Георгий (Машурин), затворник Задонский

О беспечных, греховных и неправых путях людей

32.Михаилу Васильевичу Воейкову

Слава Богу. Милостивый государь, о Христе любезный брат, Михаила Васильевич!

По благонамеренному вашему усердию, бесценное уединение уже ограждается стенами; сруб привезенный связывается, плетется и усовершенствуется. Простите меня: я немоществую в принесении вам должной благодарности. Да оградит Господь Вседержитель душу вашу стенами невещественными и вечными.

Все временное тает и изменяется; одно вечное не подлежит сему. Маловременная и колеблемая жизнь наша нередко нас прельщает своим продолжением; так некто спросил мальчика: «Который час дня?» – и, не дождавшись ответа, окончил последний час жизни. Или кесарь Претор, вставши весело с постели, стал надевать сапоги – и оставил жизнь; а Филимон от смеха умер: сильно смеялся ослу, по-жирающему приготовленные для стола смоквы! Какие нечаянности!

Справедливо называется сей свет темницею, из которой люди, как преступники, один за другим представляются к суду, для выслушания по делам своим от Судии вечного определения. Хотя Божие милосердие и призывает нас предупредительным гласом: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф.11, 28), но люди, следующие собственным побуждениям, производимым в них от зараженных пристрастиями чувств, сего Божиего гласа не слышат! Они с удовольствием исполняют свои желания; им нет нужды сообразоваться с волею Всевышнего...

Мудрость надменная не попущает нам оставить ее: когда мы о себе нечто разумеем и мыслим оправдаться пред всеми собственностью, тогда она кажется непреодолимою и совершенною. Я все сие сам в себе ощущаю и страшусь быть пленником сей скотской мудрости. Что скот по чувствам своим разумеет, проницает и избирает для себя доброе, то человек, предопределенный к высшим достоинствам, предпочитает небу и знанием своим о скотских движениях превозносится. Ибо есть такие натуралисты, кои почитают себя всеведущими, имея только одно скотское разумение.

Простите меня, я заговорился с вами! Желаю вам от искреннего сердца моего по воле Божией следовать к вышеестественным созерцаниям, кои от Господа бывают явлены смиряющимся и благоговеющим пред Ним рабам Его. Легко можно променять земное на небесное и временное на вечное, ошибки здесь не будет. Дай Бог превзойти вам земные чувствования и покорить все страсти владычествующему духу. Буди с нами благодать Господа нашего Иисуса Христа. «Ваш недостойный брат, слуга и раб грешный Георгий»

Дай Бог вам здоровья; а иногда, по определению Божию, и болезнь бывает в великую пользу о всем и за все благодарящим Господа. Я все это написал к близкому сердца моего другу, и в братском ко мне расположении не хочу нимало сомневаться. При вере всякое сомнение исчезает; а без веры и спастись невозможно, и разуметь истину невозможно.

Сомнение есть мнение, наносимое от посторонних помыслов, которыми обуревается душа и мятется дух. Великая нам предлежит нужда от сих мятежников охранять свое сердце и блюсти правое разумение, пребывая во имени Иисусове. По окончании сего мысленно прошу вашу руку и предаюсь дружеской любви вечно!

Октября 10-го, 1821 года

93. Глафире Петровне

Буди милость Божия с вами, матушка Глафира Петровна.

Пишу вам церковную повесть. Когда святая царица Елена отыскивала во Иерусалиме Крест Господень, найдены были три креста в одном месте; который же из них был Крест Господа нашего Иисуса Христа – недоумевали. На то время несен был тамо мертвец к погребению; остановили его и стали полагать на него те кресты, один по другом, и только что прикоснулся Животворящий Крест Господень, ожил мертвый человек. Ужаснулись, удивились, прославили Господа все, видя воскресшего человека от прикосновения к святому и Животворящему Кресту. Какая радость воссияла тогда в сердцах верующих и как умножилось число веровавших! Прочие же кресты отвергнуты, ибо хотя они и уподоблялись тому, однако были разбойничьи. Сколько и ныне есть подобных крестов! Спасительный же Крест, и путь истинный, и свет озаряющий и просвещающий спасающихся – в жизнь вечную, есть один только.

