святитель Григорий Богослов

Отшельник

(Афанасий Великий) поселяется в священных и божественных обителях египетских отшельников, которые, разлучившись с миром и возлюбив пустыню, живут для Бога, посвятив Ему себя более всех пребывающих во плоти. Одни из них ведут совершенно уединенную жизнь без сообщения с людьми, беседуют единственно с самими собой и с Богом и то одно почитают миром, что знают о нем в пустыне. Другие, своей общительностью выполняя закон любви, вместе пустынники и общежительные; для прочих людей и вещей, для всего, что кружится перед нами, то увлекая, то увлекаясь и обольщая нас быстрыми переменами, – они умерли, а друг для друга составляют целый мир, взаимным примером поощряя друг друга к добродетели. С ними беседуя, великий Афанасий, как и для всех других был посредником и примирителем, подражая умиротворившему кровью Своею то, что было разлучено (ср. Кол. 1, 20), так примиряет и пустынножительство с общежитием, показав, что и священство совместимо с любомудрием176, и любомудрие имеет нужду в тайноводстве; ибо в такой мере согласил между собой то и другое и соединил в одно как безмолвное делание, так и деятельное безмолвие, что убедил поставлять монашество более в благонравии, нежели в телесном удалении от мира. Почему и великий Давид был насколько деятельнейший, настолько и самый уединенный человек, если в подтверждение нашего слова сильно и несомненно сказанное им: я один останусь, пока не перейду (Пс. 140, 10). Таким образом, превосходящие других добродетелью были ниже Афанасия разумением в большей мере, нежели в какой превосходили других, и немногое привнося от себя к совершению священства, гораздо более сами заимствовали к усовершению любомудрия. То для них было законом, что он одобрял, и все то опять отвергалось ими, чего он не одобрял; его определения служили для них Моисеевыми скрижалями; к нему больше имели почитания, нежели сколько люди должны иметь к святым (1).

* * *

176

Созерцательной и подвижнической жизнью.



Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ОБРАЗ БОЖИЙ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Правитель святитель Василий Великий

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Совет преподобный Ефрем Сирин

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Нрав святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – СОВЕТ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПРАВЕДНИКИ святитель Иоанн Златоуст

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Тимофей, Пономарь митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Библейская энциклопедия – Идеала архимандрит Никифор (Бажанов)

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Архангельский А. П. профессор Александр Павлович Лопухин

10. Послания – Послание 304(492). Чаду Протерию преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle