Библиотеке требуются волонтёры

протоиерей Геннадий Фаст

Глава 13. Об антихристе

Откр.13:1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

И стал я на песке морском. Можно себе действительно представить, что Иоанн, находящийся на острове Патмос, стоит на берегу на песке морском, и вот то, что он видел, реально переплетается уже с видением духовным. Или же все это происходило в видении. И увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Из моря житейского, всегда волнующегося и много мятущегося суетой и грехами, из моря земных народов увидел Иоанн выходящего зверя. Кто этот зверь? Этот зверь, по верованию Церкви, и есть антихрист. Здесь необходимо указать на ряд неверных пониманий того, кто будет антихрист.

Неверно понимать, что антихристом будет сам сатана. Сатана не может по примеру Христа воплотиться, да и Писание ясно различает сатану и антихриста: «диавол... ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк» (Откр. 20:10). И апостол Павел называет антихриста «человеком греха» (2Сол. 2:3), а не сатаной. Так разумели и святые отцы. Святой Иоанн Златоуст: «Кто же есть сей, убо ли сатана; – никакоже, но человек некий, всякое егово приемляй действо». Святой Ефрем Сирин: «Не сам же родится сатана, но во образ его приидет прескверный яко тать». Святой Иоанн Дамаскин: «Не сам убо диавол будет человек, по Господню вочеловечению да не будет, но человек из блуда родится и поднимет все действа сатаны». То есть антихрист – не сам сатана, но человек, в которого вселится сатана и который будет всецело орудием сатаны в кончину века.

Неверно понимание, что антихрист – это некоторое отвлеченное понятие вроде отступления, безбожия, ереси и подобного. Этому противоречит ясное указание апостола, что антихристом будет «человек греха» (2Сол. 2:3). О нем Писание говорит как о человеке в единственном числе, которому присущи действия конкретного человека. История христианства полна таких примеров, когда люди «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10:2), и в определенных событиях и явлениях, как, например, Римское папство, реформа патриарха Никона в России, революции, видят пришествие антихриста и его царства. Как правило, сами же исторические события полностью и опровергают эти мнения. Так, например, даже российского царя почитали за антихриста, но вот прошло уже более полувека, как свергнут царь в России, а история идет своим чередом. Так же неверно понимание, что некоторые нынешние государства, где процветает атеизм и безбожие, являются уже наступившим царством антихриста. Это опровергается хотя бы уже тем, что все действия антихриста, которые мы далее увидим описанными, еще не наступили. Все большее развитие греха, нечестия, ересей, лжеучений и безбожия есть то «отступление», о котором пишет апостол Павел (2Сол. 2:3) и которое предваряет и приготовляет установление в мире самого антихристова царства.

Неверно и то понимание, что антихрист – это один из ранее бывших на земле правителей. В пример приводят Нерона, Домициана, Наполеона, Ленина. Во-первых, сама жизнь этих людей показывает, что не совершили они того, что сказано в Писании об антихристе. Иные на основании таких мест, как 13,3; 17,8–11 считают, что воскреснет кто-то из людей, подобных названным, воцарится и будет антихристом. Это неверно хотя бы уже потому, что сатана не может никого воскресить. А указанные места Церковь толкует иначе. Личности же, которые своей деятельностью наносили великий вред Церкви и истине, которые преследовали христиан, уничтожали народы, ввергали миллионы людей в пучину лжеучений и ересей, прелести и обмана, греха и нечестия, безбожия и неверия, должны рассматриваться как предтечи антихриста, приготовляющие ему путь.

Писание иногда говорит о многих антихристах. «И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» (1Ин. 2:18). Еще более ясно об этом сказано далее в Соборном послании Иоанна. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога, а всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь уже в мире» (1Ин. 4:2–3). Таким образом, надо четко различать того антихриста, «о котором вы слышали, что он придет», и его дух, который «и теперь есть уже в мире», а потому «и теперь появилось много антихристов». Дух антихриста и теперь уже в мире, и действует он в сынах противления, которые по духу, действующему в них, и сами называются антихристами. В кончину же века придет тот, чей дух действовал во все века. О нем говорил Христос, противопоставляя его Себе: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).

Тайнозритель видит зверя-антихриста, выходящего из моря. Писание приоткрывает нам еще конкретнее: откуда именно придет антихрист. Когда умирал патриарх Иаков, то он собрал своих двенадцать сыновей, благословил и пророчествовал о будущем их потомков. «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49:1,17–18). Через Дана древний змий-сатана ляжет на дороге, которой Бог ведет людей ко спасению. Это и есть тот змей, который будет «жалить (Спасителя – Г. Ф.) в пяту» (Быт. 3:15), уязвит ногу коня, так что всадник его упадет назад. Антихрист будет «вести войну со святыми и победит их» (13,7). Так Иаков из глубины веков провидит, что от Дана придет антихрист, как бы содрогается и восклицает: «На помощь Твою надеюсь, Господи!» И Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею... О Дане сказал: «Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33:1,22). Так от Дана в кончину века выбежит молодой лев рыкающий, ища кого поглотить. Это об антихристе. Приходящими от Дана видит бедствия антихристова времени и пророк Иеремия: «Ждем мира, а ничего доброго нет, – времени исцеления, и вот ужасы. От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:15–16). Так и пророк Амос говорит о времени антихриста: «В тот день истаявать будут от жажды красивые девы и юноши, которые клянутся грехом Самарайским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут» (Ам. 8:13–14). Указанием на происхождение антихриста от колена Данова служит и то, что из колена Данова отсутствуют запечатленные печатью Бога Живого (гл. 7). Из колена Иудина были помазанные израильские цари и от него воссиял Христос. Из колена Данова грядет антихрист. От евреев пришел Христос-Спаситель, от евреев же придет антихрист-губитель. Все основные силы неба и ада проявляются в мире через евреев. Еврейский народ находится в сердцевине всего человечества и его истории. Святые отцы указали не только на происхождение антихриста из колена Данова, но и на то, как он родится. Так святой Ипполит Римский пишет: «Спаситель мира, желая спасти род человеческий, родился от непорочной и девственной Марии... диавол прийдет на землю от нечистой женщины, родится в обольщении от девицы» 7. Святой Ефрем Сирин: «Поскольку Спаситель, вознамерившись спасти род человеческий, родился от Девы... то и он (дьявол – Г. Ф.) умыслил восприять образ Его пришествия и прельстить нас... от оскверненной девы родится его (дьявола) орудие: но сие не значит, что он воплотится; прийдет же всескверный, как тать 8. Так антихрист родится от скверной жены-блудницы, из еврейского народа по провидению от девы из колена Данова. Начиная со своего рождения, антихрист во всем внешне будет уподобляться Христу, и тем справедливо называется антихрист, ибо «анти» означает по-гречески «вроде», «вместо».

Далее Иоанн описывает внешний вид зверя. Вид зверя-антихриста совпадает с видом зверя сатаны в 17-й главе. Этим указывается их сродство и сходство. Антихрист находится всецело во власти дьявола, является его орудием и его олицетворением на земле.

Иоанн видит зверя с семью головами. Этим указывается на седмеричный круг земной жизни. Зверь – это царство сатаны на земле. Голова управляет всем своим телом, поэтому семь голов – это семь царей с их царствами, через которые сатана во все времена осуществлял свое господство на земле и потому полноправно мог называться князем мира сего (Ин. 12:31).

Об этих же семи царях мы читаем в 17-й главе. Под первыми шестью царствами можно разуметь: Египет, Ассирию, Халдею, Персию, Греко-Македонию, Римскую империю. Седьмым царством является царство самого антихриста. Из первых шести царств можно опустить Египет и ввести Сирию. Вообще в точном определении первых шести царств у толкователей существуют некоторые расхождения. Царями (головами) именуются: египетский фараон при Моисее, Сеннахирим Ассирийский, Навуходоносор Вавилонский, Кир Персидский, Александр Македонский, Антиох Епифан Сирийский, императоры Рима – Цезарь, Нерон, Домициан, другие и сам антихрист. Христос разрушил шестое царство: Римская империя приняла христианство. От времен первохристианства и до антихристовых сатана лишён своего царства на земле («изгнан вон»), – царствует Христос («тысячелетнее царство»). Но царство самого антихриста будет предварено десятью царствами, которые будут одновременно перед пришествием антихриста (17,12). Это означено десятью рогами, которые были на головах зверя. Это видение схоже с тем, которое имел пророк Даниил: «А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего... и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени» (Дан. 7:24–25). Перед пришествием антихриста будут десять основных государств, три из которых будут уничтожены антихристом, а остальные примут его. Точное перечисление этих десяти царств ныне невозможно, ибо Писание не дает на то никаких указаний. Эти цари явно откроются уже только во дни антихриста.

На рогах его было десять диадим. Диадима – знак царской власти и господства. Рог – символ силы и могущества. То, что диадимы не просто на головах, а именно на рогах, указывает на то, что своей власти зверь достигает исключительно насилием. А на головах его имена богохульные. Как и в видении пророка Даниила, одиннадцатый рог говорил слова высокомерные против Всевышнего (Дан. 7:25). Богохульные имена на головах зверя означают, что все выше названные семь царств в истории человеческой были богопротивными и через них сатана устроил свое царство на земле. Богохульные имена древних царств указывают особенно на их идолопоклонство, обоготворение их царей и нечестие. Но всех их превзойдет богохульство седьмого царя – антихриста, ибо он будет «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол. 2:4), он «придет во имя свое» (Ин. 5:43), имя мерзкое и богохульное.

Откр.13:2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва. Таков внешний вид зверя. Это перекликается с видением четырех животных пророком Даниилом (Дан. 7:3–6). Львом обозначается Вавилонское царство халдеев, его величие и царственность. Медведь – царство Персидское, его ужас, сила и упорство. Барс (или рысь в славянском переводе) – царство Александра Македонского, его стремительность и хищность. Четвертый зверь у Даниила означает Римского царя, который разрушил все предыдущие царства и создал свою великую империю. Римский кесарь (особенно Нерон) вообще прообраз антихриста. И то, что зверь-антихрист имеет здесь в себе черты и барса, и медведя, и льва, означает: он будет в себе содержать всю силу и мерзость всех предыдущих царств, превзойдет их и покорит их.

Сам антихрист – человек и всю эту силу и власть он будет иметь не от себя, но дал ему дракон (сатана) силу свою и престол свой и великую власть. Все это он будет иметь от дьявола как его наместник на земле. Силу свою (дьявольскую) – это те природные силы и свойства, которые дьявол имеет как ангел и бывшее высшее Божье создание. Престол свой, это – весь мир, ибо он князь мира сего. И великую власть, которую он имеет над миром. На Кресте Христос лишил дьявола престола и власти, но в кончину века на краткое время они снова даются ему. И дьявол всё это передаст антихристу и через него будет действовать.

13.3–4 И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. Антихрист во всем будет подражать Христу, но являть собой противоположность Ему. Как Христос родился от евреев, от Девы, так и тот родится от евреев и подражательно от девы, на самом же деле от жены скверной. Христос сказал о Себе: «Был мертв и се, жив во веки веков» (1,18), Он – «Агнец как бы закланный» (5,6), так и антихрист подражает Ему в этом – получает смертельную рану от меча (13,3.14) и исцеляется, как бы воскресает. Так он строит свое царство в противоположность царству Христа. Что же значит эта смертельная рана и исцеление (воскрешение) от нее? Понимать её можно двояко.

Во-первых, здесь можно разуметь лжечудо, которое совершит антихрист. Либо он сам, либо один из его высших сановников-князей, кто-то из них будет умерщвлен мечом, а потом воскрешен и исцелен от смертельной раны. Такое ложное воскрешение было некогда совершено Симоном-волхвом, родоначальником ересей, и обличено первоверховным апостолом Петром. В подражание Христу антихрист, чтобы увлечь за собой народы, совершит это лжечудо и тем покажет якобы свою власть над жизнью и смертью. Совершит он это обманно, либо разыграв всеми доступными ему земными средствами такую сцену, либо же привлечет к тому непосредственно силы преисподней.

Во-вторых, мы видим, как в древности одно царство, устрояемое сатаной, сменялось другим: Египет, Ассирия, Вавилон и т. д. Но вот одна из голов – шестая, Римское царство, получает смертельную рану Крестом Христовым. Сатана связывается в бездну и его уже как бы нет (17,8; 20,2–3), гаснут идольские капища, всюду водружается крест, воцаряется Христос. Небесное царство невидимо и духовно сходит на землю и покоряет сердца народов. Но мир все-таки не пожелал принять этого Владыку. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Тогда смертельная рана, нанесенная боговраждебной силе, начинает исцеляться. Начинается отступление от христианства (2Сол. 2:3). Это и магометанство, и эпоха Возрождения. Происходит возрождение того, что умерло через христианство. Возрождается древняя языческая культура. И дальше следуют богоотступничество, атеизм, нечестие, диктаторские режимы последнего времени. Все это – предвестники будущего восстановления сатанинского царства на земле. А мир все более дряхлеет. Все, что люди строят, – рушится. Люди постепенно теряют веру во всё – в Бога, царя, человека, самих себя. Все кумиры и идеалы рушатся. Всё более и более витает в умах многих ощущение близящейся катастрофы. Ныне человечество уже реально ощущает возможность своей гибели. И вот, когда разуверятся во всем и опротивеет всё, тогда придет антихрист со своей новой программой. Он вскроет все противоречия и недостатки предыдущих обществ, социальных систем и культур и предложит свое идеальное общество. Его примут как спасителя. Его приход и будет исцелением сатанинской раны. Выпускается сатана из бездны, исцеляется смертельная рана, нанесенная Крестом Христовым. Снова устанавливается царство сатаны на земле (в седьмой и последний раз), причем в невиданной прежде силе. Мнимо побеждается и тот тупик, в который ввело себя богоотступническое человечество. Таким образом, рана, нанесенная зверю мечом в Апокалипсисе, – это изгнание сатаны из мира (Ин. 12:31), отсутствие его царства на земле. А её исцеление – это последнее освобождение сатаны и установление им своего царства в лице антихриста. Люди же воспримут это иначе. Видя ту пропасть, в которую они катятся, деятельность антихриста они воспримут как воскрешение человечества от смертельной раны . И дивилась вся земля, следя за зверем. Все средства массовой информации будут работать на него. Вся земля будет следить за действиями нововосшедшей звезды и, видя все совершаемое, удивится. Тогда уже мало чем можно будет удивить людей, но тут будет дивиться вся земля. И это удивление перейдет в божественное поклонение и почитание антихриста и давшего ему власть дракону: и поклонились дракону, который дал власть зверю. Так, через антихриста сатана достигнет своей высшей и первоначальной цели – почитания себя как Бога (Ис. 14:13–14).

Частично этой цели сатана достигал в первых шести идолопоклоннических царствах, ибо поклонение идолу есть поклонение бесам (1Кор. 10:20). Потом христианство уничтожило это поклонение. В этом плане магометанство, безбожие и пр. не есть поклонение сатане, ибо они не чтут его и не поклоняются ему. Атеист, не веруя ни в Бога, ни в сатану, не поклоняется ни тому, ни другому. Поэтому атеизм, будучи послушным орудием сатаны, не может быть для него самоцелью. Атеизм – временное явление, находящееся между поклонением Богу и поклонением сатане. Современный атеизм возник фактически во Франции в XVIII веке в так называемую «эпоху просвещения». Атеизм уничтожает поклонение Богу, а потом сам будет уничтожен, и начнется поклонение сатане. Атеизм – это ноль при переходе от плюса (богопочитания) к минусу (культу сатаны). Но вот «рана исцелена» и начинается уже не прикровенное, а явное поклонение сатане как Богу в антихристовом царстве. Не лишается божеского поклонения и сам антихрист. Поклонившись дракону-сатане, который дал власть зверю-антихристу, люди и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? Он несравним, бесподобен и всесилен! Все бывшие до него – всё равно что детская игра в сравнении с ним – так воскликнут люди. Осмеяно будет всё, бывшее ранее, все религии, культуры, социальные системы и воинские силы! Люди будут думать, что достигли высшего, прекраснейшего и навеки нерушимого. XX век особенно продвинул людей в этом плане.

Откр.13:5 И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

Это совпадет с видением Даниила: «в роге (зверя) были глаза, как бы глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно. И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего» (Дан. 7:8,25). О том же пишет и апостол: «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Сол. 2:4).

И даны – то есть антихрист не своею силой достигнет этого, но и слова и действия его даны, попущены Богом. Что Бог даёт, разрешает ему сделать, то он и делает. Большего же, чем попущено от Бога, он совершить не может. И вот уста, данные человеку для прославления Бога, говорят гордо и богохульно. Гордость – первый грех сатаны. Гордость будет и последним его грехом. Он начал грешить тем, что захотел быть как Бог. Тем же он согрешит в последний раз. От гордости родились все грехи, в ней же они все и завершаются. Усугубление греха антихриста еще в том, что он будет не только говорить, но и действовать, и словами, и действиями будет хулить Бога. Но дано ему будет это делать только краткий срок – сорок два месяца, или три с половиной года (11,23; 12,6.14). Святые отцы все разумеют здесь буквально срок в 3,5 года, а не неопределенный промежуток времени (Ириней Лионский, блаженный Иероним, Андрей Кесарийский).

Откр.13:6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Выдавая себя за Бога, антихрист будет уничтожать и хулить все, что люди прежде почитали за Божественное и святое. И отверз он уста свои для хулы на Бога. Бесстыдству и нечестию антихриста нет предела. Его ничто не останавливает, и он отверзает свои уста даже для хулы на Бога и извергает тройную хулу, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.

Первым объектом хулы для антихриста будет всесвятое, великое и страшное имя Божие. А похулившего Самого Бога ничто уже не остановит, чтобы хулить и всё Божие. Жилище Его, это – небо, как мы и молимся: «Отче наш, сущий на небесах» (Мф. 6:9). Некогда сатана и ангелы были свергнуты с неба, и теперь в ярости хулят его. С другой стороны, «земной наш дом, эта хижина» (2Кор. 5:1). Жилище – это тело, в котором обитал Бог, тело Сына Человеческого, как и сказано, что «в Нем (во Христе) обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Так антихрист, утверждая себя богом, будет хулить Христа, Сына Человеческого. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1Ин. 2:22). Похулив Христа, он себя выдаст за Христа. Горе тем, кто всё еще ждет на землю Христа для спасения – они дождутся антихриста и примут его. И похулит также живущих на небе, святые неотмирные ангельские силы и духи праведников, достигших совершенства. Дивен Бог во святых Своих, а потому хулящий Бога будет хулить и Его святых. Протестантизм, отвергнув почитание святых, а иных святых и осмеивая, положил этому начало. Безбожие уже открыто и резко порочит святых. Антихрист тоже будет их хулить. Значит, не дают они ему покоя. «Вси святии, молите Бога о нас!» Так мы прикровенно видим здесь хулу антихриста на всю Пресвятую Троицу. Хула на имя Его – это хула на Отца, хула на жилище Его – это хула на Сына, хула на святых –это хула на Святого Духа (Деян. 5:3), ибо святые – помазаны Духом, Им живут и освящаются.

Откр.13:7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

И дано было ему вести войну со святыми и победить их. Война со святыми, с христианами велась во все времена. В страданиях и гонениях рождалась Церковь. Первые христиане и были первыми мучениками. Вели войну с христианами и варвары, и мусульмане, и безбожники. Но никогда не удавалось их победить. Всемогущая десница Божия всегда спасала Свой народ. Антихристу же будет дано, то есть не своею силой, а попущением Божиим победить их. Но и эта победа будет внешней, призрачной. Церковь будет исторгнута из общества, но не из сердец истинно верующих, которые и в то время останутся в пустынных и потаенных местах. Сейчас нам говорят, что религия исчезнет из общества. Что ж, они правы. Эта победа будет одержана сатаной и об этом возвещено в Писании. Но ужасен будет конец победителей и славен венец побежденных!

И вот, когда «будет взят от среды удерживающий теперь», то есть Дух Святой отступится от среды людей и останется уже только в избранных, «тогда откроется беззаконник» (2Сол. 2:7–8). И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. То есть после своей победы над христианами антихрист получит всемирное владычество. Это не означает, что вся земля будет представлять собой одно государство, но все государства и народы будут подчинены его верховной власти. Антихрист не заметит или не захочет заметить, что всё это лишь дано, и припишет всё это своей силе, власти и мудрости, потребует себе Божеского поклонения и добьется своего.

Откр.13:8 И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Все, кроме истинных христиан, запечатленных печатью Божией и записанных в книге жизни, поклонятся ему. Не устоит никакая идеология и никакая религия, кроме христианской. Евреи, мусульмане, индийские и другие восточные верования, все политические и идеологические партии и все народы воскликнут: кто подобен ему? Кто может сразиться с ним?! – и все поклонятся ему. Потому помолимся, да не изгладит Господь имена наши из книги жизни!

Слова от создания мира должно относить не к словам агнца закланного, но к словам имена которых не написаны в книге жизни. В русском переводе неправильно поставлена запятая перед словом «закланного». Здесь апостол Иоанн говорит о том предопределении святых к жизни, о котором говорит и Сам Спаситель: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословленные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34). И как пишет апостол Павел: «Он (Бог – Г. Ф.) избрал нас в Нем (во Христе – Г. Ф.) прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Откр.13:9 Кто имеет ухо, да слышит.

Описав все это и намереваясь еще описывать ужас последнего времени, Иоанн призывает своих читателей: Кто имеет ухо, да слышит. Это обычное для Евангелия и Апокалипсиса воззвание к бдительности, внимательности, и самоконтролю (Мф. 11:15; 13:9; Лк. 8:8). Как мало в наше время имеющих уши, чтобы слышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13:15).

Откр.13:10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Призвав внимать этим Божественным словам, Иоанн указывает на воздаяние: кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Этот закон справедлив во все времена. Совершающий насилие сам будет повержен. Что причинил другим, то и обратится на тебя, «ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Особенно эти слова исполнятся на самом антихристе. Как он пленит всех неугодных себе, так будет и сам навечно лишен свободы и ввержен в плен геенны огненной (19,20). Как он будет уничтожать и разрушать мечом, так и сам будет уничтожен мечом, исходящим из уст Божиих, когда его «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол. 2:8).

Здесь терпение и вера святых. Этими словами Иоанн показывает, что здесь на земле во время великой скорби антихристовой святым необходимы будут для спасения особенные терпение и вера. Без них в благоприятное время не спасешься, а тем более в такое тяжелое.

Первые десять стихов 13-й главы описывают первого зверя-антихриста. С одиннадцатого стиха начинается описание второго зверя-лжепророка.

Откр.13:11 И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

Как много было и есть антихристов (1Ин. 2:18), но в кончину века будет один, собственно антихрист, так много было и есть лжепророков, как о том говорит Писание: «Ибо восстанут, лжехристы и лжепророки» (Мф. 24:24; 7:15; Деян. 13:6; 2Пет. 2:1; 1Ин. 4:1), но в кончину века восстанет главнейший из них, собственно лжепророк (16,13; 19,20; 20,10). Как многие пророки пророчествовали о Христе, а один из них Иоанн Предтеча указал на Христа, так многие лжепророки своей деятельностью готовили путь антихристу, а один будет его непосредственным предтечей, укажет на него и научит людей ему поклоняться. Ириней Лионский и Андрей Кесарийский объяснили, что этот другой зверь и есть лжепророк. Этот зверь не антихрист, ибо он другой по отношению к нему. Не является он и самим сатаной, ибо действует перед сатаной (ст. 12). Далее в 16,13 дано четкое перечисление дракона, зверя и лжепророка.

Сатана во всем подражает Богу, ибо желает быть, как Бог, чтобы прельстить людей. Так как Бог есть Пресвятая Троица, то он в определенном смысле подражает Господу и в этом. Не будучи Троицей по существу сатана совершает это подражательно. Сам он подражает как бы Богу-Отцу. Как Бог послал в мир Своего Сына Иисуса Христа, так сатана посылает антихриста. А антихрист во всем внешне подражает Христу. И как мы исповедуем третье лицо Пресвятой Троицы – Духа Святого, «глаголавшего пророки», так нечистые духи вещают через лжепророков, пока не явится сам лжепророк последнего времени. Сатана, антихрист и лжепророк – вот прескверная карикатура лукавого на Божественную Троицу.

Иоанн видит зверя-лжепророка, выходящего из земли. Зверь-антихрист вышел из «моря», как из чего-то всегда волнующегося и меняющегося. Такова жизнь, породившая антихриста. Особенно уподобляется морю жизнь государственных и политических деятелей. Земля – это, наоборот, нечто постоянное и твердое. Таковым является в обществе во все века культ и порождаемая им культура. Корень слова «культура» – культ. Без корня нет слова, без культа культуры. Таким образом, лжепророк будет не государственным деятелем, а представителем культа и культуры, приготовляющим умы и сердца людей к принятию антихриста. Он будет вести идеологическую работу и являться верховным жрецом культа сатаны. Это не будет религия, направленная к небу, к вечности. Это будет земное мудрование, исходящее от земной скверной жизни, почему и видит Иоанн лжепророка, выходящего из земли.

Далее следует описать зверя-лжепророка. Он имел два рога, подобные агнчим. То, что этот зверь имел только два рога, означает, что он является низшим по отношению к антихристу, который является в виде зверя с десятью рогами. Два рога лжепророка будут подобны агнчим (5,6). Они будут не агнчие, но подобные агнчим. Опять сатанинское уподобление Богу. Предупреждал о том Христос: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7:15). С печалью говорил о том и великий апостол языков: «Ибо я знаю, что по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). В наивысшей мере таковым будет лжепророк антихриста. Подобно агнцу он будет иметь вид благочестия и возвещать вроде бы наивысшее и гуманнейшее учение. Но всё это будет ложь. И научит поклоняться не Божественному Агнцу, а посланнику ада, страшному зверю-антихристу. Сколь бдительны должны быть мы! В самых разных формах приходят пророки, «подобные» Агнцу. Это и различные еретики, предлагающие учения, подобные учению Агнца. Они и называются Его именем: «дети Божии», и исповедуют Его, и призывают к Нему. Только Христа они считают основой и центром своей веры, и все-таки их вера – только подобие веры Агнчей. Они не могут реально предложить Христа, а только Его подобие. Не случайно поэтому в сектах нет таинств, а есть только символы, подобия. Отравленное вино подобно чистому. Но испивший такую чашу – умирает. А потому нет у них спасения. Люди, не отличив Агнца от подобия Агнцу, гибнут. Овечья одежда прикрывает хищных волков. И неверующие люди также предлагают зачастую программы, цели и учения, подобные агнчим. Божественному Агнцу и Его учению уподобляются различные посланники Индии и Тибета (оккультисты, теософы). И люди оставляют Истину ради ее подобия. И гибнут...

Зверь-лжепророк говорил, как дракон. Уста пророков возвещали то, что говорил через них Бог Духом Святым (2Пет. 1:12). Лжепророк станет устами сатаны. Все его пророчества, видения и учения будут даны ему сатаной.

Откр.13:12 Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела.

Лжепророк будет не только говорить, словесно воздействовать на людей, но будет и действовать, ложными делами и чудесами увлекать народы. Он действует перед ним со всею властью первого зверя. Здесь видна подчиненная роль лжепророка. Он действует не от себя и не для себя. Он действует перед ним, то есть с ведома и воли антихриста, первого зверя, перед ним отчитывается и от него получает поддержку, помощь и силу. Свои дела пророк совершает со всею властью первого зверя, а первому зверю-антихристу «дано было» вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем (13,7). Эту власть, которую допустил Бог иметь антихристу, он передает своему пророку, чтобы тот подчинил ему души всех людей. И в этом подражание Христу, Который также Свою власть, полученную от Отца, передал Своим ученикам и апостолам (Мф. 28:18–19; Ин. 20:21–23). Этой властью, полученной от антихриста, лжепророк заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела. Как Иоанн Предтеча приготовил людей поклониться Агнцу, имеющему быть распятым и воскреснуть, так лжепророк приготовил людей поклониться антихристу, так же подражающему Христу, но лжесмертью и лжевоскресением.

13.13–14 И творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле.

Вера нуждается в удостоверении чудом. И вера в антихриста также будет нуждаться в этом. Сейчас нам говорят: покажите чудо, и мы будем верить. Что ж, великие чудеса будут совершены лжепророком – и поверят. Написано: и творит лжепророк великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле. По своему эффекту и грандиозности чудеса лжепророка названы великими. О такой чудотворной деятельности говорил и Христос: «Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24:24). А апостол Павел пишет, что пришествие антихриста «по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Сол. 2:9–11). Какова природа ложных знамений и чудес, определить трудно. Это может быть и обман, и наваждения, и инсценировки, и явления, совершённые с помощью науки, и действительные чудеса, совершенные дьявольской силой, как, например, чародейства, колдовство, магия. Для великого отступления нужны будут и великие чудеса. И вот Иоанн описывает чудо, которое будет совершено лжепророком: огонь низводит с неба на землю. Это чудо всегда было особым знаком Божественности, удостоверением схождения небесного на землю (Быт. 15:17; 3Цар. 18:38; 4Цар. 1:10,12; Лк. 9:54). Совершил это чудо и сатана в Ветхом Завете, когда он по попущению Божию низвел огонь с неба и попалил стада праведного Иова (Иов. 1:16). К тому же и пророки Илия и Енох будут поражать огнем своих противников. Чтобы противостоять им, лжепророк будет совершать подобные знамения (Исх. 7:11–12,22) и низведёт огонь с неба. (Возможно, чудом низведения огня на землю лжепророк будет пытаться противостать явлению схождения благодатного огня на Гробе Господнем в Иерусалиме – Г. Ф.).

Но это чудо будет совершено перед людьми, а не перед Богом, ибо это – лжечудо, и не есть проявление высшей реальности неба, а целиком рассчитано на эффект перед людьми, на то, чтобы обольстить их. Все эти ложные чудеса лжепророк совершит, чтобы обольстить живущих на земле. Ему не дастся обольстить тех, которые, ходя по земле, душой живут на небе и там имеют свое сокровище, которых жительство на небесах. Те же, которые не только телом, но и душой живут на земле, только о земном помышляют и к земному прилепляются, те будут обольщены лжепророком и примут антихриста. Поэтому, «не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19–21).

Так лжепророк будет творить свои знамения перед антихристом.

13.14–15 Говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

Как в христианстве есть иконопочитание, есть иконы Спасителя, Божией Матери, святых, так будет создана и икона антихриста и учреждено поклонение ей. Здесь мы явно видим, что общество антихриста будет не безрелигиозным, а с новой религией, с явным культом сатаны. Лжепророк добьется не только почитания антихриста, но даже и его иконы. Честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу. Так и поклонение иконе антихриста будет особой формой поклонения антихристу. Собственно, это будет финалом идолопоклонства. Прежде приносившие жертвы идолам приносили их фактически бесам (1Кор. 10:20). Здесь же поклонение будет оказано не идолу, а непосредственно иконе антихриста, посланника сатаны. История повествует нам, что человеческий разум может доходить до такого безумия, как оказание Божеской почести человеку. Есть примеры римских императоров – Калигулы, Нерона, Домициана, Декия.

Лжепророк не только добьется от людей поклонения иконе антихриста, но и дано ему было вложить дух в образ зверя. О всех действиях лжепророка сказано: дано ему было, то есть все это он совершает не собственной силой, но по попущению Божию делает всё силой сатаны. Мы видим, что ему будет дано даже оживотворить икону антихриста. Речь статуи была для язычников явным знамением присутствия в ней божества и возбуждала перед собой трепет и поклонение. Есть повествования, что волшебством бесы говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод, даже, бывало, и через мертвые тела. Симон-волхв показал римлянам, как восстают мертвые, через тех, коих он воскресил сам. При этом присутствовал апостол Петр и обличил его обман. Именно так, пожалуй, следует себе представлять и говорящую икону антихриста, а не как какое-нибудь изобретение техники вроде телевидения и подобного ему. Образ зверя, в который лжепророк вложит бесовский дух, говорил хульное на Бога. Когда люди увидят эту говорящую икону, то в суеверном страхе поклонятся ей. К тому же образ зверя не только говорил, но и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. Каким образом будет совершаться это действие иконы, нам сегодня трудно представить. Ясно только, какой ужас это произведет среди людей. И поклонение будет уже не из почитания и любви, а из панического страха. Таким образом будут уничтожены все религии, политические партии и общества, не признающие антихриста. Кто не подчинится ему добровольно, тот будет к этому принужден, или же его уничтожат. Так антихрист уничтожает всех своих противников и соделывается всемирным владыкой и богом века сего.

Господь говорил: «Увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте» (Мф. 24:15). В высшей мере это исполнится при антихристе, когда он сам сядет в Иерусалимском храме, а его говорящая и убивающая икона будет установлена во всех церквах. Об этом Иоанн Златоуст пишет, что антихрист «сядет в храме Божием, не иже во Иерусалиме, но и в церквах», или: «нетокмо во Иерусалиме, но и в церквах Божиих» 9.

13.16–17 И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

Здесь видим дальнейшие действия лжепророка по приведению всех к престолу антихриста. По обычаю древних римлян воины иногда выжигали на своих руках и на лбу имена своих предводителей, а рабы (добровольно или насильно) – имена своих господ. Принятие знака есть принятие того, что этот знак обозначает. Различные общества имеют свои знаки, и вступившие в эти общества принимают их и обязуются исполнять уставы и правила общества. Имеет свой знак и христианство: «Дал еси боящимся тебе знамение, еже убежати от лица лука» 10. Это знамение креста. Святой Василий Великий пишет: «Из сохранённых в Церкви догматов и проповеданий, некоторые мы приняли от апостольского предания по преемству в тайне... прежде всего упомянуто о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа Иисуса Христа знаменилась образом креста» (прав. 9). О совершении христианами крестного знамения пишут уже древнейшие писатели Тертуллиан и Лактанций. Многие святые отцы именовали крестное знамение печатью Христовой. «Это нам печать, которой от язычников и иудеев отличаемся», – говорил Амвросий Медиоланский. Крест – это «знамение Сына Человеческого» (Мф. 24:30). В противоположность печати креста и печати Животворящего Духа Святого христиан (7,2) (2Кор. 1:21,22) антихрист предложит свою печать. По приказанию лжепророка все люди должны будут принять ее. Это будет возможным благодаря всемирности и централизации антихристова государства. Об этом пишет Ефрем Сирин: «И будет полагать свою печать сей скверный ни на каком бы то ни было члене тела, но, чтобы не затруднялись сим, будет полагать ее на правой руке человека. А так же и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего, и также не мог назнаменовать у себя на челе, без сомнения страшное и святое имя Господне и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злосчастный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает крестом все члены наши, а подобным образом и чело на верхе своем носит Спасительное знамение, как священник носит на себе светильник света. Итак, братия мои, всем верным и сильным христолюбивым предлежит страшный подвиг, чтобы ни однажды не уступить до часа смертного, и не изнемочь, когда змий будет начертывать печать свою вместо Креста. Ибо всеми способами будет ухищряться, чтобы имя Господа и Спасителя – сие всесвятое и пречистое имя, вовсе не было именуемо во времена змия. Сделает же сие немощный, страшась и трепеща святой силе Спасителева имени. Ибо кто запечатлевается Его печатию, тот не будет пленником его мечтаний, от таковаго не отступит Господь, но будет просвещать его сердце и привлечет к Себе». Сердце, не запечатленное Духом Святым, осквернится печатью антихриста. Запечатление антихристом правой руки означает также пресечение правых дел, а запечатление чела – прельщение ума.

Запечатление антихристовой печатью будет независимо от общественного положения, богатства – всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание. Здесь мы, кстати, снова видим, что до самого конца остается в обществе деление на богатых и нищих, свободных и рабов. Это деление, внесенное в мир грехом, не может быть изменено никакими социальными преобразованиями, реформами, переворотами, прогрессом...

Как именно положено будет начертание, об этом нет никаких указаний в Писании. Это откроет само время, когда все это совершится. Указано только, что это начертание будет либо имя зверя, либо число имени его. В этом собственно нет никакой разницы, так как по еврейскому и по греческому обычаю буквы означают и цифры, так что известное сочетание букв можно прочитать и как слово, и как число.

В различные времена существовали самые разные попытки определить печать антихриста и выдать за нее какое-то современное явление. Так объявлялись печатью антихриста четвероконечный крест, троеперстное крестное знамение, герб Российского царя, паспорта, деньги, нечестие, ереси, церковные таинства, партбилеты. Но все подобные мнения никак не соответствуют ни учению Священного Писания, ни разумению святых отцов. Ни одно из этих мнений нельзя согласовать с тем, что говорит о печати антихриста Писание. Другое дело, что нечестие, ереси, богоотступничество и различные государственные и общественные системы действительно подготавливают почву для той реформы, которая будет осуществлена лжепророком в царстве антихриста. И сегодня нам уже совсем нетрудно представить себе, как бы это можно было осуществить. Но не будем гадать, а оставим самим грядущим событиям сказать свое слово.

Необходимо уяснить, что, как апостол, кроме антихриста, «что придет», указывает на то, что «и теперь появилось много антихристов» (1Ин. 2:18), так и кроме печати, что будет в кончину века начертана на нечестивых, поклонившихся антихристу, и теперь есть много печатей, которыми запечатлеваются неверные. Всякое неправое дело есть запечатление правой руки, а неправая мысль – запечатление чела духом антихриста. Самого антихриста еще нет, но его дух и ныне действует в сынах противления. Нет еще и той апокалиптической печати, но и теперь запечатлевают ею нынешние лжепророки нечестивых. На Страшном суде на всех нечестивых обнаружится начертание антихриста. Тогда они спросят: когда же мы его принимали? И ответит им праведный Судия: когда не исповедовали Меня, когда грешили и не каялись, когда безумно проводили время всуете, увеселениях, разврате (Мф. 25:41–46).

Апостол Павел некогда говорил: «Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Это будут хорошо знать антихрист и лжепророк. А потому лжепророк сделает то... что никому нельзя будет ни покупать ни продавать кроме того, кто имеет это начертание. Легче всего заставить человека согрешить «ударом по карману», экономическим давлением. Человек прилепился к земному так, что ради него он готов и душу свою продать. Не принявшие начертания антихриста окажутся, собственно говоря, вне общества, а таковых общество всегда карало. Как сейчас без документов, удостоверяющих личность, человек фактически в обществе жить не может, так будет и тогда. Без начертания имени антихриста нельзя будет ни покупать ни продавать, а значит, нельзя будет пользоваться ничем, что имеет общество. Только пустынные места, пещеры и ущелья гор приютят тогда верных Христу. Мужайся, душа, и готовься к великим испытаниям!

Если теперь даже приносившие жертвы идолам и отрекавшиеся от Христа и Бога могут покаяться и получить прощение от Бога и Церкви, то принявший начертание зверя становится при жизни сыном геенны. Это будет смертельный грех, которому нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Это будет хула на Духа Святого и всю Пресвятую Троицу в высшей мере (Мф. 12:31–32), ибо антихрист отверз «уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (13,6). Это же должны будут сделать все, принимающие его начертание. Поэтому о принявшем печать антихриста Ипполит Римский пишет: «Прелестнику приложится, и тому единому послужит, понеже таковому покаяния несть: всяко убо яве, яко погибе от Бога и от человек».

Откр.13:18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

В кончину века имеющие мудрость христиане смогут и по имени определить антихриста. Это будет для них окончательным удостоверением в том, что явившийся владыка мира и есть антихрист.

Число человеческое – этим указывается, что антихрист будет обычный человек с человеческим именем. Число этого имени и приводит Иоанн. Каждой букве у евреев и греков соответствовало число. Сумма всех чисел, соответствовавших буквам слова, считалась числом этого слова. Таким образом, число шестьсот шестьдесят шесть χξζ есть число имени, которое будет носить антихрист. Об этом имени прескверного говорил и Христос: «Иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). По некоторым древним спискам это число читается как шестьсот шестьдесят шесть (666), по другим, как три рядом стоящие цифры «шесть»: χξζ (шесть, шесть, шесть). Эти два чтения не представляют собой различия по существу. Есть списки с числом 616 – χτζ. Но это чтение решительно отвергнуто авторитетным заявлением Иринея Лионского , прямо ссылающегося на Предание.

Существует очень много попыток объяснить число 666 символически. Например: первая шестёрка – число дней творения мира Богом и дней человеческого труда, вторая – отрицательный момент, как указание на то, что не имеет свойства Божественного совершенства, третья – означает боговраждебное стремление обладать миром. Ясно, что все такие толкования страдают одним общим недостатком – полной произвольностью. Такое нельзя ни доказать, ни опровергнуть, придумать же таких толкований можно сколько угодно.

Неверно и понятие, что число 666 обозначает время пришествия антихриста. Неверно потому, что здесь это число употреблено явно в связи с именем антихриста. К тому же число 666 никак не отождествить с действительным временем прихода антихриста в мир. Таким образом, число 666 должно разуметь исключительно как число имени. Так учили древнейшие толкователи Апокалипсиса святые Иустин мученик, Ириней Лионский, Ипполит Римский, Андрей Кесарийский.

Много было и попыток точного определения имени антихриста. Есть ряд имен, число которых 666. Таковы: Лампетис (Λαμπετις) = освещенный, Титан (τειταν) = солнце, Латинник (λατεινος), Венедикт (Βενεδικτος) = благословенный, возможно, в подражание воистину благословенному Христу. Кроме того, толкователи, которые видят под апокалиптическим зверем личности римских императоров Нерона или Диоклетиана, нашли, что числу 666 соответствует «Нерон Кесарь» и «Диоклетиан Август». На Нерона указывает в своей статье «Откровение» Ф. Энгельс.

Но в этом две натяжки. Во-первых, почему в книге, написанной по-гречески, имя зверя должно читаться по-еврейски? Во-вторых, почему берется не просто человеческое имя, но имя и титул (кесарь, август)? Хотя император Нерон действительно может рассматриваться как прообраз антихриста. Нерон – первый великий гонитель христиан, антихрист – последний. Помимо собственных имен можно указать и нарицательные имена, имеющие тоже своим числом 666. Это: «худой руководитель» (κακός ὀδηγος), «древний завистник» (παλαι βασκανος), «истинно вредный» (ἄληθως βλαβερός), «неправедный агнец» (άμνός ἄδικος).

Таким образом, предсказать, какое же именно будет имя у антихриста, невозможно. И нам дано это число не для того, чтобы пророчески предсказать имя антихриста, а для того, чтобы, когда он явится, точно убедиться, что это он. Ириней Лионский даже предупреждает: «Немалая опасность угрожает тем, которые ложно присваивают себе знание этого имени антихриста, ибо, если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты, думая будто еще нет того, кого надлежит остерегаться». Причину же того, почему имя антихриста не записано явно, святой Ириней называет такую: «Иоанн показывает число имени антихриста, имя же его умолчал, потому что оно недостойно быть возвещенным от Святого Духа». А святой Андрей Кесарийский пишет: «Божественная благодать не соизволила, чтобы в Божественной книге было написано это пагубное имя».

Возможно, что есть какая-то связь с антихристом у Адоникама, вернувшегося с Зоровавелем из Вавилонского плена, о котором сказано: «Сыновей Адоникама шестьсот шестьдесят шесть» (1Езд. 2:13). Число 666 встречаем еще в Третьей книге Царств: «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых, сверх того что получаемо было...» (3Цар. 10:14–15). Как семь – число Божественной полноты, так шесть – число антихриста. 666 – сатанинская полнота, как тройное повторение шестерки. Ириней Лионский указывает также на значение числа 666, замечая, что одинаковое повторение числа шесть трижды означает восстановление антихристом всего богоотступничества, которое было в начале, середине и будет в конце времён 11.

Как имя Иисус было общеупотребительно в Ветхом Завете и стало спасительным (Деян. 4:12) и страшным для бесов только с пришествием в мир Самого Богочеловека, так и имя антихриста сейчас, возможно, общеупотребительно, а приобретёт всю сатанинскую силу и станет прескверным только с явления антихриста.

Так святой Иоанн описал царство антихриста – самое мрачное время бытия человечества.

Интересно указать число имени Иисус – (Ι = 10, η = 8, σ = 200, ο = 70, υ = 400, ς = 200). Имеем 888. О имени Девы Марии есть такое повествование: «Когда у эллинов был весьма великий голод, воздвигли храм. Воздвигнув вошли в кумирницу вопросить Аполлона, кумира своего, в честь какого бога наречь сей храм. Скажи нам, о пророчествующий Аполлон! Чей будет этот храм и чему надлежит быть? Аполлону же не попущено было молчать, но опаляемый от обеих сторон неизреченной силой, он ответил им, говоря так: я поведаю вам единого Бога Вышнего Царя, Которого Слово без истления в Пречистой Деве носимо будет, Тому будет храм этот. Имя же девицы дважды по 70, дважды 6» 12. (70 х 2) + (6 х 2) = 152. И действительно число имени Мария – 152.

Приложение 4. Опровержение адвентистского учения об антихристе как о Римском папе

Это небольшое отступление взято целиком из книги И.А. Кальнева «Обличение лжеучения русских сектантов-рационалистов» 13.

Эсхатологический момент играет особенно важную роль в вероучении сектантов-адвентистов. Их учение об антихристе выглядит так. Раньше второго пришествия Христа должен явиться антихрист, который и есть папство Римской церкви, что видно из нижеследующего: судьба земных царств до конца мира, говорят адвентисты, указана в образе истукана (Дан. 2:31–44) в пророческой книге – Откровение святого Иоанна. По пророчеству Даниила, начиная с Вавилона, должны просуществовать на земле до пришествия антихриста 4 главные царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, каковые и просуществовали одно за другим. Эти царства изображены у Даниила еще под видом 4 зверей (гл. 7), из которых 4-й означает последнее римское царство; десять рогов у четвертого зверя (7,7) означают десять царств, образовавшихся из Римской империи между 356 и 483 годами по Р. X. (гунны, остготы, вестготы, франки, вандалы, свевы, бургунды, англосаксы и лангобарды), из которых потом образовались европейские государства. Возникший между 10 рогами маленький рог, имеющий глаза, как бы человеческие, и говоривший высокомерные слова против Всевышнего (Дан. 7:8), это тот зверь, о котором говорится и в Откровении, что «отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их» (Откр. 13:6–7), этот антихрист «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом» (2Сол. 2:3–4), и все черты зверя и его действия всецело относятся к Римскому папству, что доказывается и историей папства, и его характером. Известно, что римская Церковь с ее папством возникла из развалин римского язычества, когда после восстания 10 царств римский император Юстиниан в 533 году особым указом утвердил ее и дал ей неограниченную власть над Римом и всем христианством.

О малом роге говорится у Даниила, что этот рог вел войну со святыми и превозмогал их (Дан. 7:21), и это сбылось на Римской церкви: миллионы замученных христиан по приказанию пап, какими были, например, вальденцы, альбигойцы, гугеноты, Гус, Иероним с их последователями, и сотни тысяч замученных римской инквизицией – подтверждают это. Об этом роге сказано еще, что он, ведя войну против святых, возмечтает у них отменить праздничные времена и закон (Дан. 7:25), и это сбылось на папстве, которое ввело воскресный день и нарушило закон о праздновании субботы.

Маленький рог, или антихрист, «имел глаза, как бы человеческие», это – римские ксендзы, иезуиты и различные монашеские латинские ордена, подсматривающие за совестью христиан, и через исповедь выпытывающие у них всё, что нужно для пользы папства. Об антихристе сказано, что он имел «уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7:8), что он «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» (2Сол. 2:3–4) и что он «отверз уста свои, чтобы хулить имя Его» (13,6–7). Все это буквально сбылось на Римской церкви и ее папах, которые объявили себя непогрешимыми, наместниками Христа и стали за деньги (индульгенции) отпускать людям даже будущие грехи. Папа Иннокентий III писал, например, так: «Он (Христос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землею преклоняются пред Ним, точно так должен каждый быть послушным и служить Его наместнику», то есть папе. Христос же иначе говорит о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

Владычество антихриста, то есть папства, учат далее адвентисты, должно продолжаться до «времени, времен и полвремени» (Дан. 7:25; Откр. 12:6,14; 13:5), то есть 3,5 пророческих года, или 42 пророческих месяца, или 1260 лет (Чис. 14:34), так как, согласно Писанию, пророческие дни должно считать за годы (Иез. 4:2–6).

И время владычества папства, действительно, равняется 1260 годам. В самом деле, Юстиниан установил католическую церковь и дал папам неограниченную власть особым указом в 533 году, но началась она только в 538 году, когда, во исполнение пророчества Даниила, что после 10 царей «восстанет иной, отличный от прежних (папа), и уничижит трех царей» (Дан. 7:24), были покорены герулы, вандалы и остготы, изгнанные из Рима.

В этом году папство получило «престол свой и великую власть» (Откр. 13:2). Следовательно, с этого года и нужно считать 1260 пророческих лет, конец которых приходится на 1798 год, когда у антихриста, согласно пророчествам, отнята власть «губить и истреблять до конца» (Дан. 7:26; Откр. 13:10), ибо в этом, именно 1798 году, французский генерал Бертье двинулся с войсками на Рим, взял в плен папу Пия VI и тем уничтожил власть папства. Его глава как бы смертельно была ранена, однако «смертельная рана исцелела» (Откр. 13:3): папство продолжает существовать, лишенное даже последней власти королем Италии Виктором Эммануилом. Но антихрист, то есть папство, все-таки будет скоро совершенно уничтожено. Его уничтожают адвентисты своим учением.

Объяснения православного

Все хитросплетения адвентистов, силящихся, на основании свидетельств Священного Писания и истории Церкви, доказать, что пришествие Христово и кончина мира уже будто близко, ибо появился уже антихрист в мире, в виде римского папства, при истинном же свете Священного Писания и истории Церкви оказываются плодом праздного ума и вымысла человеческого.

Прежде всего у адвентистов совершенно ложный взгляд на самого антихриста, который, по их учению, будто уже пришел и царствует в мире в виде папства.

Антихрист не есть целый ряд личностей, хотя бы, например, и римских пап, как утверждают адвентисты, он – одно определенное лицо, – «человек (а не «человеки») греха, сын (а не «сыны») погибели» (2Сол. 2:3). И Сам Господь говорит неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной (а не «иные», как например, папы) придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43). Следовательно, антихрист это – не ряд сменяющих друг друга и многие века личностей, а одна личность, имеющая явиться в одно определенное время.

Несравним антихрист с римскими папами по характеру своему, по учению и по делам своим.

Об антихристе сказано в Писании, что он – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». Но адвентисты на протяжении всей истории Церкви римской не могут, при всем своем желании, указать ни одного папы, который бы, считая себя выше истинного Бога, сел бы в храме и объявил себя Богом, не могут указать, ибо ничего подобного никогда не было и не могло быть: как ни высокомерны бывали римские папы, как ни горды и ни властолюбивы, но они все же – христиане, верующие в Бога Отца, и Сына и Святого Духа, поклоняющиеся единой и нераздельной Святой Троице и этому же учащие христиан-католиков.

Затем – об антихристе апостол говорит, что его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» (2Сол. 2:9), что и единомышленный с антихристом второй зверь будет совершать великие чудеса «и творить великие знамения, так что и огонь будет низводить с неба на землю пред людьми». Ничего подобного никто из пап не совершал и не мог совершать.

Далее – об этом втором звере говорится в Откровении, что «он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на число их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его», то есть антихриста (Откр. 13:16–17).

Но мы знаем, что никакой подобной печати римские папы не имели и на правую руку католикам не полагали, и знаем, что по всему миру, и в Италии, и в самом Риме, покупают и продают не только католики, а все, кто занимается куплей и продажей, и сами адвентисты, хотя никакой печати папской на правой руке не имеют.

Что касается отмены субботы и введения празднования христианами воскресного дня, то это произошло гораздо раньше 538 года. Ведь адвентисты сами утверждают, что отмена субботы и почитание воскресного дня произошли при Константине Великом, после его вердикта об этом, изданного в 321 году, хотя и это утверждение адвентистов ложно, ибо празднование воскресного дня началось с первого века христианства, о чем есть многочисленные исторические указания. (Воскресный день христиане почитали изначально с I века, а в 321 г. этот день стал праздничным в империи – Ред.).

Также совершенно ложно учение адвентистов и о времени явления антихриста и продолжительности его власти на земле, какую они видят в папской власти.

Прежде всего совершенно неверно и произвольно считать пророческий день за год и определять продолжительность существования антихриста на земле 1260 лет.

Трехдневное пребывание пророка Иона во чреве кита пророчески прообразовало собой трехдневную смерть Спасителя, Который, упоминая об этом, тоже пророчески так говорит о Своей смерти: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Если адвентисты считают пророческие дни за годы, то должны принять тогда нелепую мысль, что Христос был во гробе целых три года и только потом воскрес.

Если неверны основания времяисчисления у адвентистов, то совершенно ложны и все их вычисления, касающиеся времени явления антихриста, каковым они считают 538 год, и предсказания о времени второго пришествия Христа. Не удивительно, что и сами адвентисты не могут столковаться между собой по последнему вопросу. Так, основатель адвентизма Виллиам Мюллер дважды предсказывал год пришествия Христа – сперва 1843 год, а потом – 22 октября 1844 года, но оба его предсказания оказались ложны; после чего сам Мюллер от досады и стыда вскоре умер, а из 50 тысяч его последователей в Америке 35 тысяч отпали, увидев в Мюллере самообольщенного лжепророка. После Мюллера адвентисты стали осторожнее указывать на время скорого пришествия Христа, но все же более горячие головы продолжали предсказывать различные годы кончины мира. Так, например, адвентист Эдвин Дайманд, проповедник из Гонолулу, одного из Гавайских островов в Тихом океане, в книге «Откровение» предсказал, что конец мира должен наступить в 1910 году, когда от кометы Галлея оторвутся несколько камней весом в миллионы и биллионы тонн и упадут на нашу Землю. Но Дайманд ошибся: 1910 год миновал, а Земля существует. Некоторые из адвентистов указывали на 1914 год... Но уже само их разногласие по данному вопросу показывает, насколько их предсказания заслуживают внимания.

Совершенно ложно учат адвентисты и о продолжительности времени действия антихриста на земле.

Прежде всего в Писании ясно говорится, что антихристу «дана власть действовать 42 месяца» (Откр. 13:5), то есть 3,5 года, и что жена убежала от него в пустыню на «тысячу двести шестьдесят дней», что составляет тоже 3,5 года, или как то и другое событие определяет пророк Даниил и тайновидец Иоанн словами: «время, времена и полвремени», то есть год, два года и полгода, по объяснению большого знатока Писания и еврейского языка блаженного Иеронима и святого Кирилла Иерусалимского (Твор. св. Кирилла Иерусалимского, 15-е Огласит. слово). «Сорок два месяца, – учит истолкователь Откровения святой Андрей, архиепископ Кесарийский, – показывают, что, попущением Божиим, три с половиной года будет иметь власть хулить Бога и озлоблять святых».

Папство же, по объяснению самих же адвентистов, существовало на земле 1260 лет: от 538 до 1798 года, когда папа Римский был взят в плен французским генералом Бертье. Разница во времени огромная.

Сам Спаситель говорит, что последние бедствия людей будут непродолжительны: «если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:22). И в Откровении говорится, что дьявол сойдет на землю, «в сильной ярости, зная, что немного остается ему времени» (Откр. 12:12). Следовательно, утверждение адвентистов, что антихрист уже действовал на земле, в лице папства, 1260 лет, противоречит и пророчеству Даниила, и Откровению Иоанна Богослова, и словам Самого Христа, из которых ясно видно, что действия антихриста не будут долговременны: для проявления его ярости «немного» останется ему времени – всего 42 месяца, или 1260 дней, ибо по милосердию Божию, «ради избранных сократятся те дни».

Что касается последней участи антихриста, то она будет зависеть не от хвастливых адвентистов, уверяющих, что он окончательно погибнет, пораженный их учением, а от победы над ним Спасителя мира, Который, как говорит Слово Божие, «убьет (его) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Сол. 2:8).

Не замечают адвентисты и ещё одной несообразности в своем учении о продолжительности губительного действия антихриста на земле. По учению Откровения, тотчас после убиения антихриста и с ним лжепророка, которые будут «оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою, а прочие убиты мечом» (19,20–21), начнется Суд всеобщий (20,4). Если допустить вместе с адвентистами, что время владычества антихриста (папства) продолжалось с 538 года 1260 лет и окончилось в 1798 году, то как же папы более уже ста лет (ныне уже почти 200 лет) продолжают управлять многомиллионным католическим народом? Ведь они давно уже должны были исчезнуть с лица земли...

Кроме того, из Откровения мы знаем, что во время царствования антихриста (по-адвентистски – папства), когда смертельная рана его заживет, что в истории папства, по толкованию адвентистов, должно наступить тотчас после пленения Пия VI, – должен появиться другой зверь, который будет творить великие чудеса: он будет низводить огонь с неба (13,13), оживотворит образ антихриста и заставит людей поклоняться ему, а кто не исполнит этого, тот будет убиваем образом зверя (ст. 13,14–15). Когда же, спросим адвентистов, и где всё это было? – Пока еще не было нигде и сейчас не замечается.

Таким образом, и история Церкви, и жизнь современной католической Церкви, и Слово Божие ясно опровергают ложное учение адвентистов.

* * *

7

Слово о кончине мира, п. 22.

8

Слово 38, на пришествие антихриста.

9

Апост. толк., зач. 275.

10

Пс. 5:6, в славянском переводе LXX.

11

Против ереси, V, 30.

12

Книга Кирилл. 30. 118.

13

Одесса, 1914 г., изд. 2-е, стр. 495–502.


Источник: Толкование на Апокалипсис / Протоиерей Геннадий Фаст - Красноярск: Енисейский благовест, 2004. - 496 с.

Комментарии для сайта Cackle