Беседа на Рождество Христово

Источник

С нами Бог: разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог (Ис. 8, 9).

Во время нашествия Мадианитян на землю Израильскую Ангел Господень, явившись Гедеону на гумне и побуждая его к ополчению против врагов, сказал ему: Господь с тобою, сильный крепостию (Суд. 6, 12). Гедеон, присутствием с ним Бога воодушевленный, созвал воинов, и, избравши из них триста мужей безоружных, напал на Мадианитян, уподоблявшихся пругам по множеству, и поразил их как-бы одного человека. Какою же силою победил он врагов отечества? – Силою Бога Израилева, который был с Гедеоном.

Пророк Исаия, предвидя рождение от Девы Бога Еммануила и предвещая в Нем подобную победу над языками, воскликнул: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся. Подобную, сказал я, предвещал Пророк победу, потому-что и сия победа над языками должна была совершиться тою-же силою, то есть, присутствием Бога с нами, человеками. Что же касается до свойства сей победы, она несравненно славнее, нежели победа Гедеонова, так-как и самое присутствие Божие в предсказываемой Пророком победе, должно было открыться другим, непостижимым для разума образом – явлением Бога во плоти: се Дева зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис. 7, 14).

Мы празднуем ныне исполнение сего пророчества Исаиина, рождение от Преблагословенной Девы Марии Сына Еммануила, Иисуса Христа, и вместе торжествуем приобретенную в Нем победу над врагами, восклицая с Пророком: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся. Раскроем подробнее разум сей пророческой песни.

С нами Бог. Присутствие Божие различно. Присутствует Бог существом своим с верными и неверными, и не только с людьми, но и со всеми прочими тварями, не только на небе и земле, но и в самом аде, как говорит о сем Давид: аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси (Псал. 138, 8). Присутствие Божие открывается еще в обыкновенных действиях Его промысла: о Нем бо, говорит Ап. Павел, живем, движемся и есмы (Деян. 17, 28). Но не такое всеобщее присутствие Божие разумеет пророк Исаия, когда говорит: с нами Бог. Ибо он представляет Бога присутствующим только с нами, не относя сего к языкам, враждующим с нами, которым повелевает, чтобы покарялись нам, потому-что с нами Бог, а с ними нет Бога.

Присутствует еще Бог благодатию своею, когда являет кому-либо милость свою и сохраняет его особенным промыслом своим. Так во время потопа всемирного присутствовал Бог с праведным Ноем в ковчеге; посему все бывшие в нем спаслись, а целый мир погиб в водах, потому-что в целом мире не было Бога милующего и спасающего. Так Бог присутствовал в полках Израильских, шедших из Египта: посему они безопасно перешли Чермное море, а Египтяне, гнавшие за ними, погибли в том-же море, потому-что не было с ними Бога Спасителя.

Благодатное присутствие Божие многообразно открывалось в Ветхом Завете, иногда невидимо, как в ковчеге Ноевом и победе Гедеоновой, иногда видимым образом, как в полках Израильских, днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. После же всего в Новом Завете явился, – о странное и преславное таинство! – Бог явился в нашей плоти, во образе человека. И сие-то собственно присутствие Божие разумел Исаия, когда говорил: с нами Бог, и когда предсказывал о чудесном рождении от Девы Сына Еммануила.

Сие присутствие Божие – явление Бога во плоти нашей несравненно дивнее и благотворнее всех явлений Божиих, бывших в Ветхом Завете. Там столп огненный и облачный был только знамениемть присутствия Божия, а здесь сам Бог воплотился и сделался человеком. Там видение столпа иногда являлось, иногда исчезало; а здесь во Иисусе Христе столь тесно соединилось Божество с человечеством, что предвечный Бог нарицается младенцем, а младенец предвечным Богом; вездесущий лежит в яслях, и вместе почивает на Херувимах и Серафимах. Тогда являлся Бог в огне и сумраке, в громах и молниях; ныне в пеленах младенческих плачет и орошается слезами. Тогда Израильтяне хотели приступить к горе Божией, чтобы беседовать с Богом лицем к лицу; но, видя страшные явления, угрожавшия смертию, принуждены были отступать от ней; ныне каждый может безбоязненно приступить к горе лучшей – к Преблагословенной Деве, Матери Божией, и осязать верою и любовию младенца-Бога в ея объятиях, который не смертию угрожает, но дарует всем жизнь и блаженство. Тогда и сам Моисей, превосходивший всех святостию своею, приступая к Богу, был трепетен и пристрашен; ныне самый грешник без страха может приближаться к пришедшему призвать к себе всех труждающахся и обремененных. Что же было тому причиною? – То, что тогда Бог не был еще причастен естества нашего, и потому являлся не столько милостивым к человеку; ныне же приступаем мы к Тому, который есть плоть от плоти нашей, и который не стыдится нарицати нас братиею своею (Евр. 2, 11).

Можно ли и между самыми братиями найти такую любовь и милость, какую являет нам ныне Господь наш, облекшийся естеством нашим? Безсмертен Он, а мы повинны смерти; безсмертие нам дарует, а на себя приемлет плоть нашу смертную, да смертию упразднит имущего державу смерти (Евр. 2, 14). Праведен Он, а мы грешны; правдою своею облекает нас, а на себя возлагает бремя грехов наших. Благословен Он во веки, а мы подлежим клятве за преступление закона; благословением нас венчает, а себя предает клятве. Богат Он, а мы ниши; нас богатит, а сам нищету терпит: вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2Кор. 8, 9).

О милосердие и любовь безприкладная! О дивное и непостижимое снисхождение к нам Божие! Бог ради нас приемлет на себя грех, клятву, нищету и подвергается самой смерти, а человек облекается правдою Божиею, благословением небесным, богатством даров благодатных и животом вечным. Вот воистину, скажем с Апостолом, велия благочестия тайна – Бог явися во плоти (1Тим. 3, 16)!

Разсмотрим далее, к кому относится сказанное Пророком: разумейте язы́цы и покаряйтеся. Во времена Исаии возстали на царство Иудейское два врага, царь Израильский и царь Сирский, чтобы совсем разрушить оное царство и истребить царей от колена Иудина. Хотя Ахаз, царь Иудейский, не достоин был помилования Божия, потому-что в бедствии своем искал помощи не у Бога, но у царя Ассирийского: однако Бог, соблюдая завет свой, коим клялся сохранить царство Иудино до пришествия обетованного Мессии, послал к нему Пророка сказать ему, чтобы он не боялся тех двух царей, как таких главень, которые только дымятся, а опалить не могут, и предсказать ему погибель врагов его, а царству Иудину избавление. Пророк, убежденный в истине сего обещания Божия, обративши речь свою к врагам царства Иудейского, которое прообразовало благодатное царство обетованного Мессии, и, как-бы уже торжествуя над ними победу, восклицает: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Ныне не возстают против нас цари Сирский и Израильский, как было во дни Исаиины; но мы имеем непримиримого врага, опасного для нас более всех владык земных – князя мира сего (Иоан. 10, 30), который непрестанно нападает на сынов благодатного царства Христова. Враждуют против нас, по словам Апостола, не плоть и кровь, но миродержители тьмы века сего, духи злобы поднебесные (Ефес. 6, 12), и угрожают нам погибелью. Лукавы и всезлобны враги спасения нашего: но мы страха их не убоимся, ниже возмятемся, яко с нами Бог (Ис. 7, 12); мы имеем вождем и поборником нашим Бога Еммануила. Правда, младенец Он немощный, но вместе Бог крепкий и всесильный; записуется Он в число рабов Кесаревых, но власть и начальство на раме Его. Еще Он в брань не вступал, еще не принял оружия в руки свои, а уже видевшие Его идолы Египетские пали и сокрушились. Еще не отверз уст своих, чтобы духом своим поразить сопротивных, а уже кумиры онемели во всем мире. О, как прилично Тебе, младенец Божественный, другое имя, нареченное тем-же Пророком: скоро плени, впезапно расхити (Ис. 8, 3). Еще не научился Ты, по словам того-же Пророка, как нарицать отца или матерь, а уже целый ад от одного явления твоего содрогается и трепещет. Еще не воздвиг Ты победоносной хоругви креста твоего, а уже в одних младенческих пеленах твоих угасают и сокрушаются разженные стрелы лукавого. Мы ныне безбоязненно можем повторять душегубителям нашим ту-же песнь Исаиину: с нами Бог, разумейте, духи злобы, и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Облекшийся ныне плотию нашею Господь Сил не против одних духов злобы поднебесных препоясует нас силою и оружием, но и над видимыми врагами дарует нам победу и одоление, если мы воинствуем с верою и упованием на всесильную десницу Его победительную. Пророк Елисей, некогда полками Сирскими окруженный, убоявшемуся отроку своему сказал: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними (4Цар. 6, 16). Страшны и многочисленны были враги наши во дни Благословенного, предводимые вождем дотоле непобедимым, который мечтал пленить и поработить игу своему благословенное наше Отечество. Пали пред ним грады и твердыни, опустошены целые области, расхищен и сожжен град первопрестольный. Многие из сынов Отечества поколебались в чаянии избавления. Но и наш вождь, уповая на Бога отцев наших и воспоминая древния Его к нам милости, сказал подобно пророку Елисею: не бойтеся, яко множае иже с нами, нежели с ними; аще Бог по нас, кто на ны (Рим. 8, 31)? – Сказал, и оправдалось его пророчество. Зверь коварный и лютый, терзавший жертву ненасытного своего честолюбия, уязвлен смертельно рукою Агнца безлетного. Ныне торжествуем мы славное и, можно сказать, чудесное избавление Церкви и Отечества нашего от сих врагов страшных и многоплеменных и поем радостно победную и благодарственную песнь Исаиину: с нами Бог, разумейте врази наши, явным или тайным образом, насилием или лестию воюющие против нас, разумейте, и покаряйтеся, яко с нами Бог. Аще паки возможете, паки побеждени будете, яко с нами Бог.

