Беседа на Рождество Христово

Источник

С нами Бог: разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог (Ис.8:8, 9).

Во время нашествия мадианитян на землю Израильскую Ангел Господень, явившись Гедеону на гумне и побуждая его к ополчению против врагов, сказал ему: Господь с тобою, сильный крепостию (Суд.6:12). Гедеон, присутствием с ним Бога воодушевленный, созвал воинов и, избрав из них триста мужей безоружных, напал на мадианитян, уподоблявшихся пругам по множеству, и поразил их, как бы одного человека. Какою же силою победил он врагов Отечества? – Силою Бога Израилева, Который был с Гедеоном.

Пророк Исаия, предвидя рождение от Девы Бога Еммануила и предвещая в Нем подобную победу над языками, воскликнул: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся. Подобную, сказал я, предвещал Пророк победу, потому что и сия победа над языками должна была совершиться тою же силою, то есть присутствием Бога с нами, человеками. Что же касается до свойства сей победы, она несравненно славнее, нежели победа Гедеонова, так как и самое присутствие Божие в предсказываемой Пророком победе, должно было открыться другим, непостижимым для разума образом – явлением Бога во плоти: се Дева зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил (Ис.7:14).

Мы празднуем ныне исполнение сего пророчества Исаиина, рождение от Преблагословенной Девы Марии Сына Еммануила, Иисуса Христа, и вместе торжествуем приобретенную в Нем победу над врагами, восклицая с Пророком: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся. Раскроем подробнее разум сей пророческой песни.

С нами Бог. Присутствие Божие различно. Присутствует Бог существом Своим с верными и неверными, и не только с людьми, но и со всеми прочими тварями, не только на небе и земле, но и в самом аде, как говорит о сем Давид: аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси (Псал.138:8). Присутствие Божие открывается еще в обыкновенных действиях Его промысла: о Нем бо, говорит Ап. Павел, живем, движемся и есмы (Деян.17:28). Но не такое всеобщее присутствие Божие разумеет пророк Исаия, когда говорит: с нами Бог. Ибо он представляет Бога присутствующим только с нами, не относя сего к языкам, враждующим с нами, которым повелевает, чтобы покорялись нам, потому что с нами Бог, а с ними нет Бога.

Присутствует еще Бог благодатию Своею, когда являет кому-либо милость Свою и сохраняет его особенным промыслом Своим. Так во время потопа всемирного присутствовал Бог с праведным Ноем в ковчеге: посему все бывшие в нем спаслись, а целый мир погиб в водах, потому что в целом мире не было Бога милующего и спасающего. Так Бог присутствовал в полках Израильских, шедших из Египта: посему они безопасно перешли Чермное море, а египтяне, гнавшие за ними, погибли в том же море, потому что не было с ними Бога Спасителя.

Благодатное присутствие Божие многообразно открывалось в Ветхом Завете, иногда невидимо, как в ковчеге Ноевом и победе Гедеоновой, иногда видимым образом, как в полках израильских, днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном. После же всего в Новом Завете явился, – о странное и преславное таинство! – Бог явился в нашей плоти, в образе человека. И сие то собственно присутствие Божие разумел Исаия, когда говорил: с нами Бог и когда предсказывал о чудесном рождении от Девы Сына Еммануила.

Сие присутствие Божие – явление Бога во плоти нашей несравненно дивнее и благотворнее всех явлений Божиих, бывших в Ветхом Завете. Там столп огненный и облачный был только знамением присутствия Божия, а здесь Сам Бог воплотился и сделался человеком. Там видение столпа иногда являлось, иногда исчезало; а здесь в Иисусе Христе столь тесно соединилось Божество с человечеством, что предвечный Бог нарицается младенцем, а младенец предвечным Богом; Вездесущий лежит в яслях, и вместе почивает на Херувимах и Серафимах. Тогда являлся Бог в огне и сумраке, в громах и молниях; ныне в пеленах младенческих плачет и орошается слезами. Тогда израильтяне хотели приступить к горе Божией, чтобы беседовать с Богом лицом к лицу; но, видя страшные явления, угрожавшие смертью, принуждены были отступать от нее; ныне каждый может безбоязненно приступить к горе лучшей – к Преблагословенной Деве, Матери Божией, и осязать верою и любовью младенца-Бога в Ее объятьях, который не смертью угрожает, но дарует всем жизнь и блаженство. Тогда и сам Моисей, превосходивший всех святостью своей, приступая к Богу, был трепетен и пристрашен; ныне самый грешник без страха может приближаться к пришедшему призвать к себе всех труждающахся и обремененных. Что же было тому причиною? – То, что тогда Бог не был еще причастен естества нашего, и потому являлся не столько милостивым к человеку; ныне же приступаем мы к Тому, Который есть плоть от плоти нашей, и Который не стыдится нарицати нас братиею своею (Евр.2:11).

