священник Георгий Максимов

Современное иконоборчество

Братья и сестры, сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора. На нем была опровергнута ересь иконоборчества. Однако, будучи изгнана из ограды истинной Церкви, эта ересь впоследствии свила себе гнездо в различных внешних сообществах, члены которых нередко спрашивают нас: почему у вас иконы в храмах? Это идолопоклонство, вы нарушаете заповедь: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» (Исх 20:2–5). Они не обращают внимания на то, что сама заповедь является запретом делать изображения иных богов – которых язычники нередко изображали в виде животных, птиц и т.д. Но иконы – не идолы, поскольку не изображают никаких «других богов». А о том, что иконы не только допустимы, но и необходимы свидетельствует та же книга Исход, в которой Господь говорит Моисею: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки» скинии завета (Исх. 25:17–21).

Эти иконы херувимов были не только над ковчегом завета, но и на стенах храма Соломонова (3Цар. 6:27–29), и даже в видении небесного храма, какое было пророку Иезекиилю (Иез. 41:20, 25). Современные иконоборцы думают, что в Иерусалимском храме были такие же голые стены, как и в их молитвенных домах, но на самом деле стены храма были покрыты изображениями херувимов. И именно в этот храм приходил Христос и называл его «Дом Отца Моего» (Ин. 2:16). Именно в этом храме ежедневно собиралась новозаветная Церковь после Пятидесятницы (Деян. 2:46). Так что это не они нас, а мы их вправе спрашивать: почему у вас нет икон, как это описывается в Писании?

В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением (1Пет. 3:19). А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

Как указали отцы VII Вселенского собора, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. То есть, молясь перед иконой, мы молимся не иконе, но тому, кто изображен на иконе. Так и человек, находящийся вдалеке от родных, если в минуту тоски поцелует фотографию матери или жены, он тем самым выражает любовь не к фотобумаге, а к тому, кто на ней запечатлен. Служения как Богу никому и ничему христианин не должен оказывать, кроме Бога, но почитать заповедано не только Бога – но и родителей (Исх. 20:12), и старцев (Лев. 19:32), и благочестивых христиан (1Кор. 16:17–18). И иконы мы именно почитаем и в этом почитании не оказываем ничего сверх дозволенного. Иконоборцы возмущаются тем, что мы совершаем поклоны перед иконами, целуем их – но в этом нет никакого обожествления. Мы, православные, и друг другу кланяемся и передаем «поклоны», а апостол призывает всех христиан: «приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор. 16:20). Так что тем более это выражение любви и почитания в отношении икон не является чем-то предосудительным. Иконы помогают нам молиться, а также исполнять заповедь «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр. 13:7). В том числе и отцов Седьмого Вселенского собора, их же молитвами да укрепит нас Господь в истинной вере!

Вам может быть интересно:

1. В защиту иконопочитания епископ Феодор Карский

2. 1-е послание к императору Льву исаврянину о святых иконах Григорий II, папа Римский

3. Слово о святых иконах святитель Мефодий I, патриарх Константинопольский, исповедник

4. Библейское мышление и язык иконы протоиерей Михаил Дронов

5. Некоторые вопросы иконоборцам, утверждающим, что Господь наш Иисус Христос неописуем по телесному образу преподобный Феодор Студит

6. Защитительное слово ко Вселенской Церкви относительно нового раздора по поводу честных икон святитель Никифор, патриарх Константинопольский, исповедник

7. Стереотипы представлений о крестовых походах священник Георгий Максимов

8. Солнце сокрыло лучи профессор Георгий Мандзаридис

9. Архиепископ Андроник (Никольский). Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве – в связи с вопросом об искуплении протоиерей Валентин Асмус

10. Сначала христианин, священник - потом протоиерей Геннадий Фаст

Комментарии для сайта Cackle