Смотрите сами, много есть крестов и путей всяких; но истина, и путь, и свет миру есть един Иисус Христос, Бог и Человек, о Немже спасается весь мир. Уклоняющиеся же от Креста Христова уклоняются и от спасения. Многие имеют кресты, но не многие спасаются.

Таинство святого Креста Господня есть Премудрость, Слово и сила Божия, Иисус Христос, Спаситель мира, победитель ада, Искупитель человеческого рода и попратель смерти смертью Своею; Он и в смирении Своем непостижим и не объемлется никаким умом, но веруется сердцем в правду, верою приемлется и устами исповедуется во спасение. Не верующий же сему уже осужден есть. «Внемли себе, да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония» (Втор 15, 9). А что выше разума, того не ищи подвести под свой разум, да не помрачится в конец, и погибнеши вечно.

Кичливый разум свой необходимо нужно пленять в послушание Христово. Хвалящиеся же каждый идти своим путем, хотя с крестами идут, да и с тяжкими еще, только не вслед Христов, и страждут, да не законно подвизаются, потому и не венчаются: ибо не взирают на единого Подвигоположника и Спасителя душ Иисуса Христа. И в древнем веке можно видеть, что от всемирного потопа служил один ковчег ко спасению, построенный одним человеком, праведным Ноем. Не внимавшие же за-благовременно и не послушавшие проповеди Ноевой вдруг со всем миром потонули за без-закония свои. Можете видеть и ныне, что не ограждающиеся единственным Крестом Христовым и не внимающие со страхом учению Христову и спасению своему произвольно потопают или в прелести сладострастия, или в гордости злонравия своего, будучи к тому споспешествуемы злым духом, прельщающим ангелом сатаниным.

Соответствуя вашему благонамеренному усердию, еще и о том уверяю вас словом Божиим, что в церкви, или в храме Божием, никакие посторонние разговоры никак нестерпимы. Всякий, кто бы то ни был, разговаривающий неподобающе в храме Божием, делается противником благочестия и явным нарушителем должного благоговения и спасительного послушания; и когда самые слова, изрекаемые в божественном служении и чтении со страхом Божиим, неуклонно требуют усердного внимания и слушания ради приобретения душевной пользы и получения милости Божией. Не трудно познать, что лукавым духом порабощающиеся не хотят слушать слова Божия и противятся сему…

….Божиею милостью спасению вашему соучаствующий,

н. р. Е.

157. Н.П.

Веровать и не веровать зависит от разума и произволения: и добрый разум есть дар Божий в каждом человеке. Не верующие же слову Божию уже осуждены суть. Промыслите, прошу вас, сколько вам лет во временном свете, – все они протекли, как одна минута. Но житие ваше, слова, дела и помышления всегда при вас: сии-то или оправдают, или осудят вас. Пожелать на минуту усладиться, а потом всего лишиться – посмотрите, какого разума все это дело.

3. Марии Петровне Колычевой

Господи, удиви на нас милость Твою.

Что вы теперь делаете в Москве? Взаимное сознание наше душевных немощей наших будет вводить нас в силу, свыше могущую обогатить нас терпением; мы чаем воскресения мертвых и жизни будущего века.

Слышно ли у вас в большом городе Спасителем изреченное слово, указывающее на нечаянную погибель народа? Он говорил в сердце совопросников века сего: мните ли вы, что те, которые погибли, грешнее вас были? Нет! Ежели не покаетесь, то все вы погибнете.

Можно ли, хотя и при малейшем в сердце ощущении слова о Страшном Суде, можно ли против совести забавляться театрами? Игра легкомысленного, забавного ума не может ли навлечь и еще жесточайшую казнь некающемуся народу?

По первому письму вашему я видел, что улицы наполнены нищими: знаменует ли это какую народную радость? Не указывает ли это на время покаяния и слез к оплакиванию настигающего нас гнева Божия? Горе будет смеющимся ныне; слово Господне не мимо идет: что сказано, то и сбудется.

