священник Георгий Максимов

Современное иконоборчество

Братья и сестры, сегодня Церковь чтит память отцов Седьмого Вселенского собора. На нем была опровергнута ересь иконоборчества. Однако, будучи изгнана из ограды истинной Церкви, эта ересь впоследствии свила себе гнездо в различных внешних сообществах, члены которых нередко спрашивают нас: почему у вас иконы в храмах? Это идолопоклонство, вы нарушаете заповедь: «да не будет у тебя других богов, не делай себе кумира того изображения, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся и не служи им» (Исх 20:2–5). Они не обращают внимания на то, что сама заповедь является запретом делать изображения иных богов – которых язычники нередко изображали в виде животных, птиц и т.д. Но иконы – не идолы, поскольку не изображают никаких «других богов». А о том, что иконы не только допустимы, но и необходимы свидетельствует та же книга Исход, в которой Господь говорит Моисею: «сделай из золота двух херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки» скинии завета (Исх. 25:17–21).

Эти иконы херувимов были не только над ковчегом завета, но и на стенах храма Соломонова (3Цар. 6:27–29), и даже в видении небесного храма, какое было пророку Иезекиилю (Иез. 41:20, 25). Современные иконоборцы думают, что в Иерусалимском храме были такие же голые стены, как и в их молитвенных домах, но на самом деле стены храма были покрыты изображениями херувимов. И именно в этот храм приходил Христос и называл его «Дом Отца Моего» (Ин. 2:16). Именно в этом храме ежедневно собиралась новозаветная Церковь после Пятидесятницы (Деян. 2:46). Так что это не они нас, а мы их вправе спрашивать: почему у вас нет икон, как это описывается в Писании?

В Ветхом Завете были иконы только херувимов, потому что в то время никто другой и не мог быть изобразим в храме. Богородица тогда еще не родилась. Господь Иисус Христос еще не воплотился и не стал видимым как Человек (а божественная природа неизобразима). И ветхозаветные праведники тоже до Христа не были в полной мере совершенными, поэтому они душою нисходили в место темное, в которое спустился Господь и вывел их оттуда перед Своим воскресением (1Пет. 3:19). А после воплощения и воскресения Христова праведники новозаветной Церкви получили возможность быть подлинно чистыми и святыми подобно херувимам, и поэтому они могут быть уже изображаемы.

Как указали отцы VII Вселенского собора, честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. То есть, молясь перед иконой, мы молимся не иконе, но тому, кто изображен на иконе. Так и человек, находящийся вдалеке от родных, если в минуту тоски поцелует фотографию матери или жены, он тем самым выражает любовь не к фотобумаге, а к тому, кто на ней запечатлен. Служения как Богу никому и ничему христианин не должен оказывать, кроме Бога, но почитать заповедано не только Бога – но и родителей (Исх. 20:12), и старцев (Лев. 19:32), и благочестивых христиан (1Кор. 16:17–18). И иконы мы именно почитаем и в этом почитании не оказываем ничего сверх дозволенного. Иконоборцы возмущаются тем, что мы совершаем поклоны перед иконами, целуем их – но в этом нет никакого обожествления. Мы, православные, и друг другу кланяемся и передаем «поклоны», а апостол призывает всех христиан: «приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор. 16:20). Так что тем более это выражение любви и почитания в отношении икон не является чем-то предосудительным. Иконы помогают нам молиться, а также исполнять заповедь «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр. 13:7). В том числе и отцов Седьмого Вселенского собора, их же молитвами да укрепит нас Господь в истинной вере!

Комментарии для сайта Cackle