протоиерей Геннадий Нефёдов

ИСПОВЕДЬ IV. Проникновение в глубины человеческого сердца руководящей силы Евангелия. По беседам преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского (1773–1846).

1. Угрозы и треволнения житейского моря

Для спасения человеку необходима руководящая и жизнеутверждающая сила Евангелия. По слову архиепископа Антония, оно «нужно не для одних монахов; мирские люди находятся в житейском море; кораблец их угрожает частыми треволнениями. Если не будут держаться Слова Божия и полагать его в основание своих мыслей, чувствований и поступков, то погибнут, не доплывут к желаемому отечеству – к небесам».

Господи, и мы, находясь в житейском море, часто испытываем угрожающие нам треволнения. Испытывая перед ними страх и недоумение, мы еще не приучили себя держаться Слова Божия так, чтобы полагать его благодатные указания в основание наших мыслей, чувствований и поступков. Господи, прости нас, что мы не держимся заданного Евангелием Христовым курса, пролагающего нам путь к желаемому отечеству – к Небесам.

На этом пути, приближающем нас к Богу, важное место отводится благочестию. Подвиги благочестия способствуют созиданию в нас добродетельности и человеколюбия, или через исполнение воли Божией открывается в нас истинное благородство, а в перспективе – слава, которая выше земных почестей.

Господи, благочестие еще не стало основной темой нашей жизни, и его плоды – любовь к добродетели и людям – еще крайне слабо заявляют о себе в нашем сердце, удерживая в нас рост истинного благородства – исполнения воли Божией. Прости нас, Господи, за отсутствие у нас подвигов благочестия и исполнения Твоей, Боже наш, воли.

Опираясь на опыт спасения, которым делится с нами преподобный Антоний Великий, Владыка знакомит свою паству с тремя путями, ведущими людей к Небесному Царствию. Говоря современным языком, Владыка указывает три темы, обдумывая и раскрывая которые усилиями своей жизни, мы сможем не уклоняться от путей спасения. Одни люди, – говорит Владыка, – от юности возлюбили Бога и всем сердцем работают Ему, – это первый путь спасения. Другие к тому побуждаются страхом будущих мук и ожиданием неизреченных радостей, – это второй путь. А иных по Своему милосердию Господь спасает, посылая им болезни и разные бедствия, которые их исправляют и приводят к добродетели, – это третий путь.

Господи, мы не отдаем себе отчета о существовании трех путей, ведущих к Небесному Царству. Прости нас, Господи, что оказываясь в определенных жизненных ситуациях, мы не рассматриваем указанные темы, как руководство к благочестивым действиям: в одном случае, мы не вспоминаем о нашей любви к Богу и желании всем сердцем работать Господу; в другом – забываем, что страх будущих мук и ожидание неизреченных радостей способны пробудить в нас желание работать Господу, и потому оставляем этот путь; в третьем случае – болезни и разные бедствия, посылаемые нам по милосердию Божию для нашего спасения, мы не используем для собственного исправления и утверждения в себе желания стать добродетельными.

Прости нас, Господи, что неохотно обдумываем пути нашего спасения, не размышляем на заданные темы и остаемся холодны к деланию добра и всецелому служению тебе, Господу нашему и Спасителю.

Известно, что люди бывают порочные и добродетельные. Различают их по их думам и делам. «Порочный думает, – говорит Владыка, – что никто его не видит, когда он предпринимает или делает зло в уединенном месте. Он ошибается. Бог все видит; Ангел-хранитель есть всегдашний свидетель наших дел. Горе грешнику!»

Господи, прости нас, что думаем о совершаемом грехе и зле в уединенном месте, будто бы там нас никто не видит. Но Ты-то нас видишь, и Ангел-хранитель видит. Прости нас за наше забвение о Тебе, и об Ангеле-хранителе, и о том, что мы и в уединенном месте видимы Вами.

«Добрый делает добро не только в присутствии других, но и, находясь наедине, ибо он имеет в сердце страх Божий, боится оскорбить преступлением всеведущее око Божие. Радость праведной душе!»

Господи, хочется и нам делать добрые дела не только в присутствии других, но и находясь наедине. Но к большому нашему огорчению, мы не всегда имеем страх Божий в сердце, не всегда боимся своими преступлениями оскорбить всевидящее око Божие. От этого и радости нет в нашей душе! Прости нас, Господи, что знаем, как надо правильно делать добро, но не делаем.

Иногда бывают у людей такие состояния души, в которых они не имеют покоя от нечистых, лукавых, законопреступных помыслов и впадают иногда даже в отчаяние, так что готовы лишить себя жизни. В таких случаях Архипастырь советовал худые мысли, приходящие в душу, считать ни за что, не останавливаться на них, но освобождаться от них и заменять их благими размышлениями; тем более стараться не приводить их в действие.

Господи, и у нас иногда бывают такие состояния души, когда нечистые, лукавые, законопреступные помыслы сильно досаждают нам и лишают покоя, доводят до отчаяния и рождают желание лишить себя жизни. К сожалению, эти худые мысли мы не научились считать за ни что, останавливаем внимание на них, не заменяем их благими размышлениями. Прости нас, Господи.

«Когда приразится уму порочная мысль, нам следует тотчас обращаться к молитве, – и тьма в уме исчезнет и воссияет свет. Читать надо молитвы: «Царю Небесный», «Святый Боже», «Пресвятая Троица», «Отче наш», «Верую», чаще повторять Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Усерднее воссылайте молитвы к Божией Матери и угодникам Божиим – и сойдет на вас с небес помощь. Исповедайтесь, откройте духовному отцу вашему совесть вашу, ничего пред ним не скрывая, – и тяжкое бремя отпадет от сердца вашего и водворится в нем спокойствие».

Господи, и к нашему уму приражаются порочные мысли, но мы не отражаем их чтением указанных молитв, забываем об усердных молитвах к Божией Матери и святым угодникам Божиим и не готовы бываем воспринимать помощь с небес, о которой умоляем Бога. Прости нас, Господи, за пассивное отношение к худым в нашем уме помыслам. Потому и исповедоваться не спешим к своему духовнику, ничего не скрывая перед ним. Прости нас, Господи, за нерадение о своем спасении.

«Чувствуя за собой грехи, мы должны от них отставать, исправляться; всегда памятовать Слово Божие и ему следовать. Для чего предаваться печали и отчаянию? Господь благ и милосерд: Он печется о нас. Некоторые желания наши не исполнены? Будем молиться Богу: силен Господь исполнить добрые желания наши выше всякого ожидания. Нас огорчают, нам сделали оскорбление, нанесли обиду? Обидевшего и оскорбившего великодушно простим, все терпеливо перенесем; за зло заплатим добром».

Господи, мы чувствуем за собой грехи, но отставать от них, исправляться не хотим, и отыскивать в Слове Божием указания как это надо делать не спешим. Прости нас. При появлении в сердце печали и отчаяния, мы себе не напоминаем, что Господь благ и милосерд. Он печется о нас. Надо только терпеливо ожидать проявления Его милости, напоминая себе, как Он в древние и настоящие времена помогал людям. Мы же так не делаем. Прости нас, Господи.

Когда некоторые наши желания не исполняются, то надо молиться Богу, веря, что Господь силен исполнить наши добрые желания выше всякого ожидания. А мы и молимся слабо и верим недостаточно в благую помощь Божию. Прости нас.

Когда же нас обижают, наносят оскорбления и обиды, нам следует обидевшего и оскорбившего великодушно простить и все терпеливо перенести и сделать им доброе. Мы же себя не приучаем следовать этому евангельскому совету, и не продумываем какое добро мы можем сделать обидевшему нас. Прости нас, Господи, что мы не вооружаемся добром, чтобы им искоренять зло.

«Мы лишились весьма важного для нас блага? Это совершилось по премудрому Промыслу Божию для нашего же счастья. С благоговением скажем Господу, Начальнику и Владыке нашей жизни: да будет воля Твоя! Господь может потерянное благо возвратить или взамен того послать нам подобное благо или еще гораздо высшее. В нуждах и недостатках мы? Помолимся поусерднее Богу, и Он пошлет нам пищу и одежду, и покровителя, и благотворителя. Как бы ни было велико бедствие наше, избави Бог, каким бы ни было образом, сократить жизнь свою: за это назначена вечная мука».

Господи, при лишении важного для нас блага мы не всегда умеем принять это как совершившееся по премудрому Промыслу Божию для нашего же спасения и сказать: да будет воля Твоя! Прости нас за это, Господи. В посещающих нас нуждах мы не умеем усердно молиться Богу, веря, что Господь пошлет и пищу, и одежду, и покровителей, и благотворителей. Прости, Господи, что нет в нашей молитве неотступности и терпения дождаться положительного результата Твоей, Господи, милости. И еще сохрани нас Господи, от искушения в тяжелейших обстоятельствах каким бы то ни было образом сократить нашу жизнь.

2. Сотворить и научить

Свою земную жизнь – дражайший Божий дар – мы должны беречь. Она нам дана для приобретения блаженной жизни в веке будущем. Путь к тому – святая наша Православная вера и добрые дела. Болезни, скорби и всякого рода бедствия здесь, на земле, временны – награда за благодушное их перенесение в небесах бесконечна.

Господи, мы иногда недостаточно внимательны к сохранению своей земной жизни. Мы забываем, что этот дражайший Божий дар дан нам для приобретения блаженной жизни в веке будущем. Ускользает из нашего внимания тот факт, что путь к этой блаженной жизни – святая наша Православная вера и добрые дела. И поэтому они часто остаются в тени нашего сознания. Прости нас, Господи, что яркие цвета веры Православной и добрых дел остаются нами невостребованы.

Прости, Господи, нас и за то, что болезни, скорби и разного рода бедствия здесь, на земле, будучи временными, способны ослеплять нашу память, и мы перестаем верить, что благодушное перенесение их на земле дарит нам бесконечную награду на небесах.

«Не злобствуйте на ближних, – учит Архипастырь, – какое бы ни сделали они вам зло. Господь и Спаситель наш Иисус Христос повелел прощать брату нашему согрешения, сделанные против нас, велел ближних любить, но воспретил их ненавидеть и мстить им. Дурные помыслы от лукавого. Изгоняйте их размышлениями о благости, премудрости и правосудии Божием, о законе Господнем. Чтобы приобрести часть с избранными Божиими, старайтесь быть благотворительными, милосердными, терпеливыми, кроткими, воздержными, благочестивыми, верующими, добродетельными и святыми.

Господи, мы не можем со всей искренностью сказать, что у нас нет привычки не замышлять зло на ближнего, особенно, если они сделали нам какое-либо зло. Прости нас за злобу на ближнего. Забываем мы и повеление Господа Иисуса Христа о прощении брату нашему его согрешений против нас. Христос повелел нам ближних любить, но воспретил их ненавидеть и мстить им. А мы себя от подобного не удерживаем. Прости нас, Господи.

Господи, мы часто забываем, что дурные помыслы от лукавого. Мы не изгоняем их размышлениями о благости, премудрости и правосудии Божием, о законе Господнем. Прости нас, Господи, что мы не следуем этому наставлению и не готовы бываем сравнивать свои действия с законом Божиим.

Господи, мы себя не утруждаем жаждой приобрести часть с избранными Твоими. Это видно из того, что мы не стараемся быть благотворительными, милосердными, терпеливыми, кроткими, воздержными, верующими, добродетельными и святыми. Прости нас, Господи, что подобными «вкладами» в наши отношения с ближними мы не очень-то можем утешиться.

«Занимаясь своей должностью, с охотой и прилежанием трудитесь; от трудов честных и похвальных переходите к молитве, а от молитвы опять возвращайтесь к трудам. За все Бога благодарите, а за то обрящете исцеление душе вашей и – спасетесь. Надобно воздерживаться от гордости, ибо по большей части гордым приходят дерзкие помыслы».

Господи, занимаясь своими делами по работе, мы не всегда трудимся с охотой и прилежанием. Прости нас. Мы не всегда трудимся честно и похвально, и от трудов не переходим к молитве, а от молитвы не всегда возвращаемся к трудам. Мы за все не умеем благодарить Бога, и потому исцеление не приходит в наши души и – мы удаляем себя от спасения. Прости нас, Господи. Мы не прилагаем труд к удержанию себя от гордости, что обнаруживается в нас дерзкими помыслами. Прости нас, Господи.

«Бывают люди, – говорит Владыка Антоний, – которые, как младенцы, вовсе не имеют нечистых мыслей. Таков в Киеве был отец Исихий, мой духовный отец… Он жил в Выдубицком монастыре. Этот раб Божий, друг истины и добродетели, по своей чудной простоте и чистоте сердечной, не только уклонялся от всякого зла, от слов праздных и душетленных, но даже вовсе не понимал, что такое неприличные помыслы. Ибо душа его горела непрестанно Серафимской любовью к Богу и была проникнута живейшей любовью к ближним. Поучая и ближних любви святой, весьма часто он повторял Апостольское слово: «Все вам любовью да бывает».

Господи, с огорчением должны отметить, что мы далеко не младенцы, у которых отсутствуют нечистые мысли. Мы не всегда дружим с истиной и добродетелями, мы слабо приобщены к простоте и чистоте сердечной и потому не уклоняемся от всякого зла, от слов праздных и душетленных. Прости нас, Господи, за беспечность к стяжанию сердечной простоты и чистоты. Прости, Господи, нас, что не уклоняемся от всякого зла и от слов праздных и душетленных. И помоги, Господи, чтобы наши души горели Серафимской любовью к Тебе, Богу нашему, и проникались живейшей любовью к ближним.

«Когда тревога, – говорил Владыка, – тогда и до Бога. Так люди по большей части в несчастьях прибегают к своему Зиждителю: в счастье мало думают о Виновнике и Подателе всех благ – Боге, мало заботятся о спасении души своей. В счастье же, – по словам Иоанна Златоуста, – человек должен почитать себя должником Божиим; а в несчастье, когда несчастье переносит без роптания, с благодарением и молитвой, то Бога имеет своим должником».

В состояниях тревожных и мы вспоминаем о Боге и прибегаем к Нему, в счастье же мало думаем о Виновнике и Подателе всех благ – Боге, мало заботимся о спасении своей души. Прости нас за это, Господи. По слову святого Иоанна Златоустого в счастье мы должны почитать себя должниками Божиими, а в несчастье при перенесении его без ропота, с благодарением и молитвой мы имеем своим должником Бога. Прости, Господи, что мы так не считаем и делаем это не так.

Однажды некто произнес: «Жалко, что святой Иоанн Златоуст мало жил на свете: он бы еще много написал». И услышал в ответ слово богомудрого наставника: «Он все написал, что по Благодати Божией, нужно было ему написать. Он обогатил Церковь, и реки его златых учений в течение веков льются и напаяют умы и сердца верных для творения святой добродетели.

Господи, мы мало или совсем не читали творения святого Иоанна Златоуста и реки его златых учений льются почти всегда мимо нас, и поэтому они не наполняют наши умы и сердца так, чтобы через них творить нам святые добродетели. Прости, Господи, нас за нерадение о совершении святых добродетелей.

Однажды Преосвященный сказал: «Блаженны те, которые сотворят и научат. Творения святых Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Димитрия Ростовского, Тихона Задонского и других, служат к просвещению людей и к обращению их на путь истины, а это приносит творцам большую награду от Бога и до скончания века будет причиной светлейшего венца».

Господи, и перед нами стоит проблема: сначала сотворить, а потом учить, а для этого необходимо ежедневно читать творения святых отец, чтобы их учение просветило нас и обратило на путь истины. Мы же, ссылаясь на занятость, имеем очень скудный рацион духовного чтения. Прости нас, Господи.

«Говорить в церкви не должно, – учил прихожан Архипастырь. – Всему есть свое время, время говорить, время молчать. В церкви же должно молчать, слушать, что читают, поют, и молиться Богу. И епископ слушает, когда чтец читает, и не должен в это время делать возгласа, но покоряясь уставу святой Церкви, пребывать в безмолвии. Грешно говорить в храме, ибо разговоры во время Богослужения унижают любовь Божию. Почему нечестивые и дерзкие, как уничижители Бога великого и страшного, должны опасаться суда Божия».

Господи, мы согрешаем пред Тобою, когда в церкви говорим. В церкви должно молчать, слушать, что читают, поют и молиться Богу, и, покоряясь уставу святой Церкви, пребывать в безмолвии. Прости нас, Господи, что мы разговариваем в храме и этими разговорами на Богослужении унижаем Твою Боже, любовь.

Очень важно всем христианам читать Четьи-Минеи. Ибо здесь изящные добродетели являются в светлых образах; здесь блистает в примерах Евангельская истина; здесь примеры, к святой жизни приводящие. Из жизни святых мы яснее постигаем невидимый мир, где сияет Солнце Правды – Христос Бог наш… Чтение празднословных сочинений ведет к ошибкам, заблуждениям, к жизни греховной, а чтение житий угодников Божиих заключает все нужное к нашему спасению, к счастью временному и к блаженству вечному. Жизнь святых учит нас, каким образом исполнять заповеди Господни. Господь рек в Евангелии: «Возьмите иго Мое на себе и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Что же значит кротость и смирение? Читайте Четьи-Минеи. Угодники Божии, эти земные Ангелы и небесные человеки, научат вас.

Господи, как же много мы теряем для своего спасения, когда не читаем Четьи-Минеи! В них изящные добродетели являются нам в светлых образах, в них блистает в примерах Евангельская истина, в них примеры, приводящие к святой жизни. Не читая их, мы лишаем себя импульсов к деланию добрых дел. Прости нас, Господи, и научи через опыт святых исполнять Твои заповеди.

3. Греховная слепота как препятствие для света Евангельских велений

Иногда архипастырь Антоний учил тому же, чему и святитель Димитрий Ростовский, чтобы, слыша бой часового колокола, читать: «Богородице Дево, радуйся» или другие молитвы в честь Божией Матери, чтобы в каждый час вспоминать о чудесах Ее и неизреченных благодеяниях, человеческому роду оказанных через воплощение от Ее пречистой утробы Сына Божия.

Господи, у нас нет необходимого навыка, ежечасно читать молитвы в честь Божией Матери, чтобы вспоминать о Ее чудесах и неизреченных благодеяниях, оказанных всем нам через воплощение от Ее пречистой утробы Сына Божия. Господи, прости нас, что по звону часового колокола мы не делаем так, как делали наши отцы.

Будучи спрошен о том, как проводить Великий пост Преосвященный Антоний говорил: «Ходите в церковь. Матерь наша Церковь учит нас: «с молитвой соедините воздержание от запрещенных Церковью снедей, с воздержанием милостыню, с милостынею любовь, смирение и прочие святые добродетели. Нужно говеть, исповедываться, причащаться Святых Христовых Таин и, спасительно приготовившись, встретить в небесной, неизглаголанной радости и Светлое Воскресение Христово».

Господи, для говения Великим постом мы, кроме хождения в церковь, молитвы и воздержания от запрещенной Церковью пищи, больше ни о чем особенно не бдим. Прости нас, Господи, особенно за то, что с воздержанием мы не соединяем милостыню, любовь, смирение и прочие святые добродетели. Прости нас, Господи, и за то, что говея, исповедуясь, причащаясь Святых Христовых Таин, мы прилагаем слишком мало усилий к тому, чтобы приготовление было спасительным и вело к небесной, неизглаголанной радости в день Светлого Христова Воскресения.

Всеблагой Господь награждает верующих Своих, Его любящих и усердно Ему работающих, особенно в великие праздники, на Рождество Христово, в Крещение, на Пасху и другие, посылая им бесценные праздничные подарки: иному слезы о грехах, любовь, смирение; иному долготерпение, кому чистую молитву, а иногда посылает и временные вещественные награды.

Господи, мы мало Тебя любим и работаем Тебе неусердно, и поэтому мало «внимаем себе» и не умеем воспринимать те праздничные подарки, которые Ты посылаешь нам в дни Твоих праздников. Прости нас, Господи, за то «малое», что мы делаем для Тебя. И сподоби нас быть внимательными и восприимчивыми к Твоим праздничным подаркам: к слезам о грехах, к любви и смирению, к долготерпению и благости, к чистой молитве, а иногда и к вещественным наградам. Научи нас, Господи, без лености работать Тебе, Господу и Богу и Спасителю нашему.

«Слепота есть не одна телесная. Но и душевная. Душевная слепота бывает и при мудрости земной, когда человек не старается узнавать волю Божию или, узнав, действует вопреки оной. Неверие помрачает ум, и препятствует видеть истину; злоба затемняет око души, оттого вместо добра желают и делают зло. Слепота душевная есть незнание себя, удаление от себя памятования смерти, суда и геенны. Эту слепоту составляют все смертные грехи и порочные страсти, которым предается человек и не старается их в себе истребить. А чувствуя в душе своей слепоту греховную, столь пагубную, обратимся в усердных молитвах ко Господу, и, подобно слепцам, в Евангелии упоминаемым, вознесем к Нему, с умилением глас свой: «Помилуй ны, Иисусе, Сыне Давидов!» Или каждый из нас да произносит иную молитву: «Просвети очи мои, Христе Боже, да не когда усну в смерть». Человеколюбивый Господь, Спаситель наш, Который есть истинный свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, просветит мысленные очи и нашего сердца светом Божественных Своих велений и Своей благодатью поможет нам неуклонно проходить путем добродетели, необходимой для наследования обетованных благ».

Господи, как же часто мы думаем о себе, что мы зрячие, мы все понимаем, все держим под контролем, а на самом деле в нас, при мудрости земной, живет душевная слепота. Ибо мы не стараемся узнавать волю Божию или, узнав, действуем вопреки ей. Прости нас, Господи. Что же порождает в нас эту слепоту? Неверие. Оно помрачает ум и препятствует видеть истину. Злоба. Она затемняет око души, и, оттого вместо добра мы желаем и делаем зло. Прости нас, Господи, за эти ослепляющие нашу душу качества. Слепота душевная приходит к нам от незнания себя, через удаление от себя памятования смерти, суда и геенны. Эту слепоту составляют все смертные грехи и порочные страсти, которым предается человек и которые не старается в себе истребить. Господи, прости нас, что эта греховная слепота плотно вошла в нашу душу, и не дает свету Евангельских повелений входить в нее.

Чувствуя в душе своей эту пагубную греховную слепоту, мы остро не переживаем ее опасность и угнетающую печаль, и потому не обращаемся к Господу в усердных молитвах о помиловании. Подобно Евангельским слепцам мы не возносим к Нему с умилением глас свой: «Помилуй нас, Иисусе, Сыне Давидов!» Прости нас, Господи, мало выражающих свою нужду в Твоей помощи. Просвети очи мысленные нашего сердца светом Твоих Божественных велений, и Своей благодатью помоги нам неуклонно проходить путем добродетели, необходимой для наследования обетованных благ.

В церкви мы слышим возглашение служителя алтаря Господня: «Святая Святым!» Эти слова должны вразумлять нас, чтобы не иначе жили, как свято. Ибо святое только святым назначено. По звавшему вы святому, говорит святой апостол Петр, и «сами святи во всем житии будите. Зане писано есть: святи будите, яко Аз, то есть Господь Бог, свят есмь» (1Петр. 1, 15– 16).

Господи, и мы, посещая храм, слышим эти спасительные слова: «Святая святым!», но не имеем опыта соотносить их со своей жизнью, чтобы нам жить свято. Прости нас, Господи, что не выполняем заповедь Твою, гласящую: «Святи будите, яко Аз свят есмь». Прости, Господи, нас, что тема святости у нас не в большой чести.

«Я не советую вам, – говорил Владыка собравшимся у него, – заниматься во время богослужения ничем посторонним. Если бы вы послали, например, закрыть окно, то на вас бы обратили внимание, и на того, кто стал бы закрывать окно. Через это вы у предстоящих отвлекли бы мысль от Бога, да и вам самим после развлечения трудно было бы возгреть в себе дух благоговения и усердной молитвы».

Господи, и мы очень часто, бывая на богослужении, не задумываясь отвлекаемся на действия, прямого отношения к богослужению не имеющие. И тем и свою мысль, и стоящих рядом богомольцев отвлекаем от Бога. Пагубность такого «развлечения» очевидна: трудно, ох как трудно, после этого возгревать в себе дух благоговения и усердной молитвы. Господи, прости нас, что мы часто подобными, вроде бы «естественными», заботами отвлекаем свою мысль от Твоего, Боже наш, на богослужении присутствия.

При посещении болящей монахини Таисии Преосвященный Антоний говорил ей: «Чаще беседуй с Богом, читай молитвы». На это Таисия ответила: «Такая слабость бывает, что молитв читать не могу. Архипастырь сказал: «Читай Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Таисия отвечала: «Так иногда бываю слаба, что и этой молитвы прочесть не в силах». Преосвященный подал такой совет: «По крайней мере, произноси сладчайшее имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говори: Иисусе мой!. Иисусе мой! – и ты получишь подкрепление душе твоей.

Господи, и мы, когда болеем, не озадачиваем себя необходимостью «почаще беседовать с Тобой, нашим Богом, и чтением молитв» для подкрепления нашей души. Прости нас за это небрежение, Господи.

4. Обогащение души словом Божиим

Преосвященный Антоний поучал тайной молитве. Имеешь время, в уединении твоей комнаты усердно молись Богу. Вдруг услыхал, что кто-то к тебе идет: встань, поговори, что нужно с пришедшим. Потом, проводив его, опять встань на молитву. Если и еще кто придет, ты, не давая заметить, что занимался молитвой, прими его и удовлетвори его просьбу. А после снова можешь обратиться к беседе с Богом. Тайная молитва возлагается на нас заповедью Христовой: «Ты, егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6, 6).

Господи, пребывая в уединении своей комнаты, мы не ставим перед собой задачу: усердно молиться Тебе, Богу нашему. И если кто-нибудь придет к нам, и мы уделим ему внимание, то, проводив, призваны вернуться к молитве. Мы же, отвлекшись вниманием на прозу жизни, забываем о молитве и не возвращаемся к беседе с Тобою, Господи. Прости нас, что мало уделяем внимания и время тайной молитве и тем не выполняем предписанное заповедью Христовой: войти в клеть свою и помолиться Отцу нашему в тайне.

«Надобно любить Бога нашего, Спасителя Иисуса Христа, к Нему прилепляться, в Нем находить блаженство наше. Все здесь, на земле, изменяется, но в Господе Боге нашем блаженство наше неизменно, вечно».

Как же важно и нам об этом всегда помнить! И Бога любить, и прилепляться к Нему и в Нем находить блаженство наше. Господи, прости нас, что мы не каждую минуту об этом помним.

«Господь нас на рамо свое воспринял; говорил за обедом Преосвященный, чтобы скитаться по стремнинам и дебрям – деланием святых Его заповедей постараемся угодить Ему, – и Он принесет нас к Своему Отцу, в вечное Царство святых Своих».

Господи, и нам во время обеда прилично вспоминать и проговаривать эти слова владыки Антония, чтобы обновить в себе веру в Господа, берущего нас на рамо Свое! И не только сказать их, но и проникнуться надеждой, что не будем оставлять Его, и не будем убегать от Него, чтобы скитаться по стремнинам и дебрям греха. Господи, прости нас, что в обеденное время мы не всегда готовы обращать свою мысль к Тебе и чувствовать Твою о нас любовь и заботу. Не вспоминаем мы в это время и святых Твоих заповедей, чтобы угодить Тебе, Спасителю Христу, в непоколебимой надежде оказаться в числе тех святых, которых Ты приведешь к Своему Отцу, в вечное Царство святых Своих. Прости нас, Господи, теплохладных в этом благочестивом ожидании.

«Легко было создать человека, но чтобы воссоздать, нужно было Слову воплотиться. Никакой Ангел, ни Архангел не спас человека, но Сам Сын Божий. Господи, как Ты Себя истощил ради нас грешных. Научи нас творити волю Твою. Ты Бог наш, наш добрый Пастырь, а мы овцы пажити Твоей, впадаем в грехи; через то отрекаемся Христа, но должны немедленно и раскаиваться, смывать слезами покаяния наши согрешения, как сделал Петр, отрекшись от Искупителя. Сколь пламенно было обращение святого апостола Петра ко Господу, и Господь любил Петра за его усердие, великую приверженность, за его сильную любовь; если бы и Иуда обратился ко Господу так, как Петр, рассуждает Златоуст, то Господь по человеколюбию Своему простил бы его. Грешница, слезами омочившая ноги Христовы, получила прощение; а Иуда и ученик был, но сребролюбием омраченный, погубил себя».

Господи, Ты для нас – Сын Божий, Ты – Тот, Кто не только создает человека, но и воссоздает нас. Ты истощаешь Себя ради нас, грешных. Ты учишь нас творить волю Твою. Ты наш добрый Пастырь, а мы овцы пажити Твоей. Впадая в грехи, мы отрекаемся от Тебя, Христа и Бога нашего. Прости нас за это попадание в грехи и за слабое, вялое в них раскаяние. Мы не омываем слезами покаяния наши согрешения, как сделал апостол Петр, отрекшись от Искупителя. Сколь пламенно было обращение святого апостола Петра ко Господу, и Господь любил Петра за это усердие, за великую приверженность, за его сильную любовь. Господи, прости нас, что наше обращение от грехов не отличается пламенностью исправления, усердия, великой приверженностью, сильной любовью к Тебе, нашему Господу. Господи, сколь же сильно мы нуждаемся в слезах покаяния, чтобы очиститься от грехов! Пошли их, Господи, нам и сохрани от помрачения сребролюбием, дабы не погубить себя.

Предостерегая от злословия и клеветы, в одно время сказал: Сколь мы грешим, что с языком не умеем обращаться. Дорогие одежды, как пишет Златоуст, бережем, а свою душу без всякого внимания оставляем. Маленькая коробочка пустая, но в нее можно положить много бриллиантов. Так и душа. Обогатим ее Словом Божиим и добродетелью, и она будет блаженна.

Господи, с языком и мы не умеем обращаться, разрешаем себе злословие и даже клеветы, прости нас. И душу свою оставляем без всякого внимания, ибо не обогащаем ее Словом Божием и добродетелью. Прости нас, Господи.

Указывая на зелень, цветы и деревья своего сада, Владыка так говорил своим приближенным: «Кто бы мог подумать, видя зимой это обнаженное место, чтобы оно исполнилось такой красотой. Но вот и пришла весна, а не все деревья облеклись зеленой своей одеждой и цветами. Посмотрите – вот между зеленеющими есть и сухие деревья. Они обнажены и ничем не украшены – так и во Второе славное Пришествие Христово воскреснут мертвые! Восстанут праведные и грешные. Но праведные просветятся как солнце в Царстве Отца Небесного, а грешные явятся во всей безобразной наготе своей. Праведные воскреснут для жизни вечной и блаженной, а грешные пойдут в муку вечную.

Господи, мы мало думаем о страшном Суде Христовом, и ассоциаций, связанных с ним, у нас крайне мало. Прости нас за это, и помоги нам избежать состояния сухости и неукрашенности добродетелью.

Часто за столом архипастырь обращал внимание на читанные за литургией Апостол и Евангелие. Он делал это для того, чтобы возобновить в нашей памяти Божественные истины, служащие нашему спасению. Он желал нас вразумить, чтобы мы всякий раз по окончании обедни, придя домой, и до обеда, и за обедом помнили читанное во храме слово Божие, его имели в сердце и сообразно ему препровождали свою жизнь. Если же кто и забыл бы читанное в церкви Апостол и Евангелие, то зная, сколь они нужны для душевного спасения, внимательно прочитал бы их дома для изучения и своего руководства к блаженной вечности.

Это правило христианской жизни предлагает и нам, Владыка, для следования ему в нашем житии. Мы же этого правила почти совсем не придерживаемся: не вспоминаем поучения Апостола и Евангелия, читанного за Литургией, и не прочитываем их дома, если не запомнили в Церкви. Мы не возобновляем в памяти Божественные истины, служащие нашему спасению. Мы до обеда и за обедом не вспоминаем читанное в храме слово Божие, не внедряем его в наше сердце и сообразно ему не препровождаем свою жизнь. Прости нас, Господи, за пренебрежение к слову Божию и за нашу неотзывчивость на него. Придя домой из храма и поняв, что забыли читанное в храме, Твое, Боже, слово, мы не предпринимаем усилий внимательно прочитать их дома для изучения и руководства к блаженной вечности. Прости нас, Господи, за духовное разгильдяйство.

Преосвященный говорил: «Кротким открываются тайны Божии». «На кого воззрю, сказал Господь, токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». Кто же кроткий? Тот, которого когда укорят, а он не гневается.

Господи, мы мало готовы быть кроткими и молчаливыми и трепещущими словес Твоих. И потому нам не открываются Твои, Боже, тайны. Прости нас и помоги не гневаться, когда нас укоряют, чтобы быть кроткими.

«Смиренный сердцем уподобляется Сыну Божию. Смиренный и клеветы, и злословия, и оплевание, и биение, и всякого рода бедствия благодушно терпит и молится за самых врагов своих. Смиренный думает, что он всех хуже, грешнее.

Всех он любит, всем желает добра. Нося Бога в душе своей, смиренный не носит никаких скорбей. При напастях он радуется; он всегда спокоен; все ему друзья. Еще тут он предвкушает радость жизни небесной. Господь Иисус Христос, Спаситель наш, принял нашу плоть; Создатель наш пришел, чтобы помиловать нас грешных. Он нам прощает долги наши, наши беззакония, наши оскорбления, которые мы Ему делаем. Как же нам не прощать ближним нашим их против нас несправедливости, оскорбления? Если Господь нас любит и заповедал нам любовь взаимную: любите, сказал Он, друг друга; то как нам всех не любить? Как не повиноваться такому Благодетелю?

Господи, и мы ищем в себе смирение и не находим его, потому что не уподобляемся Сыну Божию. Мы благодушно не терпим клевету, злословие, оплевание, биение и другие бедствия. Мы не молимся за своих врагов, не считаем себя хуже всех. Прости нас, Господи.

Признаки, указанные владыкой Антонием в поведении смиренного человека, бывают изредка и у нас: иногда нам кажется, что мы любим всех, всем желаем добра; в напастях радуемся, всегда спокойны, все нам друзья. Но если Господь посылает нам испытания, то оказывается, что эти признаки в нас ненадежны. И мы можем рассчитывать только на Твою милость, Боже. Прости нас, Господи, и помоги повиноваться во всех жизненных обстоятельствах только Тебе, нашему Благодетелю.

5. Милостыня для очищения грехов

Говорил Преосвященный Антоний директору гимназии и учителям: «Вы мои помощники, я один ничего сделать не смогу. Я подобен человеку, который поставлен на высокой колокольне – приглашаю, зову: но кто меня слышит? Насаждайте в детях страх Божий; научайте их знать Бога, Его любить и усердно Ему молиться; запечатлевайте в сердцах их святую веру, любовь к Православной Церкви нашей и к ее святым уставам; любовь к Родине, к Отечеству. Вот христианское богатство наше!

Господи, и мы призваны насаждать в наших детях страх Божий, учить их знать Бога, любить Его и усердно Ему молиться. Мы призваны запечатлевать в их сердцах святую веру, любовь к Православной Церкви и Ее святым уставам, любовь к Родине, к Отечеству. И понимать, что в этом наше христианское богатство. Мы же это звание выполняем с прохладцей, а иногда правильнее сказать, совсем не выполняем. Прости нас, Господи.

Сыновей и дочерей своих нам необходимо обучать в числе других полезных предметов и славянскому языку, нужному для уразумения Священного Писания, книг церковных, а также и молитвенных. В Воронеже, говорил архипастырь, прежде было обыкновение, что отцы за дочерьми давали в приданое Евангелие и круг Четьих-Миней.

Господи, мы зачастую бываем не склонны учить детей славянскому языку и тем обедняем их восприятие смысла Священного Писания, церковных и богослужебных текстов, а также ими произносимых молитв. Прости нас, Господи. Незнакомы мы и с обычаем давать в приданое своим дочерям Евангелие и круг Четьих-Миней. Прости нас, Господи за незнание и благослови так делать.

