Гермоген Шиманский

Литургика: Таинства и обряды

Раздел 1

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия
 

Содержание

Слово к читателю

Часть I. О Службах особенных, совершаемых Церковью по известному случаю или по потребностям христиан Отдел I. О таинствах Глава I. Таинство крещения § 1. Наречение имени § 2. Оглашение § 3. Крещение § 4. Краткий чин крещения «страха ради смертнаго» Глава II. Таинство Миропомазания § 1. Понятие о таинстве § 2. Освящение Мира § 3. Миропомазание § 4. Воцерковление § 5. Принятие лютеран, кальвинистов и других посредством Миропомазания, а также армян и католиков, над которыми не совершено таинство Миропомазания Глава III. Таинство Покаяния § 1. Понятие о таинстве § 2. Начало установления таинства § 3. История литургической стороны таинства § 4. История чинопоследования тайной исповеди § 5. Основное догматико-нравственное содержание и назначение таинства Исповеди § 6. Священник как совершитель таинства Покаяния § 7. Чинопоследование таинства Покаяния § 8. Епитимии. Их значение § 9. Чин приема в Православную Церковь чрез Покаяние христиан других исповеданий и отпавших от веры Глава IV. Таинство Священства § 1. Понятие о таинстве § 2. Установление таинства § 3. Понятие о лицах церковного клира: священнослужителях и церковнослужителях § 4. Понятие о хиротонии и хиротесии § 5. Посвящение в церковнослужительские должности § 6. Рукоположение (хиротония) во диакона § 7. Рукоположение (хиротония) во священника § 8. Рукоположение (хиротония) во епископа § 9. Возведение (хиротесия) в чин протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита Глава V. Таинство брака § 1. Понятие о таинстве § 2. Установление брака § 3. Цель и смысл таинства брака § 4. Древность богослужения бракосочетания § 5. Оглашение пред браком и благословение родителей § 6. Чинопоследование брака § 7. Разрешение венцов «в осьмый день» § 8. Последование о второбрачных Глава VI. Таинство Елеосвящения § 1. Понятие о таинстве § 2. Установление таинства § 3. Число совершителей таинства § 4. Над кем совершается таинство § 5. Цель и духовное значение таинства Елеосвящения § 6. Чинопоследование таинства Елеосвящения § 7. Сокращенный чин таинства Елеосвящения в случае опасности скорой смерти больного § 8. История чинопоследования таинства Елеосвящения Глава VII. Чин причащения больного на дому § 1. О священнике, совершающем причащение больного § 2. Чин причащения больного § 3. История чинопоследования причащения больных § 4. Приготовление и хранение запасных Святых Даров для причащения больных Отдел II. О молитвословиях и молебных пениях на разные случаи Глава VIII. Отходная Глава IX. Погребение умерших § 1. Древние обряды погребения умерших § 2. Приготовление тела умершего к погребению в настоящее время § 3. Различные виды погребения усопших § 4. Чин погребения мирских человек («Последование мертвенное мирских тел») § 5. Чин погребения младенцев § 6. Отпевание и погребение монахов § 7. Особенности чинопоследования иерейского погребения § 8. Чин погребения мирских человек в Светлую седмицу Пасхи Глава X. Дни поминовения умерших § 1. Древность обряда поминовения усопших § 2. Поминовение новопреставленных § 3. Панихида § 4. Вселенские панихиды, или Вселенские родительские субботы § 5. Дни поминовения усопших в Русской Православной Церкви Глава XI. Молебен § 1. О молитвословиях и молебном пении на разные случаи («на всяку потребу») § 2. Чин общего молебна Спасителю, Божией Матери и святому Глава XII. Водоосвящение § 1. Чин великого и малого водоосвящения. История их образования § 2. Чин малого освящения воды § 3. Употребление освященной воды Глава XIII. Чин освящения храма § 1. Богослужение при основании (закладке) храма § 2. Поставление креста на храме § 3. Благословение колокола § 4. Чин освящения храма архиереем § 5. Освящение храма священником § 6. Значение обрядов, входящих в чин Великого освящения храма § 7. Древность освящения храмов § 8. О малом освящении храма § 9. Освящение отдельных церковных икон и вещей, совершаемое не при освящении храма  
Часть II. Некоторые особенности общественного богослужения при соборном служении иереев и служении архиерейском Глава XIV. Особенности соборного служения литургии иереями с диаконом и без диакона Глава XV. Чин встречи епископа при посещении им церквей (при объезде епархии) Глава XVI. Особенности совершения богослужения (литургии) священником в присутствии архиерея Глава XVII. Обязанности, соблюдаемые иереем при служении с архиереем литургии § 1. Проскомидия § 2. Встреча архиерея и облачение § 3. Часы и литургия § 4. Приобщение Святых Таин Литература, использованная при составлении пособия по литургике. I. Богослужебные книги. II. Учебные пособия и проч. литература. Приложение Приложения I § 1. «Последование парастаса, сиречь великия панихиды, по усопшим отцем и братиям нашим и по всем православным христианом преставльшимся» § 2. Чин панихиды на Пасхальной седмице и в Радоницу (на кладбище и в храме) § 3. Лития об усопших § 4. Чтение Псалтири по усопшем § 5. Чин освящения нового дома Чин молебна на Пасхальной седмице § 7. Сокращенный чин молебного пения (частного и общественного) § 8. Молитва разрешительная, от иерея над преставльшимся чтомая § 9. Список вещей, необходимых при освящении храма священником Приложение II К общему молебну § 1. Прокимны § 2. Евангелия общие святым § 3. Величания § 4. Многолетия § 5. Прошения на ектениях на общем молебне § 6. Молитва Пресвятой Богородице § 7. Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием (благодарственный молебен) § 8. Молебен о путешествующих § 9. Молебен о болящих § 10. Молебен пред началом всякого доброго дела § 11. Молебен о умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы § 12. Молебен о вразех, ненавидящих и обидящих нас  

Слово к читателю
В октябре 1945 года в числе студентов первого курса Православного Богословского института в Москве, в Новодевичьем монастыре, был Гермоген Иванович Шиманский. Курс отличался большим разнообразием по составу и степени подготовки студентов. Там были и юноши, окончившие среднюю школу в провинции, там были и убеленные сединами старцы-псаломщики с большим опытом участия в церковных богослужениях, и священники среднего и пожилого возраста.
Гермоген Иванович выделялся среди всех своей особой собранностью, методичностью, всегда приветливым обращением и непоколебимой твердостью в своих взглядах. Он был скромен и благожелателен, духовно строг и вместе с тем по-товарищески снисходителен к своим младшим сокурсникам. Надо сказать, что подготовка учебного процесса была еще только в самом начале, и поэтому некоторые профессора давали нам под запись свои лекции и уроки, другие рекомендовали книги, но в целом приходилось многое делать самим, и, в частности, пособия по богослужебному уставу писали сами студенты, основываясь на Типиконе и практике. В числе первых, кто делал эти практические учебные пособия, был и Гермоген Иванович. Интересы студентов нашего курса были различны: нас волновали и практические, и сложные богословские вопросы. Самым сложным был вопрос о концепции догмата учения о спасении, сотериология. Преобладал интерес к святоотеческой письменности. Поэтому закономерно, что Гермоген Иванович темой кандидатского сочинения выбрал учение о спасении по богослужебным книгам. Это чистый источник святоотеческого мышления, открывающийся в практике богослужебной жизни, близкой каждому церковному человеку, знающему и любящему богослужение.
Глубокое повседневное участие в совершении богослужения стало не только основой кандидатского сочинения Шиманского, но и созданных им позднее учебников для духовных школ. Необычайное трудолюбие Гермогена Ивановича было отражением его внутреннего духовного подвига. Он был неизлечимо болен туберкулезом легких. Учебный год у него нередко прерывался для лечения.
В летние периоды он регулярно проходил курс в санатории. Мы знали это и дорожили каждым днем общения с ним. Его записи лекций, обсуждения, в которых мы участвовали, всегда отличались корректностью, точностью, добросовестной обработкой использованного материала. Это было также и выражением внутреннего состояния его личности. Без каких-либо внешних знаков он был глубоким аскетом. В кармане он держал маленькие четки из отполированных до блеска от частого употребления косточек вишни. Однажды Гермоген сказал мне, – а все шесть лет обучения мы на занятиях сидели рядом за одним столом, – что это память о столовой завода, где он работал инженером: из косточек вишни из компота он и сделал четки. Гермоген Иванович пришел в Богословский институт уже с внутренним опытом Иисусовой молитвы, она была ему поддержкой в нелегких для него условиях жизни в общежитии, в борьбе с тяжелым недугом. В последний год, на четвертом курсе Духовной Академии, он был освобожден от экзаменов и выпущен со степенью кандидата богословия досрочно.
Представленный учебник литургики можно назвать классическим. Классическим и по содержанию, поскольку он основан на чистом источнике духовного опыта: святоотеческом богословии и богослужебном уставе Православной Церкви. Классическим и по методике изложения. Это результат многолетней личной практики, приобретенной в опыте участия в богослужении и проверенный в течение ряда лет преподаванием в духовных учебных заведениях.
Издателям приношу глубокую благодарность за то, что рукопись нашего друга-подвижника увидела свет к большой пользе церковного православного юношества, учащихся духовных школ и всех, кто ищет познания строя православного богослужения.
Автору этого труда, блаженно почившему подвижнику и нашему другу Гермогену, вечная и благодарная память и покой со святыми.
10 апреля 2003 года
Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский


Раздел 1

Помощь в распознавании текстов