Азбука веры Православная библиотека епископ Гермоген (Добронравин)

епископ Гермоген (Добронравин)

История Древней Церкви

История Русской Православной Церкви

Литургика

Нравственное богословие

Проповеди

епископ Гермоген (Добронравин)
епископ Гермоген (Добронравин) (21.02.1820–17.08.1893)

Епископ Псковский и Порховский, автор ряда руководств по церковной истории и литургике.

Биография

В миру Добронравин Константин Петрович, родился в Санкт-Петербургской епархии в семье священника слободы Московской Славянки (ныне в черте Санкт-Петербурга), Царскосельского уезда.

Обучался в Александровском духовном училище и Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1845 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере - это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость.

26 октября 1846 года был рукоположен во священника и определен к Санкт-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего. Здесь же он понес тяжелую скорбь - похоронить свою нежно любимую супругу. Впоследствии, в письме духовному сыну, он писал:


"Вы знали мою покойную жену, знали и то, какая крепкая любовь соединяла нас друг с другом и потому можете себе представить, чего стоило мне перенести разлуку с ней. А, зная это, Вы не станете дивиться тому, что по ее смерти, душа моя жила не столько здесь, на земле, сколько там, в жизни загробной."


Много передумал он в это тяжкое время, искал утешения и в слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми. Ему были чудные видения и откровения свыше. Плодом этой усиленной духовной деятельности стала книга "Утешение в смерти близких к сердцу".

В 1854 году он, по соизволению архипастыря, оставил приходскую деятельность и был определен законоучителем 3-й Санкт-Петербургской гимназии и настоятелем гимназической церкви. Находясь в гимназии, но проявил себя как умного, доброго и влиятельного наставника.

Начальство и его сотоварищи оценили в нем силу его научного опыта, заключенную в сердце и уме смиренного и скромного педагога и избрали его для исполнения разных сторонних для сего заведения обязанностей: он был членом комитета при Санкт-Петербургской духовной академии для издания книг духовно-нравственного содержания, действительным членом ее конференции, штатным членом Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры, епархиальным членом правления Александро-Невского духовного училища. За свои труды он 20 апреля был возведен в сан протоиерея.

В 1869 году на епархиальном съезде духовенства был избран смотрителем Александро-Невского духовного училища. Некоторое время он колебался и медлил с принятием этой должности, затруднялся об устройстве дочери. Но митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор помог ему в отеческой заботе о дочери, и отец Константин принял новое место. Как особенность его служения в этой должности, передают, что, как только какой наставник почему либо отсутствовал на уроке, смотритель тотчас же заменял его, чтобы дети не лишались урока.

1 сентября 1873 года принял монашество с именем Гермогена. 8 октября того же года был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии.

С 9 сентября 1876 года - епископ Ладожский, также викарий Санкт-Петербургский.

24 апреля 1882 года был перемещен на Таврическую кафедру.

С 9 марта 1885 года - епископ Псковский и Порховский.

В 1893 году был вызван для присутствия в Святейшем Синоде в Санкт-Петербург. Здесь он тяжело заболел воспалением легких. 14 августа над ним было совершено таинство Елеосвящения и владыка был приобщен Святых Таин, а 17 августа 1893 года он скончался. Был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры.

Отличительными чертами святителя во всех местах его служения были удивительная скромность и в образе жизни и в словах и в действиях; искренние, сердечные отношения ко всем. Выделяются также его строгое воздержание; заботливость о просвещении паствы, для которой он не только организовал духовно-просветительные общества и беседы, но и сам лично участвовал в этих беседах; попечительность о вдовах и сиротах духовенства, в особенности о воспитании девиц духовного звания. Нежная любовь к бывшей на руках его единственной дочери внушала ему такое же чувство и в отношении к другим, находившихся в подобном ей положении, почему он проявлял особую заботу о Псковском епархиальном женском училище.

Весь досуг свой архипастырь отдавал кабинетному труду, в нем находил отдых и отраду от трудов и скорбей. Солидные и ценные печатные труды служат памятниками его ревностного служения и замечательного трудолюбия. Также много ценных исследований иерарха хранились в рукописях. Он также обладал даром церковного песнопения.

В 1932 году при закрытии Лавры тело святителя найдено нетленным.