митрополит Григорий (Постников)

Ходи в Дом Божий с особенным удовольствием

Слово, сказанное синодальным членом, Григорием, архиепископом Тверским и Кашинским,15 сентября 1842 года, по освящении теплого собора в городе Торжке, сооруженного Новоторжским первой гильдии купцом Степаном Никитичем Уваровым с братьями.

Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил. (Пс.83:2)

Так выразился о доме Божием Св. Царь и Пророк Давид. Дом Божий для него был самое любезное место. Поэтому он желал быть в доме Божием всевозможно чаще: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни», – говорил он Господу в своей молитве (Пс.83:3). И это его желание было столь сильно, что он ничего так усердно не просил у Господа, как исполнения его: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся днu живота моего и посещати храм святый Его», – говорил он Господу в другой своей молитве (Пс.26:4). Всех людей, которые имели возможность и удобство чаще быть в доме Божием, он почитал самыми счастливыми и говорил: «Блажени живущии в дому Твоем» (Пс.83:5). И когда сам принимал от кого-нибудь приглашение идти в дом Божий, то принимал оное с величайшим удовольствием: «Возвеселихся – говорил он, о рекших мне: в дом Господень пойдем» (Пс.121:1).

Но ежели таково было расположение к дому Божию у Св. Царя и Пророка Давида: то это его расположение к дому Божию по тому самому, что он был Царь и Пророк святой, «Муж по сердцу Божию, исполнявший вся хотения Божия» (Деян.13:22), должно быть для нас законом и всякому из нас должно ходить в дом Божий, или во Св. храм, с особенным удовольствием. Останавливаюсь на сей спасительной истине для обстоятельного размышления.

С особенным удовольствием всем нам должно ходить в дом Божий, во-первых, для Бога:

Для Бога! этим выражением хочу сказать не то, что Бог имеет нужду в нашем хождении в Его дом, или что наше хождение в Его дом может увеличить Его блаженство; мы ничего не можем прибавить к Его блаженству; Он всеблажен и вседоволен Сам Собою: но мы сами по себе имеем нужду ходить в дом Божий для Бога. Как Христиане, мы веруем во Единого Бога Отца, Который создал и хранит все видимо и невидимо существующее и, Который из любви к нам послал на землю Своего Единородного Сына, чтоб Он извлек нас из несчастного греховного состояния и привел в Его святое, блаженное и вечное царство; веруем в Единородного Сына Божия, Иисуса Христа, Который был, есть и вечно будет источник всякой благодати и истины и, Который из любви же к нам крайне желает сообщить эту благодать и истину всем человекам, как имеющим в них необходимую нужду; веруем во Всесвятого Духа, Который подает нам все духовные дарования и силы (1Кор.12:8 и далее), а особливо изливает в сердца наши Божию любовь (Рим.5:5), удостоверяющую нас, что мы дети Божии и ободряющую нас среди всех трудностей и горестей жизни обетованиями вечных благ (Рим.8:14–17). Эта вера, ежели она есть в нас вера истинная, должна проникать всю душу, как одного какого-нибудь Христианина, так равно и всех Христиан, как бы много их ни было и проникая, должна производить во всех и в каждом самую пламенную любовь, самую живую благодарность к Tpиипocтacномy Богу, так любящему нас, и так чрезвычайно нам благодетельствующему: потому что всякая оказываемая нам любовь и всякое оказываемое нам благодеяние весьма естественно производит в нашем сердце взаимную любовь и благодарность. Но эта чувствуемая всеми Христианами любовь к Богу – любовь вообще нигде не терпящая разделения, не должна ли сильно побуждать всех нас к соединению в доме, безмерно нас любящего Бога? И эта всеми Христианами чувствуемая благодарность, не должна ли сильно побуждать всех нас едиными устами и единым сердцем славить Бога, так безмерно и непрестанно нам благодетельствующего? Братья! кто не ходит в дом Божий, в том нет чистой веры, нет истинной любви к Богу, нет живой и истинной благодарности к Нему: тот не проникнут духом Христианства, хотя бы он тысячами труб провозглашал себя Христианином.