Благонамеренные ваши посещения святых храмов московских временноприятны! Но уединенное занятие в размышлении и поучении Священного Писания с тайною молитвою может вас соделать вечным храмом Предвечного Зиждителя, Которым назидаемые христиане в нем соединяются, любят друг друга и делаются одной душой в душе Христовой. Ах, можно ли делиться одной душе, чтобы служить сопротивно Богу и миру? На это в Святом Евангелии всегда виден действительный ответ.

Января 8-го, 1824 года

49. Марии Петровне Колычевой

Чтобы составить дружескую компанию, убедительною просьбою приглашали меня некоторые в театр. Быв охотник до таких зрелищ, я согласился. Пришли; началось действие, и все устремились вниманием своим на действующих. Мне что-то не понравилось; я обратился вниманием моим на все собрание, и тотчас мысль внушила мне: разумей истину! Зри и виждь, чем они занимаются!! Тогда напал на меня ужас; я видел мысли и уклонение сердца каждого во мрак. Священная мысль более и более открывала сердцу моему заблуждение народа в забавах его. Тут-то мне явилось то, чего телесные глаза видеть не могут. Едва удерживался от слез; пала на сердце жалость к народу. И так хотел уйти; но, чтобы не обратить на себя взоров публики, с великим терпением дождался времени окончания – и с тех пор ни в каком подобном общем собрании более не бывал.

63. Марии Петровне Колычевой (В ответ на письмо, в коем уведомлялось о хуле одного вольнодумца на велико-мученика Георгия и о последовавшем тотчас после сего страшном громовом ударе)

Прошу заметить: когда сильный небесный гром, потрясающий землю, не был страшен сердцу вольнодумца, голос же слабого человека привел то же сердце в страх и трепет; не правда ли, что против Божия гласа являлось сердечное ожесточение и бесчувственность, – к ничтожному, в сравнении с тем громом, шепоту – малодушие и трусость? И так Божий гнев к поражению виновного принял на себя невинный младенец! По-ставьте смеющегося мужа и плачущего младенца – и посмотрите пристально на них: какая ясная картина! Невинность оплакивает виновного и за мерзкое его покушение принимает на себя смертный удар! Пусть виноватый видит то на другом, что при самом свидетельствовании слова следовало пасть на него! Что ж еще более требовать к уверению, что славный Великомученик Георгий действует в силе Божией и быстрым своим явлением прославляет Господа во всех странах вселенной? И чем еще больше может обличиться юродство суемудрия? Ведь не шутя, но с верою износились слова ваши, что другой человек А. за дерзость свою наказан святым Георгием, сознался – и тем счастлив, уже не ждет другого наказания. О чудо! На земле говорят, а на небе слышно! Неужели еще и этому не верить: когда вместе со словом последовал смертный удар, и слово было свидетельством громового сильного удара, а удар – свидетельством слова, исполненного веры? Еще ли не разумно, что живым словом веры рожден страшный сей удар в наказание насмешки? Или и этого недостаточно к убеждению? Что же после этого и неверующему последует? Действительно последует, но уже без грома,– смертный удар на сердце! Это была труба и явление, которыми предвозвещено неверующему, что Иисус Христос – истинный Бог и совершенный Человек, не просто рожденный, но наитием на Пречистую Деву Святого Духа. Так не верующему и не хотящему уверовать сей истине достойный предвозвещен и прознаменован внезапный конец, ежели не покается! Спросить бы их, откуда они научились клеветать на истину, не подлежащую клевете? Хотят сажей очернить сердце и смеются: думают, что уже очернили,– умудрились!!!

Август 1825 года

75. Марии Петровне Колычевой

Так, невидимо, – объяснялся мыслью с N. N. моей:

Истинный отшельник – странному странен, а ближнему близок; один и тот же – любит всех и бежит от всех.

Не всем тайны Царствия Божия открыты. Многие ищут во многом, но редкие обретаются во едином непространном пути. Слышно из прежних веков: Диоген искал человека днем с фонарем, и не находил, самомнительный философ, [человека], кроме себя одного. Есть и ныне такие идущие задом, или спиною, к солнцу, которые называют тьму светом и не находят света, удаляясь от истинного Света к темным силам умышления, обольщающего их душу.