Заключим беседу нашу тем, что требуется от нас, чтобы Бог всегда был с нами неотступно. Мы обыкновенно любим единонравных с нами, а уклоняемся от сообщества с противонравными. Ежели соседи единонравны, то живут мирно и согласно; если же и братия единокровные имеют различные нравы, то нередко, враждуя друг против друга, не могут жить вкупе. Так и Бог пребывает с теми, которые стараются уподобляться Ему добродетелями своими. Посему, ежели Господь наш смирил себя, зрак раба приим, вместо царского чертога и престола, возлюбил вертеп и ясли, вместо богатства и земного величия – смирение и нищету: то и мы, ученики Его, должны подражать Ему в смирении и самоотвержении: тогда Бог, дающий смиренным благодать, будет с нами. Чист и свят Господь наш, в чистую и святую Деву вселиться благоволил; чистоту и святость и мы соблюдать должны, а от нечистоты греховной очищать души наши, как Моисей иззул сапоги от ног своих, приступая к Богу, явившемуся в купине: тогда и одушевленная купина – Богоматерь Пресвятая будет для нас удобоприступною и сам воплотившийся от ней Сын Божий, святых святейший, приидет к нам и обитель в нас сотворит. Боголепными действиями сопровождаемо было в Вифлееме пришествие на землю Спасителя мира. Ангелы воспевали: слава в вышних Богу, волхвы с дарами покланялись Ему, пастыри славословили Его; так и мы должны провождать священное празднество Рождества Сына Божия не в суетных забавах и увеселениях, как праздновал Ирод рождество свое, но в святом радовании о Господе Спасителе нашем, в принесении Ему сердечных даров любви, благодарности и молитвы, в прославлении Его делами милосердия и в поклонении Ему духом и всем существом нашим: тогда домы наши сделаются Вифлеемом благодатным, и слава Господня, осиявшая пастырей, просветит души наши. Мир даровать нам пришел Господь наш, мир на земле и благоволение Божие к человекам повелел воспевать Ангелам своим; мир и согласие должны и мы соблюдать между собою, мир Божий да водворяется посреде нас и в сердцах наших: тогда Бог любве и мира будет с нами (2Кор. 13, 11) и сделает нас причастниками духовных и небесных благ, которые приобрел нам Господь наш Иисус Христость воплощением и пришествием Его на землю.

Боже Еммануиле, Царю Царем и Господи Господем! Покрывай десницею твоею всемогущею Помазанника твоего Христолюбивого МОНАРХА нашего, укрепляй ЕГО силою и благодатию твоею, утверди мир, благоволение и славу твою в державе ЕГО; прииди, вселися в нас и пребуди с нами благодатным вседетельным присутствием твоим, да о Тебе врагом нашим победительная воспоем: с нами Бог, разумейте врази наша, и покаряйтеся нам, яко с нами Бог. Аминь.


Источник: Гавриил (Городков), святитель. Беседа на Рождество Христово, говоренная Преосвященным Гавриилом, Архиепископом Рязанским. // Христианское чтение. 1844. Часть 4. С. 390-402.

Комментарии для сайта Cackle