Можно ли и между самыми братьями найти такую любовь и милость, какую являет нам ныне Господь наш, облекшийся естеством нашим? Бессмертен Он, а мы повинны смерти; бессмертие нам дарует, а на Себя приемлет плоть нашу смертную, да смертию упразднит имущего державу смерти (Евр.2:14). Праведен Он, а мы грешны; правдою своею облекает нас, а на себя возлагает бремя грехов наших. Благословен Он во веки, а мы подлежим клятве за преступление закона; благословением нас венчает, а Себя предает клятве. Богат Он, а мы нищи; нас богатит, а Сам нищету терпит: вас ради обнища богат сый, да вы нищетою Его обогатитеся (2Кор.8:9).

О милосердие и любовь бесприкладная! О дивное и непостижимое снисхождение к нам Божие! Бог ради нас приемлет на себя грех, клятву, нищету и подвергается самой смерти, а человек облекается правдою Божиею, благословением небесным, богатством даров благодатных и животом вечным. Вот воистину, скажем с Апостолом, велия благочестия тайна – Бог явися во плоти (1Тим.3:16)!

Рассмотрим далее, к кому относится сказанное Пророком: разумейте язы́цы и покаряйтеся. Во времена Исаии восстали на царство Иудейское два врага, царь Израильский и царь Сирский, чтобы совсем разрушить оное царство и истребить царей от колена Иудина. Хотя Ахаз, царь Иудейский, не достоин был помилования Божия, потому что в бедствии своем искал помощи не у Бога, но у царя Ассирийского: однако Бог, соблюдая завет Свой, коим клялся сохранить царство Иудино до пришествия обетованного Мессии, послал к нему Пророка сказать ему, чтобы он не боялся тех двух царей, как таких главень, которые только дымятся, а опалить не могут, и предсказать ему погибель врагов его, а царству Иудину избавление. Пророк, убежденный в истине сего обещания Божия, обративши речь свою к врагам царства Иудейского, которое прообразовало благодатное царство обетованного Мессии, и, как бы уже торжествуя над ними победу, восклицает: с нами Бог, разумейте язы́цы и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Ныне не восстают против нас цари Сирский и Израильский, как было во дни Исаины; но мы имеем непримиримого врага, опасного для нас более всех владык земных – князя мира сего (Ин.14:30), который непрестанно нападает на сынов благодатного царства Христова. Враждуют против нас, по словам Апостола, не плоть и кровь, но миродержители тьмы века сего, духи злобы поднебесные (Ефес.6:12), и угрожают нам погибелью. Лукавы и всезлобны враги спасения нашего: но мы страха их не убоимся, ниже возмятемся, яко с нами Бог (Ис.8:12); мы имеем вождем и поборником нашим Бога Еммануила. Правда, младенец Он немощный, но вместе Бог крепкий и всесильный; записуется Он в число рабов кесаревых, но власть и начальство на раме Его. Еще Он в брань не вступал, еще не принял оружия в руки Свои, а уже видевшие Его идолы египетские пали и сокрушились. Еще не отверз уст Своих, чтобы духом Своим поразить сопротивных, а уже кумиры онемели во всем мире. О, как прилично Тебе, младенец Божественный, другое имя, нареченное тем же Пророком: скоро плени, впезапно расхити (Ис.8:3). Еще не научился Ты, по словам того же Пророка, как нарицать отца или матерь, а уже целый ад от одного явления Твоего содрогается и трепещет. Еще не воздвиг Ты победоносной хоругви креста Твоего, а уже в одних младенческих пеленах твоих угасают и сокрушаются разженные стрелы лукавого. Мы ныне безбоязненно можем повторять душегубителям нашим ту же песнь Исаиину: с нами Бог, разумейте, духи злобы, и покаряйтеся, яко с нами Бог.

