Источник

Эпоха I-я до учреждения епархии Славянской и Херсонской

1752 год

Города Ново-Миргорода, соборная Св. Николаевская каменная церковь, Бобринецкого уезда1. Новомиргород был одним из первых и главных шанцов Сербов, вошедших в Россию под начальством генерала Ивана Хорвата, и поселившихся за р. Днепром, с наименованием «Новою-Сербией» той части земли, которая им отведена была. Прибытие Сербов в Россию последовало в 1751 году, следовательно и начало Ново-Миргородской церкви, ныне соборной, по всей вероятности должно относиться к 1752 году. Чрез многие годы церковь хотя различным и подлежала поправкам, однако вид ее и доселе остается прежний. В ней погребен генерал-аншеф Текелий, скончавшийся в 1792 году. Сия церковь была и. кафедральною Екатеринославских Архиереев до перехода их из Новомиргорода в Екатеринослав, т. е. с 1797 по июль 1804 года. В 1823 году пристроены к ней два придела: во имя Св. Апостол Петра и Павла и во имя Рождества Богородицы.

1753 год.

Села Малой-Выски, С. Предтеченская, деревянная, Бобр. у. Церковь сия, современная Ново-Миргороду, обветшала и упразднена, а вместо старой помещицею княгинею Екатериною Кудашевою построена в 1794 году, на другом удобнейшем месте, новая во имя Покрова Пресв. Богородицы.

1754 год

Села Липняжки, Успенская, деревянная, Бобр. у. О сей церкви в 1798 г. доносимо было, что Фундамент под ней, по давности, пришел уже в крайнюю ветхость. Почему вместе с сим и просимо было дозволение сделать новый каменный фундамент.

Посада Петриковки, Св. Николаевская, деревянная. Бобр. у. Селение это теперь именуется «Новою Прагою» и принадлежит ведомству военного поселения 2 резервного кавалерийского корпуса; в нем помещается штаб 2-й Кирасирской дивизии.

1755 год

Города Елисаветграда, Успенская, что «на подоле», прежде деревянная, ныне же каменная. Церковь сия была однопрестольная, куплена и перевезена на подол Елисаветградской крепости, из слободы Федоровки в 1755 году. Обветшала и вместо оной в 1774 году заложена, по благословению преосвященного Иова, епископа Переяславского, новая трех-престольная, также деревянная, во имя Успения Пресвятой Богородицы, Св. Христова Николая и Св. Великомученицы Варвары, которая освящена в 1781 году, по благословению Пики- Фора, архиепископа Славянского и Херсонского. В 1788 году, во время бывшего в Елисаветграде пожара, она сгорела, и вместо ее сооружена настоящая пяти-престольная, каменная, иждивением полковника Красноглазова.

Села Петро-Веровки, Преображенская, деревянная, Бобр. уезда.

Села Аврамовки, Трех-Святительская, дер. Бобр. у. По новости заводимых тогда слобод и по малости жителей, церковь сия сооружена была из старой, купленной церкви. Почему еще в 1782 году, она пришла в ветхость и заменена теперь новою.

Села Головковки, Троицкая, дер. Бобр. у. Церковь сия вовсе обветшала; почему в 1784 году общество Головковского испросило позволение построить новую, которая и была заложена упомянутого года.

Города Елисаветграда, крепостная Св. Троицкая, деревянная. Церковь сия уже не существует: она была построена на подобие простых покоев, по указу правительствующего Сената, коштом Государевым из Сербской суммы; впрочем, по первенству своему тогда в крепости Св. Елизаветы, именовалась до 1784 года «соборною».

Села Грузского, Покрова Пресв. Богородицы, деревянная, Бобр. уезда. Церковь сия получила свое основание в то время, когда простиралась сюда епархия Переяславская; почему и антиминс в нее выдан Переяславским епископом Иоанном Козловским.

Села Кечковки, Успенская, дер. Бобр. у. Церковь сия обветшала уже и упразднена, а на место ее под тем же именем, но на другом удобнейшем месте, по благословению Гавриила, митрополита Екатеринославского, заложена в 1794 году другая.

