«Умный, добрый и влиятельный наставник»

Источник

Как тяжко бывает читать биографии дореволюционных пастырей. Кажется, что вдыхаешь пыль канцелярских книг и ковровых дорожек учреждений разного ранга. Важно увидеть за всеми этими «комитетами» и «комиссиями» живых людей с их устремлениями, мыслями и скорбями. Гермоген Добронравин начал карьеру в Александро-Невском духовном училище и Санкт-Петербургских семинарии и Духовной Академии, а закончил ее епископом Псковским. В промежутке между этими ступенями было служение священника в храме на Волковом кладбище, законоучительство, членство в различных структурах, связанных с духовным образованием, монашество и, наконец, епископский клобук.

Современники вспоминали Гермогена как выдающегося педагога. По словам его биографа В. Шереметевского, «получив в духовной школе свою фамилию за кротость, доброту и приветливость, Гермоген на всю жизнь сохранил эти качества. На всех поприщах он отличался неуклонным исполнением своих обязанностей. В Московской семинарии он имел самое благотворное влияние на своих учеников. В гимназии он приобрел репутацию «умного, доброго и влиятельного наставника«. Чуждый всяких новшеств в преподавании, он требовал от учеников твердого знания устарелого в главах иных законоучителей Филаретова Катехизиса, но знания отчетливого с ясным пониманием всех текстов, заучивавшихся непременно на славянском языке; каждый текст читал он по книге и объяснял буквальное значение каждого слова; старые слова в Катехизисе заменял новыми, изменял старую расстановку слов; все это переправлял карандашом в своей книге и велел то же самое делать детям в их книгах».

Владыка Гермоген известен современному читателю в основном благодаря своей нравоучительной брошюре «Утешение в смерти близких сердцу». Книга написана человеком, который в молодости пережил смерть жены, а затем долгое время служил кладбищенским священником, то есть на основании личного опыта. Язык владыки очень живой, его аргументы тоже не спекулятивны, жизненны, он как бы заранее сочувствует своим адресатам их предполагаемому горю (никто ведь не возьмется читать эту книгу, не испытав то, о чем в ней написано). Гермоген приводит много случаев из своей практики, из жизни русского общества, вспоминает и мистические случаи, например, явления теней умерших, но истолковывает их в христианском ключе:

«В Бозе почившему московскому митрополиту Филарету (19 ноября 1867 г.) за два месяца до его кончины было необычайное извещение в Сергиевой Лавре о близком отшествии его в вечность. Именно утром 17 сентября 1867 г. он сказал наместнику Лавры, архимандриту Антонию: «Мне явился родитель мой и сказал – береги девятнадцатое число». Наместник позволил себе заметить: «Владыко святый! Разве можно верить сновидениям и искать в них какого-нибудь значения? Притом, как же можно обращать внимание на такое неопределенное указание? Ведь девятнадцатых чисел в каждом году бывает двенадцать». Но владыка с уверенностью ему сказал: «Не сон я видел и потому думаю с этого времени каждое девятнадцатое число причащаться святых таин». И действительно он причащался 19 сентября, 19 октября и 19 ноября – в день своей кончины. Так занимает усопших на небе наша участь на земле!»

Однако литературное наследие владыки совсем не ограничивается этой маленькой книгой. Ему принадлежит несколько работ по догматике, церковной истории и литургике, богослужебные тексты, в частности служба Довмонту-Тимофею, жизнеописания нескольких святых, воспоминания о Филарете Московском, Антонии Воронежском, Ионе, экзархе Грузии, и Афанасии Казанском, проповеди и множество книг в жанре популярного богословия: «Беседы священника с прихожанами о неосуждении ближнего и о исповеди», и «Вечерние беседы отца с детьми» о церковном пении и о святых местах, и «Разговор между двумя крестьянами Боголюбом и Миролюбом о том, как надо проводить воскресные и праздничные дни», и «Беседа старика с молодыми о том, верить ли снам», а еще стихи:

О, как дух мой веселится,

Сладко как моим костям,

Над могилой коль курится

Мольбы чистый фимиам!

Так молись же, друг, и помни,

Что есть Бог, есть мир другой,

Где ты завтра иль сегодня

Можешь встретиться со мной…

Скончался Гермоген 30 августа 1893 года и был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской лавры возле правого клироса. В 1932 году его мощи были найдены нетленными.


Источник: «Умный, добрый и влиятельный наставник». [Электронный ресурс] // Александро-Невская Лавра

Комментарии для сайта Cackle