С особенным удовольствием всякому Христианину должно ходить в дом Божий, во-вторых, для самого себя:

Св. Златоуст говорит: «Церковь Божия торжище есть духовное и врачебница душам: почему должно по подобию тех, которые на торжище приходят, много драгих вещей оттуду собравши возвращаться и по подобию тех, которые во врачебницу приходят, приличное болезням лекарство взять выходит»1. В самом деле, в доме Божием Христиане могут получить все нужное к истинному здравию, или спасению своих душ. Не говоря о многом другом, упомяну о двух вещах: Дом Божий есть дом наставления, вразумления, возбуждения и одушевления. Как во время своей земной жизни Господь Иисус учил Иудеев наипаче в Храме и в их Синагогах, то есть, в общественных домах молитвы и учения, так и ныне Он учит посредством служителей Своего Слова наипаче в церквах. Таким образом, наипаче в доме Божием мы верно познаем Нашего Бога – Создателя и Спасителя; познаем наши обязанности к Богу, к нашим братьям и другим существам; познаем самих себя, свои душевные нужды и болезни; познаем чем и как пособить нашим нуждам, чем и как уврачевать наши душевные болезни, чем и как предохранить себя от душевных болезней, словом: в доме Божием познаем необходимость попечения о спасении нашей души, познаем все нужные средства к её спасению, и получаем сильные средства в действии. Правда из Слова Божия можно поучаться делy спасения и дома, но как много людей, не умеющих читать, а из умеющих читать, как много не умеющих правильно понимать, особливо же восчувствовать читаемое, и твердо расположиться к исполнению того? Притом, кому неизвестно, что дома во всякое время встречается с нами превеликое множество всякого рода житейских нужд и сует, которые почти непрестанно могут отрывать нас от душеспасительного чтения, или развлекать наше внимание и рассеивать наш дух? А наши домашние суеты нередко делают совсем невозможным углубление в самих себя и возвышение души от земного к небесному. Но в доме Божием, куда все собираются с одною благочестивою целью, все это несравненно удобнее. И кто из благомыслящих не захотел бы быть в доме Божьем с удовольствием? – Впрочем, дом Божий не есть только удобнейшее место наставления и вразумления: в нем во время всякой Литургии возобновляется совершение великого таинства Нового Завета и совершается живое напоминание смерти Иисуса Христа, Сына Божия, принятой им для нашего спасения. Что Иисус Христос сделал на последней Вечери со Своими Учениками и что потом Он потерпел на Кресте, то все изображается и таинственно совершается во время Литургии. Зная это, кто из нас будет так бесчувствен, чтоб от всей души не захотел быть при таком важном и священнейшем действии, дабы более и более чувствовать безмерную к нам любовь Божью и соединяться со Всевышним? Древние, несомненно, истинные Христиане, так как и наши благочестивые предки, считали общественные собрания в домах Божьих, сначала обыкновенно малых и тесных, а в первенствующие времена наибольшею частью подземных, чрезвычайно важными. При свирепствовавших гонениях, они лучше решались на жесточайшие мучения и верную смерть, нежели на оставление общественного Богослужения. Кто из нас не захочет подражать такому святому расположению во времена покойные?

Наконец, с особенным удовольствием всякому из нас должно ходить в дом Божий для ближних:

Наша вера требует от нас, чтобы мы старались о спасении не только собственном, но и наших ближних. Всякий из нас обязан по своим силам действовать к душевному благу ближнего – научать его, назидать его, удалять от зла, располагать к добру и укреплять в добре. Всякий из нас обязан подавать другим пример благочестия и своим примером возбуждать всех к благочестию и прославлению Нашего Общего Небесного Отца. «Утешайте друг друга», писал Св. Апостол к Солунянам, «и созидайте кийждо ближняго» (1Сол.5:11); «Да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел», писал тот же Св. Апостол к Евреям (Евр.10:24); «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самих во псалмах и пениях и песнях духовных», писал он же к Колоссянам (Кол.3:16); «Единодушно, едиными усты славите Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа», писал он к Римлянам (Рим.15:6). Но где может быть такое назидание ближних всего лучше, как не в доме Божьем? Здесь наипаче вполне и беспрепятственно обнаруживается расположение нашего сердца к Нашему Небесному Отцу; и посему здесь наипаче мы можем производить в наших ближних такие же истинно сыновние расположения к Нему, какими одушевлены мы сами, как то: благоговение и любовь к Нему, упование на Него и ревность к прославлению Его Имени. Множество народа, выражающего одно сильное чувствование, весьма глубоко действует на душу зрителя и почти необходимо увлекает его к подобному чувствованию. И один человек, выражающий сильное чувствование, нередко также глубоко действует на множество зрителей и увлекает их к тому же чувствованию. Думаю, всякий из нас не раз заметил это на самом себе. Иногда, по каким-либо обстоятельствам, мы приходили в дом Божий почти совсем холодными: но здесь наш взор упал на благочестивого молитвенника, всем сердцем восхищенного к Богу, или наше ухо услышало что-нибудь, до глубины потрясшее нашу душу; и мы входили в себя, чувствовали неправильность своего внутреннего состояния, обращались к Богу, и наконец, ощущали в себе тоже чувство благоговения, любви и благодарности к Богу, какое заметили вблизи стоящем благоговейном молитвеннике. – Впрочем, ежели мы истинные Христиане и расположены к Богу как дети, то непременно должны чувствовать, что назидание ближних есть самая естественная и необходимая наша обязанность. Всякий добрый сын и всякая добрая дочь всегда сердечно желают, чтобы все люди знали, любили и уважали их отца и мать; всякий добрый сын и всякая добрая дочь рады употреблять все способы, чтобы другие любили их родителей как можно больше, и отзывались о них как можно лучше: можно ли же нам не почитать весьма важною и приятнейшею обязанностью хождение в дом Божий и обращение в нем со всем благоговением, дабы таким образом споспешествовать другим входить в тоже истинно сыновнее расположение к Нашему Небесному Отцу, каким одушевлены мы сами?

Итак, кто не любит ходить в дом Божий, тот не любит ходить туда ни по каким-либо иным причинам, как по причинам порочным и, следовательно, погибельным. Многие не ходят в дом Божий потому, что благодеяние, доставляемое домом Божьим, по их мнению, слишком обыкновенно, и что они всегда могут воспользоваться им очень легко: но это величайшая неблагодарность. То, что Бог дает нам удобство весьма часто наслаждаться благодеянием Своего дома, должно не отдалять нас от Его дома, а тем более привлекать к Его дому, и располагать пользоваться им с большим усердием.

Другие не любят ходить в дом Божий потому, что их сердце слишком крепко привязано к земному. Всю неделю они заняты только земным; вся их забота обращена к тому, чтобы увеличить свое земное имущество, чтобы лучше удовлетворить своим житейским потребностям, особливо чтобы доставить себе то или другое чувственное удовольствие: приходить Воскресный или Праздничный день, который им, по заповеди Божьей, должно святить, т.е. между прочим, провести в общественном Богослужении в Божьем храме; и они, как будто совершенно потерявшее чувство своих духовных потребностей, встречают эти дни так хладнокровно, что даже и не думают идти в Церковь Божью, но остаются дома, и продолжают заниматься теми же земными делами, какими занимались в дни не праздничные, или чем-нибудь таким, что Богопротивно даже и в непраздничное время; ежели же иногда они и идут в церковь Божью, то несут туда с собою сердце со всеми его земными мыслями, желаниями и заботами. Что от этого происходит? От этого при Богослужении они ничего хорошо не видят и не слышат, чувствуют скуку, заводят друг с другом разговоры, пустословят, смеются, бродят с места на место, и своим неприличным поведением не только не подают другим назидательного примера, но еще расстраивают общий дух назидательности, дух благоговения, внимания и молитвы. Все эти люди не суть дети Небесного Отца. В них нет Его духа. Они живут, так сказать, только землею. Для удовольствий и потребностей духовных у них нет вкуса.