Облекшийся ныне плотью нашею Господь Сил не против одних духов злобы поднебесных препоясует нас силою и оружием, но и над видимыми врагами дарует нам победу и одоление, если мы воинствуем с верою и упованием на всесильную десницу Его победительную. Пророк Елисей, некогда полками сирскими окруженный, убоявшемуся отроку своему сказал: не бойся, яко множае иже с нами, нежели с ними (4Цар.6:16). Страшны и многочисленны были враги наши во дни Благословенного, предводимые вождем дотоле непобедимым, который мечтал пленить и поработить игу своему благословенное наше Отечество. Пали пред ним грады и твердыни, опустошены целые области, расхищен и сожжен град первопрестольный. Многие из сынов Отечества поколебались в чаянии избавления. Но и наш вождь, уповая на Бога отцев наших и воспоминая древние Его к нам милости, сказал подобно пророку Елисею: не бойтеся, яко множае иже с нами, нежели с ними; аще Бог по нас, кто на ны? (Рим.8:31). – Сказал, и оправдалось его пророчество. Зверь коварный и лютый, терзавший жертву ненасытного своего честолюбия, уязвлен смертельно рукою Агнца безлетного. Ныне торжествуем мы славное и, можно сказать, чудесное избавление Церкви и Отечества нашего от сих врагов страшных и многоплеменных и поем радостно победную и благодарственную песнь Исаиину: с нами Бог, разумейте врази наши, явным или тайным образом, насилием или лестью воюющие против нас, разумейте, и покаряйтеся, яко с нами Бог. Аще паки возможете, паки побеждени будете, яко с нами Бог.

Заключим беседу нашу тем, что требуется от нас, чтобы Бог всегда был с нами неотступно. Мы обыкновенно любим единонравных с нами, а уклоняемся от сообщества с противонравными. Ежели соседи единонравны, то живут мирно и согласно; если же и братия единокровные имеют различные нравы, то нередко, враждуя друг против друга, не могут жить вкупе. Так и Бог пребывает с теми, которые стараются уподобляться Ему добродетелями своими. Посему, ежели Господь наш смирил себя, зрак раба приим, вместо царского чертога и престола, возлюбил вертеп и ясли, вместо богатства и земного величия – смирение и нищету: то и мы, ученики Его, должны подражать Ему в смирении и самоотвержении: тогда Бог, дающий смиренным благодать, будет с нами. Чист и свят Господь наш, в чистую и святую Деву вселиться благоволил; чистоту и святость и мы соблюдать должны, а от нечистоты греховной очищать души наши, как Моисей иззул сапоги от ног своих, приступая к Богу, явившемуся в купине: тогда и одушевленная купина – Богоматерь Пресвятая будет для нас удобоприступною и сам воплотившийся от Нее Сын Божий, святых святейший, приидет к нам и обитель в нас сотворит. Боголепными действиями сопровождаемо было в Вифлееме пришествие на землю Спасителя мира. Ангелы воспевали: слава в вышних Богу, волхвы с дарами покланялись Ему, пастыри славословили Его; так и мы должны провождать священное празднество Рождества Сына Божия не в суетных забавах и увеселениях, как праздновал Ирод рождество свое, но в святом радовании о Господе Спасителе нашем, в принесении Ему сердечных даров любви, благодарности и молитвы, в прославлении Его делами милосердия и в поклонении Ему духом и всем существом нашим: тогда домы наши сделаются Вифлеемом благодатным, и слава Господня, осиявшая пастырей, просветит души наши. Мир даровать нам пришел Господь наш, мир на земле и благоволение Божие к человекам повелел воспевать Ангелам своим; мир и согласие должны и мы соблюдать между собою, мир Божий да водворяется посреди нас и в сердцах наших: тогда Бог любве и мира будет с нами (2Кор.13:11) и сделает нас причастниками духовных и небесных благ, которые приобрел нам Господь наш Иисус Христость воплощением и пришествием Его на землю.

Боже Еммануиле, Царю Царем и Господи Господем! Покрывай десницею Твоею всемогущею Помазанника твоего Христолюбивого монарха нашего, укрепляй его силою и благодатью Твоею, утверди мир, благоволение и славу Твою в державе его; прииди, вселися в нас и пребуди с нами благодатным вседетельным присутствием Твоим, да о Тебе врагом нашим победительная воспоем: с нами Бог, разумейте врази наша, и покаряйтеся нам, яко с нами Бог. Аминь.


Источник: Гавриил (Городков), святитель. Беседа на Рождество Христово, говоренная Преосвященным Гавриилом, Архиепископом Рязанским. // Христианское чтение. 1844. Часть 4. С. 390-402.

Комментарии для сайта Cackle