Мудрость земная от небесной имеет расстояние и разность, как темная ночь от ясного дня.

Марта 10-го, 1826 года

81. К М.П. Колычевой

Мараю бумагу, да очистится душа от мрачных помышлений (на стран. 129). Прежде на вид ставлю самую цель стремления, или намерения Св. Вел. Василия, к чему все примеры непременно и неуклонно относит он во всех беседах своих. Весело и радостно пишу, любя Святителя, исполненного духа премудрости и разума Божьего, радуюсь и вижу, как отовсюду приятно он всеми средствами намеревает в точку вечного спасения душ! Так на стр. 196 видно его сознание (он говорит живущим по плоти и мудрствующим земное, плотское): ""Едино мое намерение отовсюду назидать Церковь, да обуздаются страсти невоздержанных» (видите отношение его души к необузданным, к невоздержанным), обуздываем будучи-и земными и мирскими примерами», вот на что он всеми силами и средствами настоит. На стр. 129: «Я заметил, что добродетельное о душе попечение сильно одолевает всякие недуги; посему живущие в грехах не должны отчаиваться, а должны исправиться и более не грешить». Ах, как нужно о душе своей иметь каждому добродетельное попечение! Если и весь мир приобретешь, душу же свою потеряешь, ничто же поможет. Я не хочу изъяснять философию мудрецов, прилепившихся к земле: они гордятся умствованиями своими: и, сплетая вещи на удивление миру, сами заплелись и оглушили себя и никак не слышат громкого возвещения самой истины – Иисуса Христа: если есть в людях возвышение, мерзость есть перед Богом! Пристойно о них сказать: осуетившиеся.

Мудрецы, когда о суетах пекутся, что делают они? Челом о стену бьются. Думающие быть мудрыми объюродились! Св. Вел. Василий, к их пристыжению, их же доводами приводит их к познанию истинной высшей философии. Таким-то порядком он вводил для них некое подкрепление и от чуждых веры, на показание добрых дел. На странице 196-й я нашел глубокую философию (свою правду за ничто поставляю, и ищу оправдания от благодати Христовой; вменяю вся уметы быть, да единого Христа приобрету); прочитав сию страничку, размышляю: какое зло, сладострастие в человеческом роде! Когда оно коснется ехидны, ядовитейшей змеи, побеждает ее и вводит в прелюбодеяние с угрем! Лютая змея сладострастием уступает лютости своего яда. Так есть и люди злые, которые живут согласно ради сладострастия и угождения похоти плоти своей: враги креста Христова! Видев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, грядущих на крещение Его, говорит им: «рождения ехиднины, кто сказал вам бежать от будущего гнева? сотворите же плод достойный покаяния» (Мф. 3. ст. 7 и 8). Нравственно изъясняется злость именем ехидны; Сам Христос говорит: тем же сами свидетельствуете о себе, как сыновья, побившие пророков, и вы исполните меру отцов ваших. Змея, порождения ехиднины, как убежите от суда огня геенского? Сего ради и я пошлю к вам пророков и премудрых, и книжников. И от них убьете, и распнете и от них убьете на сонмищах ваших, и изгоните из града в град.

Блюдите, да никто же вас прельстит! За умножение беззакония иссякнет любовь многих. О, станем же любить и хранить заповеди Господни!

В пользу вашу припомните описание жизни узоразрешительницы Муч. Анастасии в Четьи-Минее: 1-й, 2-й и 3-й листы. Декабря 22-й день. …

113. Марии Петровне Колычевой

Живой верой просвещенные души не подлежат изменению и суетности, когда хранят непорочно любовь свою о Господе: разве кто похочет уклониться, по своему изволению, к удовольствиям чувственным; таковой удобно может потонуть, погрязши в юродствующих помышлениях своих, обольщая себя разумением стихийного миpa, действующего лестно на организм плоти, пристрастившейся к дебелой чувственности, распаляемой наружными влияниями... Наша жизнь бессмертная-Иисус Христос, Сын Божий; в Нем вечная весна и лето, радость и веселие, и мы в Нем во всякое время можем найти себе пребывающие удовольствия, несравненно лучшие земных наслаждений. – Да и нужно при этом изречении изъяснить истину, что уклоняющиеся к земным наслаждениям неизбежно не только лишают себя тех небесных удовольствий, превышающих ум, но и самого понятая о них не удостаиваются... О друг мой! идем в след Христа, безропотно нося свой крест, да будем мы Его хотя непотребными рабами, а он нашим Господом, по благости и любви Его к нам. Всегда желаю говорить с тобою от искреннего сердца: впрочем, нужно употреблять и благо-временное молчание. Лучше молчать и проразумевать тайно, нежели говорить и ошибаться явно, на смех другим. Кто же дерзнет похвалиться пред Господом, что уже стяжал и имеет чистое сердце, когда и самые небеса пред Его славою нечисты?

131. Марии Петровне Колычевой

Господи, даждь ми мысль благу: Господи, даждь ми память смертную и умиление.

Благая мысль не позволяет быть там, где не благоугождается Господь. Мудрость в дому плача, а в дому веселья безумство: это и прежде вы видели и знали. Где теперь Д. М. пребывает? Какая мысль занимает твое сердце? Я благодарен за сообщение искренности; прими же любезно от искреннего сердца искренний выговор за участвование в праздновании противу Православной Грекороссийской Церкви. Такое человекоугодие разлучает нас с Богом. Смиренное сознание и раскаяние обращают нас к нему, и даруют разум истинный познать нашу нерассмотрительность, самонадеянность и мнение своего сердца. Где свое мнение, там есть ли вера? Я радовался, когда вы возвратились в первый раз в свое уединение для собрания мыслей на благоугождение пред Богом. Вы и тогда чувствовали потерю времени, но не поболели сердцем и верою Христовою не оградили себя; и вот еще последовали на то же рассеяние ради угождения воле человеческой. Ах, Д. М., еще ли тебе нравятся соблазны мира, противящегося Христу? Еще ли для вас терпимы ласки ласкосердствующих в угождение плоти? Что же могло помрачить вас в надлежащем предсматривании того, от чего следует пагуба души, и от чего вечное спасение?... Прошу принять мирным сердцем в пользу души сие выражение моего преданного вам сердца о имени Христове.

11-го Сент., 1827 г.

139. Марии Петровне Колычевой

Опочивающий здесь во гробе Святитель Тихон, между прочими его наставлениями, оставил нам следующее увещание:

«Не смотри, что нынешний свет делает, но чему Христос учит и словом и делом, когда не хочешь вечно заблудиться и погибнуть. Поверь, что день от дня умаляются сынове Царствия Божия, и умножаются неприязненнии: грех час от часу усиливается и соблазн более и более умножается. Помни, что Христос в Евангелии всем глаголет: «Аз есмь свет миру: ходяй по Мне не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Иоан. гл. 8). Отсюда без сомнения, заключается, что неотменно во тьме ходят, хотя бы и мудрыми казались, все те которые не ходят в след Христа, т. е. не последуют Его смирению, любви, терпению и кротости. Слово бо Христово не есть ложно, но истинно, и как сказано, так и есть, яко Он Сам есть истина.» Иоан. гл. 14.

198. Марии Петровне Колычевой

Мертв бе, и оживе: сие сказано о блудном сыне в евангельской притче. Когда сердце мыслящее блуждает по внешним водам суетного мира, и принимает только одно чувственное, тогда подлинно душа мертва; уже не движется умною молитвою и не имеет желания к будущей вечной жизни.

Марта 21-го, 1830 г.

260. Марии Петровне Колычевой

Не могу описать, как и сколько много мне довелось выслушать уроков от людей разного состояния, ума и качества. Разумные, мнящиеся себе быти мудрыми, вдались в неправду. Их язык не говорит согласно с сердцем, – лгут и мнят спастись ложью, будто так должно мудрствовать! Я мог заметить сию прелесть претыкания: она, не выразумевши право, приняла родителя всякой лжи, который берет их за руку и показывает на некоторые изречения святых отцов, которые произнесены были право, и премудро, и соответственно разнообразным духовным состояниям и нуждам. Отцы не назывались бы святыми, ежели бы лгали. Всякая ложь от диавола, а диавол кому содействовал ко спасению? Так бесстрашные нынешнего света умники претыкаются и лгут. Но покуда не отвергнут всякой лжи, никак спастись не могут. Премудрость о таких говорит: «двоедушен муж» (то есть тот, кто языком говорит не то, что в сердце) «не управлен во всех путех своих». Смотрите же, не внимайте тем, которые учат ложной мудрости.