Скорбь о ближних, говорил Владыка, иногда полезнее для души собственной скорби. Жаль, что эта скорбь редко нас посещает. Нетерпение надобно побеждать упованием: Господь и утешит такую скорбь нашего сердца, а врачевство – молитва и молитва.

Господи, мы не всегда склонны, чтобы скорбь о ближних посещала нас, ибо такая скорбь полезнее нашей собственной. И жаль, что она редко посещает нас. Наше сердце поражено черствостью и неотзывчивостью на чужую скорбь. Прости нас, Господи. Мы нетерпеливы к такой скорби, а ее надо побеждать упованием: Ты, Господи, способен утешить такую скорбь нашего сердца, если мы в качестве лекарства будем прибегать к молитве и еще раз к молитве. Прости нас, Господи, за слабое упование на Тебя во время скорби и за недоверие к врачебным свойствам нашей молитвы.

Преосвященный Антоний отличался смирением. Всегда видя пред очами своими Бога, по слову пророка: «презрех Господа предо мною выну, да не подвижуся» он умалял себя, почитая себя ничтожным. «Много лет прожил, – говорил он, а добрых дел нет. Когда я рассматриваю людей, все они хороши, святы; один я грешен, сам себя обвиняю, а всех считаю добрыми. Один я не хорош».

И нам всем необходимо отличаться смирением. Всегда, видя пред очами своими Господа выну, нам надо умалять себя, почитая себя ничтожными. Мы же мало уделяем внимания и времени упражнению в смирении. Прости нас, Господи.

«Гордый радуется о похвале, а смиренный о бесчестии своем утешается. Когда кто преосвященному объявлял, что такой-то вас злословит, тогда архипастырь говорил – «Он еще не все знает мои слабости и недостатки; я еще хуже, нежели как он думает обо мне». А когда приходил к нему тот, кто худо о нем говорил, Преосвященный ему не выговаривал, пред ним не оправдывался, а с отличной любовью и ласковостью его принимал, угощал, благоденствовал ему, хорошо о таковом отзывался во исполнении глагола Спасителя: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите клянущия вы и молитеся за творящих вам обиду» (Лк. 6, 27–28).

Господи, когда нас хвалят мы любим радоваться, а во время бесчестия не умеем утешаться. Прости нас, Господи, за гордость и недостаток смирения и научи, по примеру владыки Антония, любить наших врагов, творить добро ненавидящим нас, благословлять проклинающих нас, молиться за творящих нам обиду. И в таком поведении находить для себя утешение.

«Милостыня очищает нас от грехов, создает нам вечные чертоги на небесах, дарует нам сокровища неистощимые, приближает нас к Богу. Святой Златоуст советует: когда ты идешь в церковь, умой руки. Это значит – подай милостыню. Лучше при жизни подать милостыню, а по смерти нашей кто за нас будет подавать? И сам так поступал».

Господи, мы неохотно пользуемся милостыней для очищения от грехов, для созидания вечных чертогов на небесах, для собирания сокровищ неистощимых, приближающих нас к Богу. Прости нас, Господи, что мы слабо в это верим и, когда идем в церковь, не умываем рук подачей милостыни.

Нам необходимо почаще обращаться в молитвах к Пресвятой Госпоже Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, к этому словесному Раю; ибо если и в земном раю не было никакой беды, ни болезни, ни печали, ни воздыхания, то если кто начнет притекать к Богородице – мысленному радостотворному Раю, избавиться всех бед и зол, и ожидаемый рай наследует этим Раем. Ибо Царица Небесная есть райских дверей отверзение.

Господи, мы имеем нужду почаще обращаться в молитвах к Пресвятой Богородице – к мысленному радостотворному Раю и просить Ее избавить нас от всех бед и зол. Мы не используем для этого те благие слова, которые Пресвятая Богородица открывает нам, будучи словесным Раем. Прости нас, Господи, если мы не часто обращаемся к Твоей Пречистой Матери с просьбой об избавлении от бед и зол, посещающих нас. Прости нас и за то, что из Ее слов мы не созидаем в себе радостотворный Рай, который удаляет от Себя всякую беду, печаль; болезнь и воздыхание.

Когда одному помещику Преосвященный подарил слово Златоуста о страхе Божием и о правильном изображении креста, то этот господин между прочим сказал, что уже теперь выходит из употребления креститься и молиться перед обедом и после обеда. Преосвященный Антоний со скорбью сказал: «Жалко, что люди сами себя уподобляют скотам несмысленным. Как не молиться Богу? Мы, одаренные разумом, способным постигать благодеяния Божии, должны непременно молиться Богу и в начале стола, и после него. Первой молитвой испрашивать благословения у Бога на принятие пищи; а второй благодарить за насыщение земными благами и просить, чтобы Господь не лишил нас и небесных благ.

Господи, и у нас случаются моменты, когда мы перед обедом и после него забываем креститься и оставляем молитву, в которой должны были бы обращаться к Тебе, нашему Богу, прося у Тебя благословения на принятие пищи и воздавая благодарение за насыщение земными благами, а также прося, чтобы Ты не лишил нас и Небесного Твоего Царствия. Прости нас, Господи, за забывчивость и неблагодарное отношение к проявлению Твоей к нам милости.


Комментарии для сайта Cackle