Библиотеке требуются волонтёры
Я. Милутин

Источник

VII глава. Отношение радикальной фракции Чехословацкой Церкви к православным и епископу Горазду и Досифею

§1. Прибытие Епископа Досифея и Епископа Горазда в Прагу и конфликты с реформаторскими силами

В начале ноября 1921 г. епископ Досифей и епископ Горазд с упомянутой делегацией возвратились в Прагу, а 1/14 ноября 1921 г. епископ Досифей направил личное послание Его Святейшеству Патриарху Димитрию, в котором оповещал его, что он сразу же по прибытии перевел и подготовил все документы для правительства Чехословакии, необходимые для подтверждения хиротонии и выборов епископа Горазда. Посредством нашего консула, др. Вошняка, он настаивал на срочной аудиенции др. Бенеша (премьер-министра) и др. Масарика. После чего добавлял: «С посвящением др. Фарского мы должны будем немного подождать, также как и с Паржиком. Протесты против выборов еще не прекратились, но я надеюсь разрешить все наилучшим образом. В остальном необходимо подождать, пока и здешнее правительство подтвердит наши выборы»140. В действительности, когда в Чехословацкой республике стало известно, что Собор Сербской Православной Церкви 20 сентября 1921 г. одобрил кандидатуру Фарского и Паржика, против Фарского был заявлен протест. Собрание Смиховского района в Праге от 20 сентября 1921 г., а также Бенешевский приход в Праге подали протест против посвящения Фарского в епископы. Они возражали против кандидатуры Фарского, ссылаясь на его нехристианские взгляды. Фарский обвинял в этом Заградника-Бродского, который был вынужден выйти из общества141.

Таким образом, епископ Досифей, будучи в курсе подобного развития событий, пишет упомянутое письмо, и все же из-за этой ситуации он хотел отложить хиротонию, что видно из следующих слов: «Во всяком случае, с посвящением не следует спешить, и в этом нам как раз помогает теперешнее правительство, в котором есть и несколько клерикалов – и которые постараются, чтобы дело отодвинулось»142.

Епископ Досифей при этом не имел других намерений, кроме того, чтобы в конце концов порядок и спокойствие воцарились в Главном Совете Чехословацкой Церкви. Лично о Фарском в то время у него было высокое мнение. Он даже поддерживал его сторону, поскольку еще не был знаком с сущностью его неправославного учения, в том же письме епископ Досифей пишет: «Сам др. Фарский сейчас весьма сдержан, готов на все условия, но его противники ему не верят и стараются и меня заполучить»143. В том же письме епископ Досифей упомянул и о том, что 6 октября 1921 г. в 10 часов в храме св. Николая в Праге организована торжественная встреча со стороны Главного Совета, на которой с первой речью выступил именно др. Фарский, потом выступал епископ Досифей и в заключение епископ Горазд144. Об этой встрече подробно написано в журнале народной церкви Český zápas от 11 ноября 1921 г., № 45. После этой встречи епископ Горазд отправился на несколько дней в Оломоуц, поскольку там для него была организована встреча.

После возвращения из Сербии епископ Горазд старался сделать все для того, чтобы радикальная часть Чехословацкой Церкви не настраивала верующих против Православия. С болью в сердце следил Владыка Горазд за развитием событий, направленных на то, чтобы разбить Православие, а потому решил предпринять поездку по Моравии и прочитать в районах движения лекции о его сущности. Однако он ограничился только Прагой, где прочитал две лекции, в которых участвовали епископ Досифей, др. Фарский и публика различных вероисповеданий. Эти лекции были весьма успешны. К сожалению, епископ Горазд не мог продолжить свои выступления и в других местах, поскольку радикалы готовились использовать его миссию как маневр против Фарского с тем, чтобы самим занять место в Праге.

Преосвященный епископ Горазд, когда создавшееся положение не позволило ему прочитать лекции в других районах Чехии и Моравии, решил выступить открыто в своем журнале Za pravdou с циклом статей под названием «Чтобы было ясно». В этом ряде содержательных статей он со строгой последовательностью защитил истину Православной Церкви145. С другой стороны, и Фарский посещал упомянутые места и выступал в защиту своего учения, пытаясь тем самым привлечь сторонников, в то же время лично не терпя более успехов епископа Горазда и всеми силами выступая против него и епископа Досифея.

На собрании священников Восточно-Чешской епархии 4 января 1922 г. в Пардубицах епископ Горазд читал доклад о Православии. Среди присутствующих были Паржик146 и Фарский. После доклада священниками этой епархии была принята резолюция за православную ориентацию. На этом собрании Фарский смог убедиться в успехе епископа Горазда. Чтобы добиться своей цели, Фарскому необходимо было отменить решение Собора 29 августа 1921 г., ибо оно мешало его направлению147.

Епископ Досифей все время по приезде (в начале ноября 1921 г.) провел в Чехословакии и оказывал большую помощь епископу Горазду. К сожалению, об этом периоде пребывания епископа Досифея нет сохранившихся свидетельств в исследованных архивах. Но на основании письма епископа Горазда Священному Архиерейскому Синоду от 24 марта 1922 г. № 707 можно узнать, что епископ Досифей отправился в Югославию в январе 1922 г., и в этом письме епископ Горазд просит Священный Архиерейский Синод вновь направить своего делегата, епископа Досифея, в Чехословацкую республику.

Во время своего пребывания (ноябрь–январь) епископ Досифей открыто не вмешивался в конфликт между фракциями Чехословацкой Церкви, т. е. между радикальной фракцией и епископом Гораздом, но, вне всякого сомнения, ознакомившись с развитием ситуации во время выступлений епископа Горазда, на которых он присутствовал, защищал позиции православной ориентации. Он пытался во время своего пребывания достичь договоренности с правительством о том, чтобы оно признало законность хиротонии епископа Горазда, но неуспешно. Само государство не поддерживало епископа Горазда и откладывало признание хиротонии. Шуварский пишет, что 31 декабря 1921 г. на аудиенции у президента Масарика были Фарский, Паржик, заместитель председателя Пражской общины Ванек и заместитель председателя Оломоуцкой общины проф. Грдличка, на аудиенцию не был приглашен епископ Горазд148. В Архиве Священного Архиерейского Синода нет ни отчетов епископа Досифея, ни личных писем, относящихся к этому периоду149. На основании письма епископа Досифея Священному Архиерейскому Синоду от 27 апреля/10 мая становится ясно, почему епископ Досифей отправился из Праги в Белград. Причиной была гуманитарная деятельность, которую невозможно было осуществить без Владыки. Во всем Королевстве Югославии в то время его имя было связано с делами милосердия. О его благотворительной деятельности следовало бы написать еще одну научную работу. Автор уже упоминал, что ни в сербской, ни в русской историографии об этой стороне его деятельности все еще не написано трудов. В это время королевское правительство поручило епископу Досифею организовать сбор гуманитарной помощи голодающим в тогдашнем СССР, после чего в качестве делегата Сербской Православной Церкви в конце января он отправляется в Женеву на международную конференцию150.

В упомянутом письме епископ Горазд пишет Священному Архиерейскому Синоду: «Когда преосвященный епископ Досифей отправился из Праги в Белград, я думал, что вскоре он опять вернется в Чехию закончить начатое дело. Но поскольку с его отъезда прошло уже два месяца, а о его приезде нет никаких известий, считаю своей обязанностью выразить Священному Архиерейскому Синоду Сербской Православной Церкви свою сердечную благодарность за то, что в 1921 г. к нам был направлен Преосвященный Досифей в качестве толкователя святого Православия у нас, а в то же время прошу, чтобы своевременно, а я со своей стороны сообщу время, епископ Досифей был вновь направлен к нам для продолжения начатой работы и оказания поддержки»151.

Епископ Горазд в том же письме вкратце информировал Священный Архиерейский Синод о кризисе, который переживало Православие: «Не смею и не стану замалчивать, что после его отъезда усилилось сопротивление Православию, что ополчились и на Чехословацкую Церковь, которая сейчас переживает внутренний кризис... Я твердо стою за Святое Православие, а со мной и многие мои братья»152.

В тот же день епископ Горазд написал еще одно прошение в Священный Архиерейский Синод под № 709, в котором просит Священный Архиерейский Синод о содействии в министерстве юстиции, которое не было склонно к Православию, чтобы оно предоставило годовой отпуск др. Л. Стегуле, пражскому судье, и на время его отпуска направило его как политико-церковного эксперта Посольству Королевства сербов, хорватов и словенцев в Праге в качестве специального юридического, богословского и научного помощника Моравско-Силезскому епископу Горазду. Поскольку епископ Горазд все свое время тратил на решение кризиса с реформаторскими силами, у него не оставалось возможности заниматься правовым положением своей епархии и православных. Поскольку в том году в парламенте Чехословацкой республики рассматривалось правовое положение Церкви и отношение к ней государства, ему необходим был человек верный и преданный Православию. Даже в его окружении были люди, действующие против успехов Православия. Так епископ Горазд сослался на преданного ему г. Л. Стегулу. В письме он описал всю серьезность проблемы – обращение верующих среди революционно настроенных в Православие153.

Выше было упомянуто, что епископ Досифей также написал письмо Священному Архиерейскому Синоду 27 апреля/10 мая 1922 г., которое в действительности представляет собой ответ на просьбу епископа Горазда, которую Священный Архиерейский Синод передал епископу Досифею в Ниш.

Наряду с прочим епископ Досифей информирует Священный Архиерейский Синод о следующем: «Преосвященный Горазд говорит, что необходимо, чтобы я вновь отправился в Чехию после кризиса, который там случился, а по его мнению, этот кризис может принести и пользу Православию. Несколько дней назад я получил от него личное письмо, в котором он просит, чтобы я как можно скорее прибыл к нему, поскольку он очень нуждается в нашей встрече... я собираюсь на днях поехать в Чехию, о чем имею честь известить Священный Архиерейский Синод, и в то же время попросить, чтобы мне были даны необходимые инструкции»154.

Поскольку Священный Архиерейский Синод епископу Досифею направил и прошение епископа Горазда о ходатайстве по поводу др. Стегулы перед министерством юстиции в правительстве Чехословацкой республики, епископ Досифей выразил свое мнение по этому поводу в письме от 23 апреля/6 мая 1922 г.: «Я думаю, что Священный Архиерейский Синод может принять предложение Преосвященного епископа Горазда... тем самым Священный Архиерейский Синод оказал бы значительную помощь в моральном смысле епископу Горазду, поскольку правящие круги сейчас в Чехословакии, которые, так сказать, в последнее время не так расположены к нам, как хотелось бы, увидели, что наш интерес к епископу Горазду не прекратился с его рукоположением, но наша Церковь продолжает серьезно заботиться о нем, как и обо всех тех, кто посредством епископа Горазда связан с нами»155.

Сербская Православная Церковь хотела как можно скорее урегулировать юридическое положение епископа Горазда в Чехословакии, в том числе и посредством сербского правительства и посольства в Праге. Также через сторонников Православия в правительстве Чехословацкой республики предпринимались попытки оказать влияние на государственные органы в том, чтобы принятие конкретных решений не откладывалось. Как мы видели, во внутренние проблемы Чехословацкой Церкви Сербская Православная Церковь не вмешивалась открыто, хотя поддерживала, что вполне понятно, епископа Горазда. Тем самым Священный Архиерейский Синод считал, что представители реформаторских сил и православные придут к совместному решению, т. е. только придерживались тех резолюций, которые были приняты 8 и 9 января 1921 г. и были подтверждены Собором Чехословацкой Церкви от 29 августа 1921 г. Однако ситуация по отбытии епископа Горазда в Америку обострится: реформаторские силы под руководством др. Фарского открыто выступят в средствах массовой информации против епископа Досифея, который на время отсутствия замещал епископа Горазда, тем самым продолжая свою миссию в Чехословакии. Священный Архиерейский Собор будет вынужден открыто выступить против др. Фарского в защиту Православной Церкви и двух своих епископов.

§2. Повторное прибытие Епископа Досифея в Чехословакию и продолжение миссии

Из вышеприведенной переписки между епископом Гораздом, Священным Архиерейским Синодом и епископом Досифеем понятно, что приезд епископа Досифея в Чехословакию был необходим. Посещал ли епископ Досифей Чехословакию в период до июля 1922 г., нельзя с уверенностью сказать, но епископ Горазд информирует Священный Архиерейский Синод 2 июля 1922 г. о необходимости его отъезда в Америку. По словам епископа Горазда, и внутренняя и внешняя организации Чехословацкой Церкви столкнулась с неожиданными препятствиями со стороны правительства Чехословакии, поскольку правительство может получить большинство в парламенте только в коалиции с клерикалами. Эта партия использует свое влияние, чтобы воспрепятствовать юридической консолидации Чехословацкой Церкви. Все предложения и просьбы, относящиеся к урегулированию юридического положения, остаются ad acta. С другой стороны, Римско-католическая церковь исторически располагала поддержкой не только органов государственной власти, но большой материальной прибылью от всех приходов, имений и недвижимости, а значит, и большим влиянием в Чехословакии. Новая Чехословацкая Православная Церковь не имела никаких доходов со стороны государства, вначале не располагала ни одним храмом, а Сербская Православная Церковь со своей стороны была не в состоянии в такой степени материально поддерживать упомянутую Церковь.

В то же время среди чешских и словацких переселенцев в США распространились идеи религиозного и национального возрождения. Эту ситуацию и хотел использовать епископ Горазд. Он считал, что его поездка туда сможет создать православное ядро и усилить национальное движение, а также позволить привлечь необходимые финансовые средства для Чехословацкой Православной Церкви. В связи с этим епископ Горазд информирует и просит Священный Архиерейский Синод одобрить его упомянутое путешествие и направить на его замену в Чехию хорошо всем известного и уважаемого епископа Досифея. «Если Священный Архиерейский Синод согласится послать епископа Досифея в период с 15 июля до 15 ноября 1922 в Моравию, с целью администрирования епархией Моравско-Силезской, которая испытывает к нему неограниченное доверие, охотно идет за ним, я мог бы без опасений отправиться в Америку»156.

Поскольку Священный Архиерейский Синод согласился с прошением епископа Горазда, епископ Досифей вновь отправился в Чехословакию 6/19 июля 1922 г. Уже на следующий день, 7/20 июля 1922 г., около 11 часов епископ Досифей прибыл в Пршеров в Моравии, где состоялось собрание делегатов церковных общин Моравско-Силезской епархии. На этом собрании епископ Горазд простился с ними. Епископ Досифей известил присутствующих на собрании, что Сербская Православная Церковь и далее собирается заботиться о молодой Православной Церкви, принимать юношей из Моравии и Силезии в свои богословские школы, а также вскоре направить двух преподавателей для ведения занятий в тамошней частной богословской школе, основанной усилиями епископа Горазда. В тот же день оба епископа отправились в Оломоуц, где на следующий день, 8/21 июля 1922 г., епископ Досифей принял управление над Моравско-Силезской епархией. Вечером епископ Досифей и епископ Горазд отправились в Прагу. Епископ Досифей отправился проводить епископа Горазда, публициста Тодора Димитриевича и священника из Закарпатья Иосифа Костко в путешествие в Америку. Он провел с епископом Гораздом два дня в Праге, а уже 11/24 июля 1922 г. делегация отправилась из Праги в Бремен с тем, чтобы, выдержав там трехдневный карантин, 16/29 июля отправиться в Америку. Епископ Досифей в то время встретился в Праге с советником нашего посольства др. Ст. Михайловичем, секретарем др. Св. Джоричем и священником Миливое Цврнчанином, которые во время его отсутствия прикладывали усилия в Министерстве иностранных дел Чехословацкой республики по прекращению ущемлений православных, борясь, чтобы по отношению к ним поступали справедливо, так же, как и с римско-католическими верующими и священниками. «Др. Бенеш, – как пишет епископ Досифей, – являясь главным фактором внутренней политики в Чехословацкой республике, будучи в начале моей деятельности предупредительным, поскольку считал, что миссия по посвящению епископа Горазда и организации Чехословацкой Церкви не удастся, теперь ведет себя слишком закрыто. Вероятно, на это влияют какие-то высшие политические причины»157. Поскольку др. Бенеш был тогда в отпуске, а епископ Досифей не мог больше ждать, их встреча не состоялась. Епископ Досифей в заключении сообщает, что 25 июля состоялось заседание членов Чехословацкой Церкви в Пардубицах и уже 26 июля к нему в Оломоуц прибыли делегаты из Моравии и ознакомили его с работой этого заседания. Впечатление мораван было неблагоприятное, они были очень огорчены политикой Пражской Епархии. Епископу Досифею сообщили, что тамошние делегаты готовят письменный меморандум для того, чтобы епископ Досифей направил его Священному Архиерейскому Синоду158.

Остановимся еще немного на событиях, связанных с этим заседанием в Пардубицах. Еще до отъезда епископа Горазда в Америку в Пардубицах должно было состояться собрание всех епархий. С докладом о православной ориентации должен был выступить епископ Горазд. Первоначально собрание было намечено провести в начале июля, но по неизвестным причинам оно было перенесено на 25 июля159. Но его доклад под названием О orientaci a úkolech Československé církve («О направлении и задачах Чехословацкой Церкви») был опубликован в отсутствие епископа Горазда. На вопрос, почему Главный Совет решился на созыв совещания в отсутствии епископа Горазда, возможен только один ответ: его присутствие было нежелательным.

На собрании 25 июля радикалы чувствовали себя хозяевами положения. Председателем собрания был избран Паржик, выступивший с сообщением о направлении развития Чехословацкой Церкви. Затем началось обсуждение, в котором приняло участие около 20 человек, и была выбрана редакционная комиссия, задачей которой являлась подготовка резолюций. Это собрание и его резолюции имели кардинальное значение для судеб дальнейшего развития Чехословацкой Церкви. В официальном журнале, издававшемся Главным Советом Чехословацкой Церкви, Český zápas, стали появляться статьи антиправославного содержания: «Чехословацкая Церковь... став уже ветвью Восточного Православия, может прекратить свой количественный рост, ибо в старых формах семи Вселенских соборов таится преграда для какого-либо дальнейшего религиозного развития»160.

Епископ Досифей 6/19 августа 1922 г. направил Священному Архиерейскому Синоду еще одно письмо, в котором излагает дальнейшее развитие событий и свою миссионерскую деятельность. В начале он информирует о путешествии в Подкарпатскую Россию, а потом пишет о том, что он предпринял для того, чтобы правительство Чехословакии признало Православную Церковь в Чехословакии. Так, 2/15 августа 1922 он вновь посетил Прагу и в сербском посольстве помогал написанию меморандума, которое оно намеревалось направить в правительство Чехословакии. Меморандум касался отношения чехословацких властей к православным, как в районах Чехии и Словакии, так и в Закарпатской России, где власть проводила двуличную политику161. В меморандуме наряду с прочим написано: «Участие Сербской Православной Церкви в развитии и организации Чехословацкой Церкви инициировано членами последней... Участие Сербской Православной Церкви ограничивалось толкованием Православия и помощи в организации там, где об этой помощи просили... Прошел уже год с того момента, как Сербская Православная Церковь, руководствуясь самыми искренними чувствами и веря во взаимную искренность, с радостью известила чехословацкое правительство, что ученик Святого Мефодия после 12 веков найден и он возвращается на свою Родину продолжить дело и исполнить завет своего великого учителя, наше правительство подтвердило это, однако здешнее правительство встретило это известие скептически и неблагосклонно – и епископ Горазд остался непризнанным со стороны правительства своей Родины... Когда существует нежелание, а при этом есть власть, можно с легкостью найти сотни причин, чтобы самое справедливое дело растоптать и уничтожить...»162.

Все время своего пребывания в Чехословакии епископ Досифей как администратор Моравско-Силезской епархии трудился на окончательном полноправном признании епископа Горазда со стороны правительства Чехословакии, как и признании всей Чехословацкой Церкви. Епископ Досифей 24 августа/6 сентября 1922 г. вновь информировал Священный Архиерейский Синод о своей деятельности, написав: «Мои труды имеют три направления... Первое и самое важное, как администратора, это выполнение административных задач с Епархиальным Советом (консисторией)... Второе направление – посещение паствы, для чего уже составлена программа. В небольших селениях, где общины немногочисленны, после краткой молитвы провожу лекцию о сути Православия или толкую Священное Писание. Люди и духовенство мало знакомы с Православием... В более крупные селения я приезжаю перед воскресеньем и на следующий день служу службу и выступаю с проповедью... просто невероятно, как здешний народ воодушевляется Божьим делом. И на лекциях, и на службах всегда присутствует много народа, и все с большим вниманием слушают все, что говорится. Кроме нескольких литургий, которые я отслужил в Оломоуце, за это время я посетил, кроме небольших, и несколько крупных городов (Брно, Кромнержиж, Пршеров). Всюду я нашел такую же набожность и воодушевление. Третье направление моей деятельности в это время – посредничество на высоком государственном уровне в том, чтобы новой церкви были гарантированы все те права, которые гарантированы и остальным вероисповеданиям. Должен признать, что эта часть дела самая тяжелая. Это третье направление делится на две части – деятельность в правительстве Чехословацкой республики по:

а) Чехословацкой Церкви вообще и особенно по Моравско-Силезской епархии,

б) Карпатско-российской епархии163.

§3. Катехизис Карела Фарского и Калоуса и реакция Сербской Православной Церкви

За то время, пока епископ Горазд прилагал максимум усилий к тому, чтобы правительство Чехословацкой республики окончательно фактически и юридически признало назначение православного епископа на своей территории, радикальная группа Чехословацкой Церкви не переставала проявлять открытую вражду по отношению к епископу Досифею и епископу Горазду, а также ко всему православному обществу. За собранием делегатов от епархий последовало еще одно собрание в тех же Пардубицах, на котором с сообщением о подготовке издания Катехизиса Чехословацкой Церкви выступил Калоус. Катехизис, по его словам, был написан им совместно с Карелом Фарским. Издан катехизис был 26 августа 1922 г. в Пршибраме с разрешения совета пражского диоцеза от 13 августа. Учение, изложенное в упомянутом катехизисе, не только не имело по сути точек соприкосновения с Православным учением, но, более того, в его содержании немного было вообще христианского164.

Узнав об издании и ознакомившись с учением катехизиса, епископ Досифей в письменном виде заявил решительный протест, который направил Главному Совету Чехословацкой Церкви с просьбой опубликовать его в журнале Český zápas. Там сначала не желали его опубликовать, однако сделали это после опубликования его журналом Моравского диоцеза Za pravdou. Епископ Досифей писал: «Считаю своею обязанностью ради спокойствия своей совести как перед Богом, так и перед всею Церковью, а также в интересах молодой национальной братской Церкви Чехословакии, ради которой из христианской любви усиленно работал и работаю, а также как ответственный представитель Сербской Православной Церкви заявить следующее: Чехословацкий катехизис, составленный братьями Фарским и Калоусом, изданный на личные средства, но одобренный советом пражского диоцеза, своим содержанием противоречит постановлениям церковного Собора от 29 августа 1921 г., обязавшим Чехословацкую Церковь как в вероучении, так и в нравоучении стоять на основе семи Вселенских Соборов и Никейско-константинопольского Символа веры, тем самым катехизис противоречит основам христианской веры, кирилло-мефодиевской традиции, великому замыслу Яна Гуса, освященному его мученической смертью, т. е. возвращению чешского народа к самобытной апостольской вере. Катехизис др. Фарского и проф. Калоуса, очевидно, содержит их личные взгляды, которые вообще не совпадают с каким-либо христианским вероисповеданием. Прошу всех братьев и сестер оставаться верными основе веры Апостольской Церкви и не сходить с тех основ, которые были заложены Соборами Чехословацкой Церкви»165.

На протест епископа Досифея ответил письмом и Карел Фарский. В нем он дал понять епископу Досифею, что последний – нежелательная личность для радикалов в Чехословацкой Церкви. «Пусть в катехизисе были неприемлемые пункты, – писал Фарский епископу Досифею, – но разве, пользуясь своими компетенциями и опубликовав свой протест, вы облегчили свою сложную миссию делегата Православной Церкви Сербии в Чехословацкой Церкви? И приблизили нас друг к другу?.. Живете в полном заблуждении, как затворник. Когда сумеете освободиться, к вашим услугам будут документы, из которых вы увидите, в каком свете в истории выглядит ваша миссионерская деятельность. Я не один раз предупреждал и просил вас, но зря. Полгода вы находитесь здесь, но я, несмотря на все мое старание, ни разу не имел возможности встретиться с вами. Между тем после вашего отъезда в январе совершались различные акции против единства Церкви, и все делалось от вашего имени. О поведении брата Горазда не хочется говорить... Имейте в виду, брат епископ, что мы в Чехии не хотим обманывать свой народ и не имеем на это права, поэтому в катехизис внесены только такие положения которые мы можем отстоять перед каждым, будь то верующий или атеист. Пусть вас, брате епископе, не вводит в заблуждение Моравия»166.

После всего, что епископ Досифей, будучи делегатом Сербской Православной Церкви в Чехословацкой республике, сделал по организации, толкованию Православной веры, ему нелегко было пережить эти слова одного из людей Чехословацкой Церкви. Владыка, как пастырь добрый, не желая ни единой овцы из стада своего потерять (Ин. 10:7–14.), отправляется в Прагу, чтобы встретиться с Фарским. Во время встречи обсуждался катехизис и, в связи с этим, дальнейшее отношение обеих Церквей. Фарский дал понять епископу Досифею, чтобы тот не вмешивался во внутренние дела Чехословацкой Церкви. В ответ на это епископ Досифей объявил свою миссию в Чехословацкой Церкви законченной. После чего епископ Досифей вернулся в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где сообщил о ситуации, создавшейся в Чехословацкой Церкви.

В Архиве Священного Архиерейского Синода нет документов, относящихся непосредственно к этому периоду. Епископ Досифей только в ноябре покинул территорию Чехословацкой республики, но о тех событиях он не информировал письменно, так что об этом никаких письменных свидетельств не сохранилось. Хотя он и подчеркнул представителям Главного Совета Чехословацкой Церкви, что его миссия закончена, он тем не менее оставался связанным с епископом Гораздом и Чехословацкой Православной епархией.

С другой стороны, Главный Совет Чехословацкой Церкви обратился с письмом к Священному Архиерейскому Синоду №65/922 от 6 ноября 1922 г., в котором лицемерно защищал позиции изданного катехизиса и оклеветал епископа Досифея, не скрывая при этом своей главной цели. Наряду с прочим делегаты Главного Совета пишут: «Главный Совет Церкви Чехословацкой на своем заседании от 4 ноября, состоявшемся в Праге, имеет честь сообщить Священному Архиерейскому Собору, что этот катехизис никогда не считался и никем не провозглашался символической книгой Церкви Чехословацкой, но всего лишь рекомендован в качестве учебника как единственная в настоящий момент существующая вспомогательная книга, которая не содержит ничего, что бы в малейшей степени со стороны вероучения могло быть предметом религиозных споров... Пользуясь случаем, мы не можем молчаливо перейти к систематическому пренебрежению настоящего Совета и большинства Церквей в Чехии со стороны достойнейшего господина делегата... Церковь Чехословацкая, согласно практике Священного Архиерейского Собора, существовавшей до сих пор, и по нашему мнению, которое полностью соответствует мнению всех верующих, является полностью самостоятельной Церковью, независимой ни от какой другой. С сестринской Церковью Православной она находится в состоянии переговоров, но не является ее составной частью. В связи с этим Главному Совету очень не нравится вмешательство епископа Нишского Досифея во внутренние дела Чехословацкой Церкви... Поскольку господин епископ не обратился, как следовало, к Епархиальному Совету или Главному Совету, но, несмотря на предупреждения, выступил с обращением в газетах... И просим, чтобы Священный Архиерейский Собор не считал для себя оскорблением то, что мы не можем согласиться с поступком господина Досифея и подчиниться его обращению»167. Это письмо было подписано Фарским, Прохазкой, Прашегом и Гайдиком.

Главный Совет вновь обратился к Священному Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви письмом № 5821 от 21 ноября 1922 г., в котором была изложена суть позиции по отношению к Сербской Православной Церкви и намерение самостоятельно в духе религиозной свободы и свободы совести развивать далее Чехословацкую Церковь. При этом было подчеркнуто, что Сербская Православная Церковь и епископ Досифей более им не нужны. «Поскольку ваш делегат отбыл при обстоятельствах, которые не могут считаться благоприятными для взаимного сотрудничества обеих Церквей, имеем честь сообщить Вам, что мы попросили Главный Совет, чтобы он как компетентный представитель всей церкви по этому вопросу достиг с вами согласия... Мы, во всяком случае, иначе представляли себе совместную деятельность по великому делу религиозного возрождения двух братских народов... Вера Христова объединяет человечество в единую семью, но Церковь с ее практикой до настоящего времени разделяет его. Пришло время, чтобы осознать это. Мы хотим жить религиозной жизнью, а не видимостью церковности»168.

Священный Архиерейский Собор выразил полное согласие с поступком епископа Досифея и дело передал для решения Священному Архиерейскому Синоду Сербской Православной Церкви, который на своем заседании 13 февраля 1923 года принял следующую резолюцию: «Сербская Православная Церковь не считает возможным рукоположить во епископы Фарского, а также Паржика, являющегося председателем епархии, совет которой одобрил катехизис. Резолюция Главного Совета Чехословацкой Церкви, принятая в Праге 7 мая 1921 г. и вторично принятая делегатами собора 29 августа 1921 г., являющаяся основой диалога между Сербской и Чехословацкой Церквями, полностью противоречит содержанию чехословацкого катехизиса. Считаем необходимым сообщить вам, что дальнейшие переговоры между нами прекращаются. Какой смысл вести переговоры в духе братства и взаимопонимания, если одна из сторон, подписавшаяся подо всеми договоренностями, может потом отказаться от своих слов»169.

