священник Георгий Орлов

§ 52. Раскрытие догмата воплощения Сына Божия

на вселенских соборах

В виду особенной важности и непостижимости догмата воплощения Сына Божия, с другой стороны, в виду разных появившихся ересей относительно этого догмата, св. церковь, строго следуя учению св. писания, еще в первенствующие времена позаботилась со всею точностью определить и с возможною полнотой раскрыть его. Для этого не раз она собирала вселенские соборы (3, 4, 5 и 6), на которых раскрыла и определила истинный смысл догмата и отвергла еретические мнения.

Так в 5 в. константинопольский патриарх Несторий учил, что Господь И. Христос есть простой человек, с которым Бог Слово соединен был только внешним образом, нравственно, а не ипостасно, и обитал в нём, как в храме, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Следовательно, И. Христос был только Богоносец, а не Богочеловек, а пресвятую Деву Марию можно именовать Христородицею, а не Богородицею.

Осудив лжеучения Нестория, отцы 3-го всел. собора, бывшего в Ефесе в 431 г., определили: соединение двух естеств во Христе признавать с самого зачатия и исповедовать в Нём одно лицо; Пресвятую же Деву Марш, на основании апостольского предания, именовать Богородицею. Вслед за Несторием явился новый лжеучитель, Евтихий, архимандрит одного Константинопольского монастыря. Опровергая ересь Нестория и защищая Божественное достоинство И. Христа, он в то же время сам впал в противоположную крайность, именно, он стал учить, что в воплощении человечество поглощено Божеством, как капля меда или желчи морем, почему тело Христово ни Деве Мари, ни нам не единосущно. Во Христе Иисусе, по его мнению, должно признавать только одно Божеское естество.

Против этого нового лжеучителя был созван в 451 г., в Халкидоне, 4-й вселенски собор. Отцы собора отвергли лжеучение Евтихия и определили, что Господь наш И. Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца и во всем подобен Ему, по человечеству же Он во времени родился от Пресв. Девы Богородицы и во всем подобен нам, кроме греха, по воплощению Он имеет одно лицо и два естества, соединенные в Нем неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Последователи Евтихия стали называться монофизитами или одноестественниками. В 7-м веке появилось новое лжеучение известное под именем монофелитства или учения об одной воле во Христе. Для опровержения этой ереси созван был в 680 г. 6-ой вселенский собор в Константинополе. На этом соборе опровергнуто было заблуждение монофелитов и определено признавать в И. Христе без смешения и разделения две воли, соответственно двум естествам, при чём признано, что две воли во Христе не противны одна другой, но человеческая воля Его покорна всеуправляющей воле Божественной.


Источник: Очерки Православно-христианского вероучения [Текст] / сост. свящ., законоучитель гимназии Г. Орлов. – М. : [Т-во «Печатня С.П. Яковлева"], [1914]. – 146, IV с. – Б. ц.

Комментарии для сайта Cackle