265. Марии Петровне Колычевой

Ясно горит лампада, когда бдительно смотрим за ней. Чистота и ясность требуют неусыпного труда. Скажите, какая мысль находится в вашем сердце более других находящих?.. Сердечному вопросу принадлежит и сердечный ответ...

Спаситель мира, Спаситель наш Иисус Христос, призываемый нами, всегда услаждает нас. Сердца наши да погружаются более и более в любовь Его! А кто противится святым установлениям Православной Церкви, тот нам не может быть другом. Вчера было слово о церковных храмах и о местах, удобных ко спасению. Я согласен с вами и никогда не мыслил иначе, что христианину нужнее всякой пищи – питаться словом Божиим. А покуда человек существует на земле, сколько бы духовен ни был, но еще не бесплотен, и поэтому необходимо для него здесь и место удобное ко спасению, и храм для молитвы, и особенно для совершения Святых Тайн. Мудрований же, противных Святой Соборной Апостольской Церкви, я не принимал и не принимаю; и ни к какой секте не принадлежал и не принадлежу! Хоть испытывал иногда, но это было для того, чтобы лучше познать прелесть и никогда не быть в прелести.

Проклинаю всякую ересь, почитающий святую Истину – Господа моего Иисуса Христа.

Непотребный раб Георгий

267. К Анне Федоровне Поздняковой

Сердцеведец Бог да даст вам просимое вами, по сердцу вашему! Его Промысл смотрительно благоустрояет чрез скорби временные вечное наследование Небесного Царствия всем верующим во истину и пребывающим в делании заповедей Его. Заповеди Его – свет; беззаконие же – тьма. Любящие тьму ненавидят свет и называют ее светом.

Дети, не почитающие своих родителей, во тьме ходят и беззаконнуют; то же – и бес-печные родители, которые не молятся за детей своих и не стараются воспитывать их по-христиански, в страхе Божием. Вот отчего бывают пагубные следствия пороков и беззаконий!

Есть и такие, которые, получив от родителей своих христианское, благое воспитание, но потом сами, вдавшись в дружество с вольнодумцами, развратились, и, презрев благую нравственность христианского воспитания, сделались подобными им, и не видят, что, оста-вив путь спасительный, волею своею идут пространным путем развратности в погибель веч-ную. Блажен, кто, не дошедши еще до конца пагубного пути, остановится и размыслит, что по смерти будет суд правды Божией и воздаяния «комуждо по делом его» (Пс 61, 13). Таковой может раскаяться, обратиться к деланию заповедей Божиих и удостоиться прощения и вечной жизни, Божиею милостью.

Ваши скорби сердца и частые болезненные воздыхания души явны пред Господом.

Не унывайте ж! Отчаиваться в своем спасении не свойственно нраву христианскому; вам лучше и легче будет сносить всякие оскорбления, когда положите сейчас начало благое – побеждать молитвою и терпением всякую неприязнь. Уклонившись от зла, тотчас сотворите что-нибудь благое, и благо будет сердцу вашему! Начните только прежде всего искать Царствия Божия – и все прочее благопотребное приложится вам, хотя бы вы о том и не просили. Слово Господне верно! Божиею милостью да дастся и ближним вашим истинная любовь к искренним, по заповеди Христовой. Прошу вас, утешьтесь взаимною любовью о Господе в чаянии воскресения мертвых и жизни будущего века.