После этого ответа Сербская Православная Церковь прекратила какое бы то ни было сотрудничество с этой радикально-реформаторски настроенной частью Чехословацкой Церкви.

§4. Возвращение епископа Горазда из Америки и окончательное отделение Православной Церкви от Чехословацкой Церкви

Епископ Горазд возвратился из своего путешествия по Америке 27 декабря 1922 года и по возвращении констатировал, что его епархия дезориентирована и поколеблена. Об успехах во время своего путешествия он известил Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви 14/27 января 1923 г. Он подробно описал, где он провел службы, где проповедовал, сколько семей перешло в Православие, кого и где он рукоположил, сколько новых общин основал. В Америке епископ Горазд присутствовал на общем собрании Епископальной церкви. Он познакомился с митрополитом Сирийской Православной Церкви Герасимом и архиепископом Пантелеймоном, а также присутствовал и на Конгрессе православных русских в Филадельфии170. В тот же день епископ Горазд направил еще одно письмо, в котором благодарит епископа Досифея за замещение его во время отсутствия и смелое выступление против упомянутого катехизиса, поскольку тем самым он обеспечил возможность окончательного решения всех спорных вопросов в Чехословацкой Церкви171.

Еще во время пребывания епископа Горазда в Америке 23 декабря 1922 года состоялось собрание духовенства Моравской епархии, на котором был выбран новый епископ и консистория. Естественно, на собрании присутствовал и Фарский, которой одновременно являлся и главным инициатором упомянутого собрания.

Митрополит Дорофей в своем труде коротко указывает, что епископ Горазд еще будучи в Америке был ознакомлен со всеми событиями в Чехословацкой Церкви, но у него не было возможности незамедлительно возвратиться на свою кафедру, и он направил письменное послание, в котором стоял на позициях Православия и защищал их, а также выступал в защиту поступка епископа Досифея. Узнав о собрании Моравской епархии, он направил еще одно послание, в котором писал: «Всем известна моя точка зрения в отношении Православной Церкви, к ее канонам и догматическому учению. Если кто-то не соглашается с этим, то нет смысла и ставить меня в кандидатуру, все равно я от нее сам откажусь». На этом заседании 23 декабря 1922 года были прочитаны оба послания епископа172.

На собрании Моравской епархии присутствовало 63 делегата и 20 священников. В избрании епископа принимали участие только 12 приходов, признанных в это время правительством. Участие в голосовании приняли 42 человека, из которых 41 голосовал за епископа Горазда. Таким образом, попытка Фарского изолировать епископа Горазда забаллотированием его кандидатуры провалилась. Однако новый епархиальный совет, избранный на данном собрании, имел более радикальную ориентацию.

В такой тяжелой ситуации епископ Горазд потребовал приема у президента Т. Масарика, и, по свидетельствам Шуварского и Едлинского, тот обещал поддержку со стороны государства при условии, что епископ Горазд отречется от юрисдикции Сербской Православной Церкви. Епископ Горазд отверг такое предложение и известил Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви о тяжелом положении Православия в Чехии письмом от 4 и 17 февраля 1923 г. Автору настоящей работы не удалось разыскать в архиве ни эти письма, ни ответ и инструкции Священного Архиерейского Синода, направленные епископу Горазду 26 февраля 1923 г., о которых пишет Шуварский173.

Епископ Горазд не видел путей решения кризиса в Чехословацкой Церкви и потому 5 марта 1923 года подал прошение в совет Моравской епархии об отставке с епископской кафедры. Епархиальный совет просил епископа Горазда взять обратно свое прошение, но он решительно стоял на своем уходе из Чехословацкой Церкви. Совет Моравской епархии 12 марта 1923 года еще раз рассмотрел прошение епископа Горазда и пришел к выводу, что этот вопрос имеет большое значение для развития Чехословацкой Церкви. Ввиду этого епархиальный совет решил собрать 28 марта 1923 года собрание членов епархии и попросить епископа Горазда объяснить собранию свою позицию174.

По свидетельству Едлинского, собрание было созвано в Пршерове. На собрании присутствовали и Фарский, и Паржик, и Калоус, а также сербский священник при консульстве Миливое Цврнчанин. Епископ Горазд на собрании отстаивал православное направление, и собравшиеся делегаты проголосовали за резолюцию, в которой было заявлено желание быть православными. Фарский со своими делегатами покинул собрание, а епископ Горазд на основании оказанной ему поддержки отозвал прошение об отставке175.

Уже 12 апреля 1923 года состоялось заседание Главного Совета Чехословацкой Церкви, на котором присутствовали делегаты всех трех епархий и в повестке дня которого стоял вопрос о кризисе в Церкви. Епископ Горазд предложил допустить наличие внутри церкви двух течений. Главный Совет Чехословацкой Церкви отказался принять предложение епископа Горазда и заявил, что православное направление в Чехословацкой Церкви не требуется и что если это направление желает, оно может создать свою отдельную Церковь176.

С политикой радикального направления не согласился и один из кандидатов в епископа, Паржик, который 27 мая 1923 года снял свою кандидатуру для рукоположения во епископы от Восточно-Чешского диоцеза и в журнале Za pravdou опубликовал две статьи, в которых высказывается против катехизиса, хотя и подписал его.

Интересно отметить, насколько радикальная фракция Чехословацкой Церкви и далее продолжала вести двуличную политику по отношению к Сербской Православной Церкви. В частности, после полного прекращения, назовем это, «переговоров», которое было вызвано изданием еретического катехизиса, после всех осуждений, высказанных в адрес личности и деятельности епископа Досифея, они дерзнули направить еще одно прошение о рукоположении нового епископа. Мы видели, что в мае кандидат во епископы по Восточно-Чешскому диоцезу снял свою кандидатуру и тамошний совет избрал нового кандидата, священника Густава Прохазку.

Прошение епископского совета Восточно-Чешской епархии от 18 августа 1923 года Священному Архиерейскому Синоду направил епископ Горазд, вместе со своим письмом № 540 от 3 сентября 1923 г. Епископ Горазд при оценке вышеупомянутого прошения не скрывает удивления тем, что делегаты упомянутого совета после всего произошедшего дерзнули написать прошение такого содержания, и добавляет: «Та же самая причина отказа в епископском посвящении последовательно распространяется и на кандидата Густава Прохазку. И он являлся членом епархиального совета Чехословацкой Церкви по Восточной Чехии, который на заседании от 3 октября 1922 года принял ”Чехословацкий катехизис” и провозгласил, что эта книга полностью соответствует назначению быть учебником для молодежи. Присутствовал ли Густав Прохазка на этом заседании, мне неизвестно. В случае, если он не был согласен с катехизисом, его обязанностью было заявить официально свой протест... Но напротив, он свой протест не только не заявил, а более того, в журнале Český zápas № 49 за 1922 г. на стр. 6 опубликовал за своей подписью “Обращение” в поддержку этого катехизиса. Уже одного этого, не говоря и о том, что Густав Прохазка женат, вполне достаточно Священному Архиерейскому Синоду, чтобы определиться по вопросу этого прошения»177.

Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 26 сентября/9 октября 1923 г. рассмотрел данное прошение и на основании мнения епископа Горазда вынес следующее решение: «Учитывая то, что упомянутый Епархиальный Совет и предложенный кандидат не принадлежат к Православной Церкви, а кандидат не имеет квалификации для православного епископа, принято решение, что Священный Архиерейский Собор не может участвовать в решении этого вопроса». Подписал это решение член Священного Архиерейского Синода митрополит Илларион178.

Однако Священный Архиерейский Синод не сразу выполнил решение Священного Архиерейского Собора, то есть информировал епископа Горазда через епископа Досифея о негативном отношении Сербской Православной Церкви по этому вопросу. Эту ситуацию использовал в своих целях Епархиальный Совет Восточно-Чешского диоцеза и Священному Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви 8 апреля 1924 года направил письмо № 1579, в котором они отзывают свое прошение по избранию и посвящению епископа от 18 августа 1923 г.179

Увидев ошибку Священного Архиерейского Синода, епископ Досифей направил ему письмо 31 марта/13 апреля 1924 года, указав, что необходимо срочно провести заседание Священного Архиерейского Синода, с тем чтобы решение Священного Архиерейского Собора от 26 сентября/9 октября было направлено в Чехословакию, поскольку Сербская Православная Церковь оказалась в тяжелой ситуации, из-за того что упомянутый совет отзывает свое прошение до поступления отрицательного ответа Священного Архиерейского Собора Епархиальному Совету в Чехии180.

Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви собрался 10/23 апреля 1924 года в Белграде и направил отрицательное решение Священного Архиерейского Собора епископу Досифею, а он далее 17/30 апреля 1924 года – епископу Горазду и Епархиальному Совету Восточно-Чешского диоцеза181.

По какой причине Священный Архиерейский Синод Сербской Православной Церкви за те прошедшие пять месяцев не запротоколировал и не выполнил решение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви и не известил соответствующий Совет, остается неизвестным. Одно несомненно: Епархиальный Совет Восточно-Чешского диоцеза успел отозвать свое прошение о посвящении нового епископа прежде, чем им было сообщено решение Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, хотя решение было принято на несколько месяцев раньше, чем направлено новое письмо упомянутого совета Сербской Православной Церкви.

В самой Чехии ситуация все более усложнялась, и отделение Православной Церкви от Чехословацкой Церкви являлось уже вопросом считанных дней. В начале 1924 года усилились открытые нападки на личность епископа Горазда, но он и далее продолжал решительно и неколебимо стоять на позициях Православия. В защиту епископа Горазда решительно выступил Совет Моравской епархии. После этого заявления Моравской епархии радикально настроенная часть Чехословацкой Церкви назначила на 6 апреля 1924 года заседание Оломоуцкого прихода, оставшегося верным идеям епископа Горазда. Основным пунктом программы было избрание нового совета. При голосовании из 626 голосов 342 были отданы Фарскому и 282 епископу Горазду. Этот результат не изменился и после собрания моравского духовенства в Пршерове 15 апреля 1924 года. Таким образом, победа осталась на стороне Фарского182.

Православные были бессильны против радикального направления, пользовавшегося большим авторитетом в Чехии. Епископ Горазд пока оставался в Чехословацкой Церкви, но только формально. Из 102 приходов 95 избрали патриархом Фарского. Когда это официально сообщили, епископ Горазд 21 июля 1924 года заявил о своем уходе с епископальной кафедры Чехословацкой Церкви. Едлинский пишет по этому поводу: «К своей отставке с поста епископа и выходу из Чехословацкой Церкви епископ Горазд лично относился негативно. Он чувствовал огромную ответственность за тех, кто поддерживал православную ориентацию, и открыто обещал, что приложит все усилия, чтобы как можно скорее найти выход из этой крайне неприятной ситуации... Его сторонники подтвердили, что считают правильным последовательно трудиться над созданием Православной Церкви в Чехословакии, поскольку это соответствует первоначальным целям Чехословацкой Церкви от 1921 г., когда она хотела стать „самобытной Православной Церковью чехословацкого народа“. Они приветствовали идею связи православно ориентированной части Чехословацкой Церкви с остальными православными группами в Чехословакии, чтобы тем самым создать единую Православную Церковь во всей стране»183.

