цареву. Признательнейшая благодарность довлеет и сему мужу, образцу верности пред Богом и Монархом за прилагаемые им труды. Желание наше на первый раз состоит в следующем:

I

Завести для первоначального образования здешнего Еврейского юношества школу, которая должна разделяться на два класса.

II

В первом классе дети обучаются 1) чтению и чистописанию еврейскому, немецкому и русскому в равной силе, 2) первым началам арифметики и 3) необходимым молитвам.

III

Во втором классе преподаются 1) Иудейская религия по Библии, переведенной на немецкий язык М. Мендельсоном, 2) Грамматики: еврейская, немецкая и русская, 3) География, 4) Арифметика и 5) История, в особенности отечественная.

IV

Иудейская религия должна быть преподаваема систематически и при том на основании священных книг, заключающих в себе откровение Божие, данное чрез пророков.

V

Главный учитель должен быть иностранец, еврейского исповедания, который бы был образован в духе чистого просвещения и должен иметь свидетельство, как о познаниях, так равно и хорошем поведении своем.

VI

При главном учителе должны быть два помощника из здешней еврейской нации и один русский учитель, имеющий училищный аттестат в основательном знании русского языка.

VII

Учебные книги должны быть те же, какие употребляются во всех христианских школах. Что касается до часов и порядка преподавания вышеозначенных предметов, они также должны быть сообразны общим постановлениям, сделанным для училищ, в ведении которого наша школа будет состоять совокупно с главным учителем.

VIII

К основанию капитала для сего заведения общество единогласно определяет сбор с каждого убиваемого для евреев в пищу животного по 50 коп. серебр. Таковой доход, под названием учебного капитала, собирается кагалом и по истечении каждого месяца передается учебной комиссии, избираемой обществом на каждые три года. Комиссия отдает кагалу и дирекции учебных заведений ежегодный отчет.

IX

В каждое полугодие производится в школе экзамен, подобно как в Христианских школах.

X

Все неимущие дети, кои в рассуждении бедности своей представят от кагала свидетельства, принимаются к обучению безденежно, без всякого исключения и отказа. Такие дети получают как и прежде от членов существующего здесь общества, называемых надзирателями над сиротами, –приличное одинаковое одеяние, а также и о чистоте их и помещении к мастерствам, по выпущении из школы.

XI

Достаточные родители платят на детей своих в каждое полугодие по 5 руб. Но кто имеет в школе уже двух детей, тот может по желанию представить третьего безденежно. Каждое дитя, кроме сирот и бедных, вносит на дрова, свечи, чернила и очистку учебного заведения по 1 руб. сер. в каждые полгода.

XII

Каждое изменение и предполагаемые улучшения по сему заведению приводятся в действие по получении на то разрешения от высшего начальства.

XIII

Наконец, так как для предварительного заготовления всего потребного и на платеж наемных за помещение денег, должны быть наперед всего средства, то только по воспоследовании утверждения сего плана и по системе явном сборе выше помянутого вклада имеет быть приступлено к заведению школы. Школа сия, подобно всем христианским, естественно должна состоять в ведении общей дирекции учебных заведений; но нам желательно бы было, чтобы она находилась в особенности под покровительством Преосв. Иринарха, еп. Рижского, к которому мы имеем полную доверенность.

Представляя сей предварительный план к заведению школы на высокое благоусмотрение и утверждение Вашему В-ву, купно с сим воссылаем мы ко Всевышнему и благому Богу теплые молитвы наши о благоденствии Всемилостивейшего Монарха нашего и благословенного дома Его, высоких сановников Его и всех подданных Его без различия религии и да исполнится царственное пророческое слово: «Сеющие слезами радостью пожнут».

Находя это прошение замечательным по содержанию и цели, гр. Уваров представил его Государю. На всеподданнейшем докладе от 13-го октября 1838 года Государь написал: «снестись с гр. Протасовым, можно ли дозволить школе быть под заведыванием Епископа».

Бумаги эти были сообщены Митрополиту Филарету, который написал следующие замечания:

Подчинить еврейское училище Христианскому епископу не удобно:

1) Потому что сие было бы несообразно с общепринятыми формами управления.

2) Потому что связь Епископа с евреями официальная представляла бы для православных странный вид; и даже могла бы породить сомнения.

3) Наипаче же опасаться должно, что из сего расколоводители изымут случай соблазна, и будут внушать своим отвращение от епископа, который сообщается с евреями.

Но с другой стороны, если бы постановить правилом, чтобы Православное духовенство чуждалось даже тех евреев, которые добровольно приближаются к нему с доверенностью: то не осталось бы способа внушать им истину, а сие было бы противно цели христианства и побуждениям человеколюбия и блага общественного. Между сими противоречащими видами дела надлежит искать средней стези, которая может быть следующая:

1) Училищу евреев состоять в ведении общей дирекции учебных заведений, как они сами просят.

2) Епископу поручить частным образом, чтобы он, ради общего блага, изъявляемой ему евреями доверенности не отвергал, чтобы споспешествовал заведению и усовершению их училища советами и наставлениями; чтобы выслушивал представления учредителей училища, и если найдет их уважительными посредствовал и ходатайствовал по оным у начальства.

3) О сем распоряжении объявить учредителям чрез него же словесно.

4) Епископ, пользуясь сим сношением, будет иметь наблюдение за духом сего учреждения, и споспешествовать тому, чтобы учение в нем было преимущественно библейское, а не талмудическое, и чтобы человеконенавистными и зловредными правилами, которыми евреи напоевали детей своих доныне, возрастающее их поколение не заражалось, а возросшее могло понять нелепость оных.

5) Впрочем он употребит всевозможную осмотрительность и пастырское благоразумие, чтобы сообщить как можно более истины и блага чуждым, не полагая претыкания и соблазна меньшей братии своей паствы. Можно, по Апостолу, быть Иудеям яко Иудей: но не должно быть, яко Иудей, христианам.

Октября 16, 1838 г.

Дело К. О. П.

21458.


Источник: Мнения, отзывы и письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по разным вопросам за 1821–1867 гг., собранные и снабженные пояснительными примечаниями Л. Бродским. – М.: Синод. тип., 1905.

Комментарии для сайта Cackle