Июня 24-го, 1834 года

287. Екатерине Васильевне Даниловой

Не изнемогайте, но укрепляйтесь о Господе! Христос посреди нас – сила и ут-верждение наше! Мы слабы, немощны, уничиженны и ничего не можем сами по себе без Гос-пода; но ежели кто имеет веру Божию хотя с горчичное зернышко, уже может и горы пере-ставлять, по свидетельствованию о сем Самого Творца гор... Верующие и на суд не придут, но прейдут от смерти в живот. Поистине от духа свидетельствуется вера, а дела оживляются верою: мертвы дела без веры и вера мертва без дел. Возмогайте же о Господе в крепости Его.

Но невозможно облечься во вся оружия Божия, ежели прежде не совлечемся ветхости мира сего и орудий его, воюющих на душу. Известно, что по плоти живущие Богу угодить не могут: ибо они противятся заповедям Божиим; они все придумывают, и дела промышляют, и мудрствуют во угождение плоти своей, и потому несть Духа Божия в них, но водятся духом мира сего, всегда враждуют на истину и поучаются тщетным в суете помышлений своих- тьма посреди их, и сами не ведят своея пагубы. Заповеди Божии верующим не тяжки, они свет! А им они тяжки, и они не только не могут пребывать в них, но даже и воззреть на них ужасаются. Бог есть Любовь!

Любовь все скорби облегчает

И горесть в сладость претворяет;

Одолевает все напасти,

Плотские поглощает страсти.

Любовь долготерпит,

Живит, миротворит;

Любовь не подражает бессловесным

И восхищает от земных к небесным.

На перлы, на сребро и злато

Она взирает, как на блато,

И ищет только одного –

Кто создал все из ничего...

Любовь все чувства возвышает;

Любовь дела и жизнь венчает!

Кто к Господу любовь имеет,

Тот нарушать закон не смеет

И, кровию Христа омывшись от грехов,

Не возвращается к ним вновь!

Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею (Мф 22, 37) и «ближняго своего, яко сам себе» (Мк 12, 31).

Заступник души моея буди, Боже, яко посреде хожду сетей многих; и избави мя от них и спаси мя, Блаже, яко Человеколюбец.

Февраля 24-го, 1835 года

314. К N. N.

Замечательно, как труба небесная-Св. Златоуст трубит и возвещает истину во всю вселенную, чтобы услышали народы и обратились от действующей в них бесовской прелести к истинной премудрости Божией. Передаю вам его златое слово: об играх и о плясании.

«Земная вся отвергше злая смышленая, приидите, услышим духовное учение, Христос бо созда ны, и хотя Ангелы сотворити ны, но мы сами во звери прилагаемся: еже бо безчинно жити и работати мамоне неправедному, рекше, любостяжанию, еже многая имения собирати, то зверей безстыдство. А еже величатися, и иного укоряти, и обидети, и красти, и лгати, то не человеческое, ниже зверское, но бесовское дело и хотение, тии бо соблазняют, дабы им не единым мучимым быти. Иного понуждают на клевету, иного же на зависть, иного на блуд ласкают, и на ярость учат, и на гнев, и на гордость: иного скупостью помрачают, и на грабление, и на разбой, и на пьянство устремляют: иного на кощуны и песни сатанины, на плескание и на гудение, и на плясание учат... »

Мне помнится в Св. Писании объявлено: что настанут такие времена, в которые люди не послушают словес здравого учения, но пойдут по воле сердца своего во всех похотех души своей, преуспеют на горшее.

Смотрите, какая нужда предлежит нам часто повторять от всего сердца сию молитву: «Заступник души моея буди, Боже, яко посреди хожду сетей многих: избави мя от них и спаси мя Блаже, яко человеколюбец!»

Да сохранит нас Господь от ищущего восхитить лестью пестровидного змия!

67. К М.М.

И самый искуснейший лекарь не может пользовать раны, когда не будут выполнять его советы. То же, разумеется и о сердце: сердце, повинующееся повелениям Господним, пользуется милостью, а неповинующееся лишается и претерпевает, пока не обратится.

Июня 28-го, 1825 г.

142. К А.Т.Б.

Христос посреди нас!

Все то странно, что устраняется от благочестивого жития истинных христиан. Так, ищущие жить сообразно веку сему, странны ищущим жить по воле Божией, заповеданной нам для вечного спасения нашего.