Сербская Православная Церковь прервав связи с реформаторской фракцией Чехословацкой Церкви не считала свою миссию в Чехословацкой республике завершенной. Епископ Досифей вновь посещал Чехословакию и как делегат трудился на организации и объединении всех православных в Чехословакии. Епископ Горазд, со своей стороны, остался верным сыном Сербской Православной Церкви, и его паства поддерживала его в этом. О том, что Сербская Православная Церковь еще в то время, когда епископ Горазд формально оставался епископом Чехословацкой Церкви, трудилась над объединением всех православных общин в Чехословакии, свидетельствует письмо сербского священника при консульстве Миливое Цврнчанина, который присутствовал на заседании Моравской епархии 28 марта 1923 года в Пршерове, где была подтверждена преданность епископу Горазду и Православию. В своем письме он подчеркивает, что ему удались переговоры с делегатами Чехословацкой Церкви в Праге, которые не признают Фарского, чтобы они присоединились к православной общине в Праге и др. Червинки, и чтобы на соборе они избрали себе новое управление и нового кандидата во епископы, а за это время епископ Горазд и далее будет организовывать свою епархию и так все православные епархии будут с одним заданием»184.

Из этого письма следует, что Сербская Православная Церковь ни на секунду не забывала о епископе Горазде и верующем православном народе Чехословакии.

После ухода епископа Горазда, а с ним и части верующих Чехословацкая Церковь продолжила свою деятельность по реформации вероучения. Так, со временем церковь была переорганизована и сегодня существует под названием Гуситская Чехословацкая церковь.

Поскольку точка зрения православных под предводительством епископа Горазда была окончательно прояснена, перед Сербской Православной Церковью в Чехословакии встала новая задача. Ее миссия была продолжена в другой форме – необходимо было объединить все православные группы в Чехословакии в единую Православную Церковь. К сожалению, полное объединение так и не состоялось во время миссии Сербской Православной Церкви в Чехословакии, что оказало влияние на общую ситуацию с православными в Чехословакии вплоть до начала Второй мировой войны.

* * *

140

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 13 от 7/20 мая 1922 г.

141

Český zápas, 11. listopadu, 1921, Praha, čís. 45, s. 6.

142

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 13 от 7/2-.05.1922.

143

Там же.

144

Там же.

145

Vladimír Grigorić, Pravoslavná Církev v Republice Československé, Praha, 1928, c. 110–112.

146

Интересно, что фамилию кандидата в епископы Восточно-Чешской епархии епископ Досифей пишет как «Паржик», Шуварский – «Парик», в журнале Český zápas – «Пажик».

147

Český zápas, 27. ledna 1922, Praha, čís. 4, c. 4.

148

Šuvarský, Jaroslav. Biskup Gorazd, Praha, 1979, c. 123.

149

Личный архив епископа Досифея Васича в Нише как епископский архив уничтожены и приведены в большой беспорядок болгарской армией во время II мировой войны (по свидетельству епископа Нишского Иеринея, так что теперь у нас нет возможности установить, был ли в тех архивах интересующий нас материал, касающийся упомянутого периода).

150

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска», син. № 593 от 7/20.05.1922.

151

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска», син. № 473 от 23/05.04.1922.

152

Там же.

153

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 475 от 23.03./05.04.1922.

154

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 588 от 7/20.05.1922.

155

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 588 от 7/20.05.1922.

156

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 871 от 10/23.06.1922. Синод одобрил прошение 2/15.07.1922.

157

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви Папка «Еп. Чешко-моравска» Син. № 1196 от 13/26 августа 1922.

158

Там же.

159

Šuvarský, Jaroslav. Biskup Gorazd, Praha, 1979, с. 124.

160

Dr. F. Kozák, Církev Československá, Český zápas, 23. června, 1922, Praha, № 23, c. 4.

161

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Чешко-моравска епархиjа», син. № 1357 от 9/22.09.1922.

162

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Чешко-моравска епархиjа». Незарегистрировано.

163

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Чешко-моравска епархиjа». Син. № 1359 от 9/22 сентября 1922. Работа разделена в две группы, поскольку законы, относящиеся к Чехии и части Словакии, еще со времен Австрии различались от законов, которые действовали в Прикарпатской России и остались в силе и после I мировой войны.

164

О самом содержании катехизиса на русском языке написал митрополит Дорофей (Филипп) в упомянутой диссертации, с. 373–378. (прим. автора).

165

Biskup Dositej Vasić // Český zápas, 20. října 1922, Praha, čís. 42, str. 2.

166

Karel Farský, Český zápas, 20. října 1922, Praha, čís. 42, str. 3.

167

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № конфиденциально.

168

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № конфиденциально.

169

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 7153 от 31.01./13.02.1923, конфиденциально.

170

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 187/34 от 20 января/2 февраля 1923 г.

171

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 177/34 от 25 января/7 февраля 1923 г.

172

Митрополит Дорофей (Филипп), указ. соч., с. 384–385.

173

Jaroslav Šuvarský. Biskup Gorazd, Praha, 1979, s. 147. Сравни Р. Jедлински, «Горазд, епископ чешкоморавски (1879–1942)», Крагуjевац, 1991, с. 10.

174

Za pravdou, 15. března 1923, Olomouc, čís. 11, s. 2.

175

Радомир Jедлински, указ. соч., с. 11.

176

J. Šuvarský, указ. соч., с. 147–148.

177

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № Конфиденциально от 26.09./09.10.1923.

178

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 175/78 от 15 января 1924 г.

179

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 828 от 31 марта/13 апреля 1924 г.

180

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 857 от 27 мая/9 июня 1924 г.

181

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 852 от 30 мая/12 июня 1924 г.

182

Za pravdou, 17. dubna 1924, Olomouc, čís. 16, str. 99.

183

Jедлински P., указ. соч., с. 17.

184

Архив Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви. Папка «Еп. Чешко-моравска». Син. № 153 от 14/27 апреля 1923 г.


Источник: Миссия Сербской Православной Церкви в Чехии и Словакии во главе с епископом Нишским Досифеем (Васичем) в 20-е и 30-е гг. XX века и передача ее дел в ведение Русской Православной Церкви в 1946 году / Курсовое соч. студента 4 курса Санкт-Петербургской Духовной Академии Милутина Янича. - СПб.: СПбПДА, 2004. - 223, [12] с. (На правах рукописи).

Комментарии для сайта Cackle