Села Овнянки, Покровская, Александр. у. Известно, что Овнянка, быв казацкою слободою, при начале бытия крепости Св. Елисаветы, в 1755 году уже существовала. Теперь тут в 1805 году выстроена церковь каменная.

Шанца Семлецкого, Арх. Гавриила, дерев. Бобр. уезда.

1756 год

Села Тишковки (по прежнему слободы), Покрова Пр. Богородицы, Бобр. у.

Села Вершино-Камянки, Николаевская, дерев. Бобр. у. Село сие в 1756 году находилось в числе слобод, подчиненных крепости Св. Елизаветы. Оно тогда именовалось новонаселенною слободою казачьего полка, в коем было 90 семейств, как видно из дела, о производстве в оную слободу во второго священника, дьячка той-же слободы Максима Иванова.

1757 год

Села Диковки или Сомбор, Богоявления Господня, дер. Бобр. уезда.

Города Елисаветграда, Владимирской Божией Матери, греческая, дерев. Церковь сия о трех престолах: средний во имя Владимирской Божией Матери, с правой стороны придел во имя Св. Великомученицы Екатерины, а с левой во имя Праведного Симеона Сербского, нового мироточца. Греческою слывет потому, что первые основатели ее были Греки, в доказательство чего в церкви и доныне имеется старый иконостас, в котором иконы с греческим подписанием; к тому и весь круг церковных книг на греческом языке. Для главной части церкви строится ныне иконостас новый.

Села Федваря, Петро-Павловская, дерев. Бобр. у. Церковь сия начата в 1757 году; но храмозданная для оной грамота получена от преосвященного Гервасия, епископа Переяславского, в 1761 году. Федварь был шанцем гусарского Хорватова полка, 13-й роты, и назывался кроме того еще и Лесницким. Говорят, что в местечке сем были жители еще в 1703 году; а между густым лесом, тут находившимся, имели пристань свою разбойники. Сие правдоподобно; ибо около церкви в саду священника есть и доныне многие весьма старые плодовитые деревья , между коими в глубокой балке видна яма, почитаемая за разбойничью пещеру.

Села Добрянки, Рождество-Богородицкая, дер. Бобр. у. Заселена в 1753 г.

Села Панчева, которое звалось и Ольховаткою, Св. Николаевская, дер. Бобр. уезда.

1758 год

Села Калниболотского, Вознесения Господня, дер. Бобр. уезда. Село сие составляло шанец гусарского Хорватова полка, 5-й роты. На освящение сей церкви благословительная грамота дана от преосвященного Гервасия, епископа Переяславского. Первый священник при шанце был Симеон Григорьев, который, до построения сей церкви, находился области Турецкой в городе Очакове, при церкви Св. Спиридона. Отсюда, по причине великой подати, наложенной Турками, выбыл в Россию и находился в новопоселяемой казачьей слободе Ново-Архангельской, а потом в 1785 году перешел по благословению епископа Гервасия, в Калниболотский шанец, с тем, чтобы старанием своим привести в совершенство новозаложенную там церковь. Принадлежало 5-й роте Черного гусарского полка.

1759 год

Села Калнишского, Трет-Святительская, Бобр. у. Калниш был шанец гусарского Хорватова полка, 10-й роты, и назывался иначе «трех-буерачным». В сказанном 1759 году началось дело о построении тут церкви; а кончена она и освящена после, по благословению епископа Гервасия.

Села Сентов, Сошествия Святого Духа, дерев. Бобр. у. Церковь сия освящена в сказанном 1759 году, но священник в Сентах уже находился с 1755 году. Сентов, основанный в 1754 г. шанец гусарского Хорватова полка, 11-й роты, назывался иначе «Могильным». Церковь, по неусмотрению, сначала заложена была в неудобном месте. В следствие сего чрез год перенесена на другое в тех же Сентах место, где докончена и освящена.