31-го Августа, 1828 г.

158. К А.Т.Б.

Видел я из газет, что вся Москва в восхищении от краснопения германского соловья – девицы Зонтаг. Она, бедная, обольщена рукоплесканиями прелестного мира и сама рабствует ему прелестью взаимно. Конечно, она не имеет понятия о истинном христианстве православной веры; у нее нет ушей слышать Ангелов, поющих неизреченными гласами Божию славу. Желал бы ей познать ту ноту, по которой мертвые, оставя свои гробы, пойдут в рай сладости вечной.

Сентября 19-го, 1830 года

267. К В.В.Г.

Долг наш опасаться всего, что бывает не по Христу; хотя бы то и подлинно сладкою любовью казалось вам. Ради Христа храните сердце ваше от окрадывающего лукавого духа; он действует на таких, как вы, чрез покоряющихся ему служителей, являющихся в виде блистающего Ангела, любезными и дружескими расположениями, чтобы тем развратить неприметным образом ваше доброе сердце и уклонить всю душу от любви Божией в любовь человекоугодную. Есть души высокопарные и без смирения низко смиряющиеся о себе, незаконно движущиеся, рвущиеся и ищущие во всем воли своей, чтобы все было по воле мечтающего сердца их, так как сами они хотят разом на небо.-и оттуда стремглав низвергаются в преисподнюю; осуждая же других, с большим роптанием на доброжелательствующих им, отвергают все, что бы ни предлагали им доброе: они то во зло превращают, что явно предлагают им на пользу; все против них виноваты, а сами они кричат, рвутся, плачут, обносят и жалуются, не хотя терпеть. Прошу вас никак не быть с такими в сношении, ни пером, ни мыслью. Я и прежде побуждался в духе предостеречь вас от таковых. И вы много воспользуетесь послушанием спасительному слову, которое назидает молчаливых. Знаете сами, что терпением приобретается спасение, а не самовольством и парительными чувствами, которыми не перестает и поныне дышать приближающееся к вашему неопытному сердцу: да хранит вас святой Ангел в мирном покое тихого и благонравного смирения!

Вы сознательно скажите сами себе, что вы вступили в ограду монастырскую ради спасения души своей, а не для жертвования сердцем своим дружбе приветствующих вас не о Христе странниц. Это пагубно и очень расточительно душе, которая и невольно по влечению их может своею волею уклониться к ним и лишиться истинного покоя. Под предлогом сострадания удобно злохитрый враг действует на душу, чтобы поразить ее унынием и отлучить от Бога.

Что вам теперь тайною, то объявляю вам и ставлю на вид: не пленяйтесь теми, кои сладко говорят, умеют рассказывать свои и других бедствия, живо чувствуют и катят по лицу слезы: все это одно еще только наружное, минутное, парительное и, может быть, нехри-стианское. Почему? Потому что христианское чувство не порывисто, но скромно и тихо, кротко и смиренно, благопокорно и искренно в сознании своих немощей, но вместе твердо и постоянно о Христе. Истина христианская познается в безропотном долготерпении скорбей.

Прошу вас усердно внимать себе и слову Божию и тем ограждаться в скорби сердца вашего. Матерь Божия покров ваш; радуйтесь о Господе! А когда плачете, то рассуждайте и познавайте, о чем плачете, и потом скоро благодарите Бога: слава Богу о всем!

Благодарю вас, что вы мне сообщили мысль вашу: отвечать ли на сторонние письма? Прошу отвечать молчанием. Когда же вы ознакомитесь с книгами-то, научающими благоче-стию? Трудом и вниманием просвещается сердце. Исполняете ли вы ежедневное ваше правило и чувствуете ли от оного утешение или тягость и уклонение? О, если б не было ни одного такого дня, в который бы вы не могли прочитать: одну главу из «Алфавита», одну ка-физму, одну главу из Апостола и одну из Евангелия, потом подумать о том, что читали, и поверить жизнь свою. При сем можете внимать и святому Ефрему, и святителю Димитрию, и Тихону святителю.

2 июля 1828 года

Комментарии для сайта Cackle