Азбука веры Православная библиотека епископ Гермоген (Добронравин)

епископ Гермоген (Добронравин)

История Древней Церкви

История Русской Православной Церкви

Литургика

Нравственное богословие

Проповеди

епископ Гермоген (Добронравин)

епископ Гермоген (Добронравин) (21.02.1820–17.08.1893)

Биография

Епи́скоп Гермоге́н, в миру Добронравин Константин Петрович, родился в Санкт-Петербургской епархии в семье священника слободы Московской Славянки (ныне в черте Санкт-Петербурга), Царскосельского уезда.

Обучался в Александровском духовном училище и Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1845 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был назначен профессором философии и латинского языка в Московскую духовную семинарию, где пробыл только один год. За этот краткий срок профессорской деятельности в нем очень ярко проявилась господствующая черта в характере - это сосредоточенность, глубокое мышление, усидчивость.

26 октября 1846 года был рукоположен во священника и определен к Санкт-Петербургской Волковско-кладбищенской церкви. Здесь он приложил особенное старание к тяжелой кладбищенской службе, совершая ее всегда с искренним благоговением и полным вниманием к нуждам скорбящего ближнего. Здесь же он понес тяжелую скорбь - похоронить свою нежно любимую супругу. Впоследствии, в письме духовному сыну, он писал:


"Вы знали мою покойную жену, знали и то, какая крепкая любовь соединяла нас друг с другом и потому можете себе представить, чего стоило мне перенести разлуку с ней. А, зная это, Вы не станете дивиться тому, что по ее смерти, душа моя жила не столько здесь, на земле, сколько там, в жизни загробной."


Много передумал он в это тяжкое время, искал утешения и в слове Божием, и в отеческих Писаниях, и в беседах с мудрыми людьми. Ему были чудные видения и откровения свыше. Плодом этой усиленной духовной деятельности стала книга "Утешение в смерти близких к сердцу".

В 1854 году он, по соизволению архипастыря, оставил приходскую деятельность и был определен законоучителем 3-й Санкт-Петербургской гимназии и настоятелем гимназической церкви. Находясь в гимназии, но проявил себя как умного, доброго и влиятельного наставника.

Начальство и его сотоварищи оценили в нем силу его научного опыта, заключенную в сердце и уме смиренного и скромного педагога и избрали его для исполнения разных сторонних для сего заведения обязанностей: он был членом комитета при Санкт-Петербургской духовной академии для издания книг духовно-нравственного содержания, действительным членом ее конференции, штатным членом Санкт-Петербургского комитета духовной цензуры, епархиальным членом правления Александро-Невского духовного училища. За свои труды он 20 апреля был возведен в сан протоиерея.

В 1869 году на епархиальном съезде духовенства был избран смотрителем Александро-Невского духовного училища. Некоторое время он колебался и медлил с принятием этой должности, затруднялся об устройстве дочери. Но митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор помог ему в отеческой заботе о дочери, и отец Константин принял новое место. Как особенность его служения в этой должности, передают, что, как только какой наставник почему либо отсутствовал на уроке, смотритель тотчас же заменял его, чтобы дети не лишались урока.

1 сентября 1873 года принял монашество с именем Гермогена. 8 октября того же года был хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской митрополии.

С 9 сентября 1876 года - епископ Ладожский, также викарий Санкт-Петербургский.

24 апреля 1882 года был перемещен на Таврическую кафедру.

С 9 марта 1885 года - епископ Псковский и Порховский.

В 1893 году был вызван для присутствия в Святейшем Синоде в Санкт-Петербург. Здесь он тяжело заболел воспалением легких. 14 августа над ним было совершено таинство Елеосвящения и владыка был приобщен Святых Таин, а 17 августа 1893 года он скончался. Был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры.

Отличительными чертами святителя во всех местах его служения были удивительная скромность и в образе жизни и в словах и в действиях; искренние, сердечные отношения ко всем. Выделяются также его строгое воздержание; заботливость о просвещении паствы, для которой он не только организовал духовно-просветительные общества и беседы, но и сам лично участвовал в этих беседах; попечительность о вдовах и сиротах духовенства, в особенности о воспитании девиц духовного звания. Нежная любовь к бывшей на руках его единственной дочери внушала ему такое же чувство и в отношении к другим, находившихся в подобном ей положении, почему он проявлял особую заботу о Псковском епархиальном женском училище.

Весь досуг свой архипастырь отдавал кабинетному труду, в нем находил отдых и отраду от трудов и скорбей. Солидные и ценные печатные труды служат памятниками его ревностного служения и замечательного трудолюбия. Также много ценных исследований иерарха хранились в рукописях. Он также обладал даром церковного песнопения.

В 1932 году при закрытии Лавры тело святителя найдено нетленным.