Наконец, иные не любят ходить в дом Божий потому, что ими управляет сильная злая страсть к какому-нибудь пороку. Все удовольствия, все радости жизни у этих людей состоят в удовлетворении этой их страсти. Но как от удовлетворения страсти человек может получать удовольствие только тогда, когда совесть его спит (не спящая совесть никогда не оставляет человека впавшего в порок без сильного угрызения и муки), то они стараются избегать всего того, что может разбудить их совесть. И как наша совесть всего скорее пробуждается в доме Божьем, потому что там все будит ее ото сна: то они всевозможно стараются удаляться от дома Божия и Богослужения. По мере того, как увеличивается их преданность к любимому их пороку, увеличивается и их нерасположение к дому Божию, которое в иных людях, как показывает опыт, простирается даже до ненависти и презрения к дому Божию и Богослужению: они хотели бы истребить Богослужение и дома Божии.

Но ежели так нужно ходить в дом Божий, и так порочно не ходить в него, то вечная Божья благодать и милость, вечное Божье благословение да будет над всеми соорудителями Божьих домов, или храмов! Они доставляют себе и другим величайшее удобство к укреплению и оживлению Веры, к прославлению великого имени Бога и Его непрестанных благодеяний; они доставляют себе и другим наилучшее средство к спасительному просвещению ума и спасительному направлению сердца; они доставляют вернейший способ к соединению всех душ в одно святое общество, в одно семейство Божие. Посему же, и тем более, да будет вечная Божья благодать и милость, вечное Божье благословение на Соорудителе сего освященного нами дома Божия; потому что этот священный дом отныне будет, наипаче в более торжественные времена, собирать в себя детей Божьих из всех малых и частных домов Божьих, для согласования их в один великий, святой, любезный и блаженный дух – дух Христов. Соорудителем сего Храма и его братьями двигала святая цель не частная, но общая, и потому тем более достойная похвалы и возмездия у Бога. О, если бы подобная святая ревность одушевила кого-нибудь и в начальственном городе сея Паствы к подобному, но еще более нужному делу!

Обратимся к себе: Братья и сестры! Долго ли нам остается на земле ходить в дом Божий, и пользоваться его благодеяниями? Будем дорожить временем, и ходить в дом Божий всевозможно чаще и со всем удовольствием. В будущей жизни никто не наслаждается тем, чего не любил в жизни настоящей: а там будет нескончаемое, только общественное Богослужение; там, как видел Тайновидец Апостол Иоанн, все Святые люди и все Святые Ангелы день и ночь вечно вместе «покланяются Богу, глаголюще: аминь: благословение и слава и премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков» (Откр.7:9–12,15). Аминь.

* * *

1

Беседы на книгу Бытия святителя Иоанна Златоуста. Беседа XXXII


Источник: Москва. В типографии А. Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии. 1843г. Рассмотрено в Комитете Духовной Цензуры, при Московской Духовной Академии. 15 Ноября 1843 года. Цензор: Вифанской Семинарии Ректор Архимандрит Филофей

Вам может быть интересно:

1. День святой жизни митрополит Григорий (Постников)

2. Неестественность и неправильность отрицания сверхестественного протоиерей Григорий Дебольский

3. Пастырские заметки касательно борьбы с материализмом профессор Василий Федорович Певницкий

4. Богопознание епископ Вениамин (Платонов)

5. Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах. Том II епископ Виталий (Гречулевич)

6. Когда пророчествовал Авдий? профессор Иван Степанович Якимов

7. Чтение для говеющего протоиерей Иоанн Бухарев

8. Обозрение Святой Четыредесятницы архиепископ Евлампий (Пятницкий)

9. Время войн профессор Дмитрий Иванович Введенский

10. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

Комментарии для сайта Cackle