Села Камяно-Потоцкого, Преображения Господня, дерев. Бобр. у. В сказанном 1759 году церковь сия починялась; следовательно начало ее было прежде. Она потом сгорела, и вместо ее, под тем же наименованием, построена новая в 1798 году.

1760 год

Посада Ольвиополя, Великомученницы Варвары, дерев. Бобр. у. Ольвиополь прежде именовался слободою Орликом, потом «Екатерининским шанцем». Первая церковь сожжена Татарами, при нападении их на слободу и на все места, ей прикосновенные. Вместо сожжённой церкви, обыватели построили в 1774 г. часовню, в которой иконостас и антиминс с 1775 г. находился из походной Запорожского войска церкви. Часовню сию в 1781 г. обыватели рассудили приподнять, подвысить и обратить таким образом в надлежащую церковь с тем наименованием. На сие им дано 1781 года Декабря 2 дня пастырское благословение от Никифора, архиепископа Славянского.

1761 год

Посада Ново-Георгиевска, Успения Пресв. Богородицы, дерев. При сей церкви имеется старинные: евангелие и крест. На евангелии подпись: «1740 года Октября 1 дня сооружено евангелие серебром с позолотою, до храму Успения Пресвятой Богородицы, у Крылов, старанием пресвитера иерея Димитрия Петрова, а коштом Запорожских Козаков куреня Менского, положено сорок восемь рублей. А монах Филадельф, бывший того же куреня, положил сорок рублей, и того всего кошту 88 рублей. Надано во вечность за отпущение грехов своих». На кресте надпись: «Сооружен крест сей в Крылове, ко храму Пресвятой Богородицы, старанием иерея Димитрия Петрова, и коштом Козака К. М. Иоанном Сукуром во вечность подано за отпущение грехов своих 1770 года». Ново-Георгиевск, прежде именуем был Крыловым и существовал до прихода Сербов.

Села Ново-Георгиевки, Воскресенская Александрийск. у.

Села Кукуловки, Михайловская, дер. Бобр. у.

Села Муловатого, Успения Пр. Богородицы, Тираспольск. у. Построена с дозволения митрополита Даниила. Теперь на ее месте выстроена другая с 1808 года.

Села Кривого-рога, Св. Николаевская, дер. Бобр. уезда.

Села Наддехска или Надляхска, Св. Николаевская, дер. Бобр. у. Надляхск называется сим именем потому, что место его граничило с Польшею, а как простой народ Поляков называл Ляхами: то от того и селение именовалось Надляхск.

Села Иванковец, Покров. Пр. Богородицы, дер. Бобр. уезда.

Села Красноселья, Св. Симеоновская, дер. Александрийск. уезда.

1765 год

Села Глинского, Михаило-Архангельская, дер. Бобр. у., В каком именно году заложена сия церковь, неизвестно; а по словам старожилов значится она заложенною в 1765 году при священнике Иакове Ингульском и при старшем прихожанине майоре Ветре Марьяновиче, о трех верхах с четырьмя щитами. Достроена и освящена 1772 года. Ныне сия церковь. Упразднена по причине построения новой Михаило-Архангельской каменной, заложенной в 1814 г., а освященной в 1822 году. Глинск заселен до Сербов.

1766 год

Села Лелековки, Св. Троицкая, дер. Бобр. у. Время построения сей церкви означается вырезанными буквами на дубовых косяках церковных дверей; к тому же и самый вид церкви свидетельствует о ее давности. Село Лелековкою называется, говорят, потому, что жил тут первоначально казак из запорожцев, по прозванию Лелека.

Села Большой-Выски, Преображения Господня, дер. Бобр. у. Ныне этой церкви уже нет, а существует вместо оной новая каменная. Учреждение села полагают около 1760 года.

1767 год

Села Анновки, Предтеченская, дер. Бобр. уезда.

1768 год

Села Дороцкого, Михайловская, дер. Тир. у. Селение сие существовало при владении Турков Очаковскою землею; здесь жили Молдаване, у которых были и церкви плетнёвые. Существующая церковь заложена по благословению митрополита Даниила.

