святитель Григорий Богослов

Блага земные

Пусть у меня хлеб в скудость и вода в редкий напиток, пусть меня, как древле Адама и Еву, покрывают смоковные листья и домом мне служит расселина в камне или дупло в буке, жизнь моя проста и не лучше звериной, или, бременя землю, как нищий и новый Лазарь, брошенный у ворот горделивца, влачу жалкую жизнь и болезненное тело, – все это ныне, а там – пропасть и грозное воздаяние за все здешние наслаждения. У тебя пресыщение, а у меня скорбь – кратковременны, и потом все забыто. За гробом все станем одно, все – один прах. Там одно место рабам и царям, никому нет преимущества в преисподней. Поэтому и благами настоящими не пленяйся, и скорбями здешней жизни не слишком занимай мысли. Вместе с наслаждениями оставишь и все скорби, и притом в скором времени. Ибо что продолжительно в однодневной жизни (2)?

* * *

Долго ли надмеваться нам тем, что маловажно и пресмыкается по земле? Долго ли играть с детьми в куклы и проходить в восторг от рукоплесканий? Прейдем отсюда; станем мужами, бросим грезы, не будем останавливаться на тенях, предоставим другим приятности или, чаще, горести жизни. Пусть над другими издеваются, другими играют и мечут зависть, время и случай, как называют непостоянство и неправильность всего человеческого. Прочь от нас высокие чины, властвование, богатства, блеск, превозношение, падение – эта малостоящая и презренная слава, превозносимый которой терпит больше бесславия, нежели осмеянный! Прочь от нас эти детские игрища и лицедейства на этом великом позорище! Мы будем держаться Слова и взамен всего возжелаем иметь Бога – единое вечное и свойственное нам благо – чтобы заслужить нам одобрение даже здесь за то, что, будучи еще так малы, ищем столь великого, или непременно – там. Поскольку награда добродетели – стать богом, озариться чистейшим светом, созерцаемым в Троичной Единице, от Которой имеем теперь едва несколько лучей, то к этому шествуй, в этом преуспевай, окрыляйся мыслью, берись за вечную жизнь. Ни на чем не останавливай своих надежд, пока не достигнешь вожделенной и блаженной вершины. И очень знаю, похвалишь меня теперь не много, а вскоре несравненно больше, когда увидишь себя в том состоянии, какое обещаю, и найдешь, что это не пустое блаженство, не вымыслы ума, но сама действительность (2).

* * *

Для чего было и получать благо, если ему не надлежало навсегда при нас остаться? Все приятное не столько увеселяет, когда оно при нас, сколько огорчает, удалясь от нас (2).



Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Упование на Бога святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ДАРЫ БОЖИИ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – БЛАГОЧЕСТИЕ праведный Иоанн Кронштадтский

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Красота преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Возвращение к злым делам святитель Димитрий Ростовский

6. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Красота святитель Игнатий (Брянчанинов)

7. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Вечность святитель Тихон Задонский

8. Симфония к письмам преподобного оптинского старца Льва – Буква Л преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ИДЕАЛ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Песнопения таинственные (сборник избранных стихотворений) – О промысле святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle