Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

святитель Григорий Богослов

Чистота

Будьте чистыми и непорочными чадами Божиими посреди рода лукавого и развращенного, не опутывайтесь сетями нечестивых, окрест ходящих, и не связывайтесь узами своих грехов (см. Притч. 5, 22)(1).

* * *

Очистим себя, братия, ради мучеников, вернее, ради Того, для Которого и они очистили себя кровью и истиной, освободим себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор. 7, 1), омоемся, очистимся (Ис. 1, 16) и сами представим тела наши и души в жертву живую, святую, благоугодную Богу,– это наше словесное служение и молитва (Рим. 12, 1). Ибо для чистого ничто так не драгоценно, как чистота и очищение (1).

* * *

Есть также таинственное и сокровенное учение (весьма вероятное для меня и для всякой боголюбивой души), по которому из достигавших совершенства прежде пришествия Христова никто не достигал этого без веры во Христа. Ибо хотя Слово ясно открылось уже впоследствии, в определенное время, однако же умам чистым было ведомо и прежде, как показывают многие прославленные до Христа (1).

* * *

Надобно очистить сперва самих себя, а потом уже беседовать с Чистым (1).

* * *

Похвально для тебя и супружество, но выше супружества нерастленность. Супружество – уступка немощи, а чистота – светлость жизни. Супружество – корень святых, а чистота – их служение. Ее и древле уважали в установленные тому времена, например, Адам в раю, Моисей на горе Синае, отец Предтечи – Захария, служа во храме. Супружество – корень и богоугодного девства, однако же оно – закон плоти и раболепство плотскому похотению. Kогда имели силу закон, и сени, и временные служения, тогда и супружество как нечто детское удерживало за собою первенство. Когда же буква уступила и заменил ее дух, когда Христос, родившись от Девы, пострадал плотью, тогда воссияла чистота, и она отсекает мир, из которого с восшедшим Христом должно нам переселиться в горнее (2).

* * *

Хорошо обязаться супружеством, только целомудренно, уделяя большую часть Богу, а не плотскому союзу. Лучше же остаться свободным от уз, все отдать Богу и горним. Бог не сопряжен, Ангелы бесплотны, а вещество сопряжено и исполнено тления. Вступивший в супружество печется о супруге и о милых детях, а у девственников все попечение о Христе. Если жена может тебе дать то же, что и Бог,

то супружеская жизнь равна безбрачной. А если не может, то между этими родами жизни нет равенства. Поэтому не укоряйте меня, родители, предпочитающие супружество, а не чистоту; не унижаю супружества, но для себя избираю чистоту (2).

* * *

Так у меня безопасно целомудрие. Оттого у меня многочислен лик дев, подражающих жизни бесплотных Ангелов и самому Богу, Который один сожительствует с ними. K чему же это ведет? K тому, что всякий стремится к будущей жизни, желает переселиться отсюда, освободившись от уз и законов супружеских. С тех пор как пришел ко мне Христос Сын Матери-Девы, творит Он меня девственником по новым законам. Поскольку вступил я в жизнь и, связанный скоротечностью и тлением, принужден знать скоротечное и подлежащее тлению, чтобы из видимого и блуждающего научиться лучшему, то с радостью возвожу образ к Богу посредством свободной и несвязанной жизни, не оставив здесь и следа своей кожи, но презрев ее, как иные презирают какой-нибудь другой надутый мех, всецело стремлюсь к всецелому Богу, имея искренними спутниками многих других, которые, взирая на единую чаемую жизнь, принесли в дар подателю всяческих Богу не власы и не имение, но первое из всего принадлежащего нам – чистоту и бесплотность. Это сонмы новых назореев, исполненные и сияющие теми внутренними лепотами246, какие чтут девственники до крови. Что мог бы я сказать тебе о какой-нибудь Фекле или о всех тех, которые, чтобы соблюсти красоту свою запечатленной для Бога, смело шли на опасности? Не то ли одно, что всегда и всякому было очень известно? Видишь неусыпные псалмопения Богу мужей и жен, забывших свою природу, столь многочисленных, столь высоких по жизни и обожившихся? Видишь два лика Ангелов, то согласно, то противогласно, и горе и долу, песнословящие Божие величие и естество? Так должен ты чтить чистоту, имея столько побуждений и образцов; взирая на них, очисти себя самого, чтобы принять тебе от Бога законы (2).

* * *

Чистота есть общение с Богом (2).

* * *

246

Лепота – красота. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Григория Богослова / [ред.-сост.: Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 608 с. - (Духовное наследие).; ISBN 978-5-485-00194-0

Комментарии для сайта Cackle