1770 год

Села Магалы, Михаила Архангела, дер. Тир. у. Заложена по дозволению преосвященного Даниила. Теперь здесь, вместо оной, с 1806 года каменная.

1771 год

Села Погребов, Св. Михайловская, кам. Тир. у. Построена по благословению Даниила митрополита. Теперь существует с 1819 года другая каменная.

1772 год

Села Кучиерки, Св. Михайловская, кам. Тир, у. Построена по благословению митрополита Даниила, Теперь вместо сей церкви существует с 1823 года каменная.

Посада Ново-Украники, прежде Зверевки, Великомученика Георгия, дер. Бобр. у. Сооружена тщанием Молдавского гусарского полка полковника Зверева»

Села Калантаевки, Покрова Пр. Богородицы, дер. Бобр. у. На потире, имеющемся при сей церкви, значится: «сооружил потир сей раб Божий Алексей Космин житель села Калантаева, до храму Пр. Богородицы в Калантаеве, и вручил оный пресвитеру Покровскому Симеону Петрову, в церковь для литургисания Божественной литургии в 1774– году, а по случаю, якого не дай Боже, тревоги лебо чого иншого: то щоб нам его взять к себе ви дамой для сохрану».

Села Спасовки, Михайловская, дер. Бобр. у. Она уже другая и сооружена по прошению капитана Опасного, прописывавшего, что «село Опасное состоит у Кисляковой балки, впадающей в реку Буг, от Херсона находится в 75 верстах, на каком расстоянии нигде церквей, кроме Херсона нет».

Села Терновки, Св. Николаевская, дер. Бобр. у. Построена прихожанами; разобрана за выстройкою в 1836 году новой каменной.

Села Андреевки, Покровская, дер. Бобр. уезда.

1773 год

Села Богоявленского, Богоявления Господня, дер. Бобр. у. Начало ее неизвестно, а бытие с 1773 года доказывается метричною, при сей церкви находящеюся, книгою. Церкви сей теперь уже не находится, вместо ее построена в 1791 году другая деревянная.

Села Деликова, Св. Михайловская, Тир. у. Селение сие существовало еще при владении Турков и в нем жили Молдоване. Сия церковь в вышеозначенном году заложена, по благословению митрополита Даниила.

Села Бутор, Архангела Михаила, кам. Тир. у. Заложена по благословению митрополита Иоакима. Теперь сей церкви нет; но с 1826 года стоит другая каменная и на другом месте, по той причине, что берег подмывается Днестром, и притом множество оказалось хлебных ям, бывших еще при Турецком владении.

Села Аджамки, Преображения Господня, дер. Бобр. у. Церковь сия не первая здесь; построена по благословению Иова, Епископа Переяславского, вместо сожженной Татарами, и также именовавшейся Преображенскою.

Села Васильевки, Св. Василия, дер. Александрийск. уезда.

Села Ольшанки, Св. Иоанновская, дер. Бобр. уезда.

Села Попельнастого, Св. Иоанна Богослова, дер. Бобр. уезда.

1774 год

Села Оситняжки, Св Николаевская, дер. Бобр. у. Построена по благословению преосвященного Иова, епископа Переяславского и Бориспольского, помещиком той слободы премьер-майором Василием Лбовым.

Города Ананьева, Св. Николая, дер. Ананьевского у. До построения сей церкви была вероятно еще здесь другая; ибо Ананьев существовал и при владении Турков. Из местечка переименован в город в 1834 году, и ныне построена в нем церковь новая каменная, живут Молдаване и Малороссияне.

* * *

1

Во избежание частых повторений, принимать следующие сокращения: Ал. Александровский уезд, Ан. – Ананьевский, Бобр. Бобровский и т.д.


Источник: Историко-хронологическое описание церквей епархии Херсонской и Таврической / Составил Гавриил, А[рхиепископ]. Х[ерсонский]. и Т[аврический]., ныне Т[верской]. и К[ашинский]. – Одесса: Городская типография, 1848. – [2], 71 с.

Комментарии для сайта Cackle